Файл: СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 2086

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-хлебной торговлей;

-перерабатывать хлеб на КВАСНЯХ (квас);

Промысловое хозяйство крупных феодалов базировалось на собственных ресурсах, и было способом умножения доходов, извлекаемых из вотчин.

Сам царь Алексей Михайлович имел:

-винные заводы;

-пивоварни;

-маслобойни;

-мельницы;

-солеварни;

-заводы по производству кирпича;

-стекольные заводы;

Нужды царского двора обеспечивали:

- Пушкарский двор (лили пушки)

- Оружейная палата

- Монетный двор – возник ещё в 16в.




5. Начало складывания Всероссийского рынка, образование крупных капиталов в сфере торговли и ростовщичества. Появление первых ярмарок.


ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ.

В XVII веке расширился масштаб торговых связей между отдельными территориями и городами страны. Начался процесс создания ЕДИНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА, который завершился во 2 половине XIX века.

Крупнейший центр торговли – Москва. Созданы торговые ряды и рынки, где можно было купить все, что производилось в России. Усилилась торговля Центра России с Сибирью. В Сибирь шли отечественные и иностранные промышленные изделия: ткани, топоры, кожи, обувь, одежда, хлеб. Из Сибири – продукты промыслов, пушнина.

Новым явлением в развитии внутренней торговли стало появление ЯРМАРОК. Ярмарка центр оптовой торговли.

Крупнейшие ярмарки XVII:


- МАКАРЬЕВСКАЯ – создана в городе Макарьевске у Нижнего Новгорода. Связи северных и центральных районов страны с Поволжьем, Сибирью.

- СВЕНСКАЯ - под городом Брянском. Связь Украины и центра России.

- ИРБИТСКАЯ на Урале – связь центра с Сибирью.

- АРХАНГЕЛОГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА под Архангельском. Связь северных районов с центром страны.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Экспорт: мех, зерно, лен, пенька, кожа, сало, икра, воск,

Импорт: металл, сукно, пряности, благовония, предметы роскоши, чай, лимоны, чернослив.

Внешняя морская торговля с Европой осуществлялась через порт Архангельск, который действовал несколько месяцев в году.

Основные торговые партнеры России на Западе:

-Англия;

-Голландия;

-Швеция;

-Речь Посполитая;

Ведущий партнер – Голландия.

Сухопутным путем товары России в Европу шли через:

-Новгород;

-Псков;

-Смоленск;

-Путивль;

-Свенскую ярмарку.

На юге главный порт - АСТРАХАНЬ, через который шла торговля с Востоком.

Иностранные купцы в этих портах создавали свои ТОРГОВЫЕ ДВОРЫ:

1) АРХАНГЕЛЬСК - Английский, Голландский торговые дворы.

2) АСТРАХАНЬ - Индийский, Персидский торговые дворы.

Русское правительство поддерживало КУПЕЧЕСТВО – сословие, занимающееся торговлей.

ТАМОЖЕННЫЙ УСТАВ или ТОРГОВЫЙ УСТАВ

1653 гг.


В 1653 году в ответ на прошение купцов во главе с Д.И. Строгановым был принят Таможенный Устав или Торговый Устав.

Суть:

1) Введена единая 5% рублевая пошлина с цены ввозимого товара.

2) Иностранцы платили 6% пошлину, а при торговле внутри страны с них бралась проезжая пошлина 2%.


Таким образом, устав регулировал торговые отношения в стране.

НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ

1667гг.


Автор устава дипломат, экономист, государственный деятель времен Алексея Михайловича Афанасий Ордин-Нащокин.

Цели введения устава:

1) Усилить приток драгоценных металлов в страну.

2) Затруднить иностранцам торговлю внутри страны и облегчить положение русских купцов в конкурентной борьбе с иностранцами.

Суть:

1) Увеличение торговых пошлин на ввозимый иностранный товар. Теперь 10%.

2) При продаже товара на месте (и только оптом) – 6%.

3) Русские купцы платили пошлины 4-5%.

4) Иностранные купцы не могли торговать на внутренних ярмарках, только пограничных.

5) Контроль над качеством товара: за продажу плохого товара – конфискация товара и лишение права торговли.

Новоторговый устав положил начало политики:


1) ПРОТЕКЦИОНИЗМА – это политика защиты и покровительства отечественных предпринимателей от конкуренции иностранных товаров.

Путем:

-усилением экспорта;

-высоких таможенных пошлин;

-ограничение импорта.

2) МЕРКАНТЕЛИЗМА – это экономическая политика, согласно которой прибыль создается в сфере денежного обращения. Богатство страны заключается в деньгах, чем больше денег в казне государства, тем богаче само государство. Накопление денежных богатств может быть достигнуто с помощью государственной власти.


4. УКРЕПЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ

Все общество делилось на «ЧИНЫ» - сословные группы, отличающиеся от других своим юридическим положением, закрепленным в законах и передающимся по наследству.

Купцы первой Гильдии – Гости.

«Государевы купцы» - капитал от 20 до 100 тысяч рублей. Они руководили таможенной службой в крупных городах, служили в государственных учреждениях. Для получения звания «Гостя» нужны крупные капиталы, заслуги перед государством. Могли выезжать за границу, освобождались от тягла, покупали вотчины.









Купцы второй Гильдии – Гостиная Сотня.

Столичное купечество, все тоже, что у «Гостей», только ниже рангом, не могли свободно выезжать за границу.








Купцы третьей Гильдии – Суконная Сотня.

Провинциальное купечество, платили подати в казну.







РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI века


В связи с образованием единого централизованного государства начинает складываться на основе местных культурных традиций ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

Большую роль на культуру оказал СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надо следовать.

В качестве образца:

- живописи – творчество Андрея Рублева, Оно взято за основу с точки зрения иконописи – распределение фигур, цветов.

- в зодчестве – Успенский Собор Кремля.

- в литературе – сочинения митрополита Макария.


ГРАМОТНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ.


С образованием единого государства растет потребность в грамотных людях.


В общегосударственном масштабе ОБРАЗОВАНИЕ было:

1) Начальным;

2) Носило церковный характер;

3) Доступно лишь избранным.

Грамотность развита только в среде феодалов, духовенства и купечества.




Обучение, как правило, происходило при монастырях.

Основа обучения – богословские дисциплины, чтение, письмо, начала арифметики.

Учебные пособия – богослужебные книги.

Письменность – скоропись – беглое письмо.

Материал для письма – бумага, которую начали использовать ещё в 14в. Привозили из Италии, Франции, Польши.


НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ


Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял потребность в них. Важным событием в развитии русской культуры стало появление КНИГОПЕЧАТАНИЯ, начало которого относиться к 1553г.

Первые издания не имели авторов и не датировались. Поэтому началом книгопечатания считают 1564г., когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Ее возглавили ИВАН ФЕДОРОВ и ПЕТР МСТИСЛАВЕЦ.

Типографические работы начались в Кремле, а затем перенесены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии.

Первой датированной книгой, напечатанной с санкции царя и митрополита, стал «АПОСТОЛ» 1564 года. В 1565году издан «ЧАСОСЛОВ» - сборник ежедневных молитв.

Затем Федоров покинул Москву, создал первые типографии в землях Украины и Белоруссии. В 1574 году Федоров и Мстиславец во Львове выпустили первый русский букварь – «Азбуку». За весь 16 век было издано типографическим способом 20 книг. В Москве дело И. Федорова продолжили мастера НИКИФОР ТАРАСИЕВ и НЕВЕЖА ТИМОФЕЕВ. Печатный двор был государственным предприятием, мастера получали жалованье.


ПУБЛИЦИСТИКА И ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

События 16 века вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

- о характере и сути государственной власти;

- о церкви;

- о месте России среди других стран;

Первые литературно - публицистические произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику:

- «Сказание о великих князьях Владимирских».

- «Сказание о Владимире Мономахе».

В них говорилось о наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддерживала и Православная церковь.

В «Послании монаха Филофея Василию III» cформулирована знаменитая концепция «Москва – 3й Рим», ставшая идеологией русского самодержавия.


К ЖАНРУ ПУБЛИЦИСТИКИ ОТНОСЯТ СОЧИНЕНИЯ:

1) Федора Ивановича Карпова. В своем послании к митрополиту Даниилу, он говорил, что церковная и светская власть имеют разные задачи и добиваются их решения разными средствами. Обосновывая свои взгляды, он ссылался на древнегреческого мыслителя АРИСТОТЕЛЯ – это первое обращение к сочинениям греческого мыслителя в истории русской общественной мысли.


2) Крупным русским публицистом 16 века был Иван Семенович Пересветов.

Он обратился к Ивану Грозному с посланиями (челобитными) в которых была изложена его ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – «Сказание о царе Константине».

Иван Пересветов критиковал годы «боярского правления» за злоупотребления знати. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, с опорой на дворянство. Ратовал за возвышение людей по ЗАСЛУГАМ, не по БОГАТСТВУ и ЗНАТНОСТИ.

3) Публицистическое наследие оставил князь Андрей Курбский, бежавший в Литву и начавший переписку с Иваном Грозным. Главной обсуждаемой проблемой стала проблема ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОНАРХА и ПОДДАННЫХ (прежде всего – круга его советников). Курбский резко критиковал отношения царя к своим советникам, предлагал идею ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ царя. В свою очередь Иван Грозный выступил с развернутым обоснованием своего права на неограниченную власть и повиновение подданных. Царь подробно перечислял все доводы в пользу того, что его власть должна быть НЕОГРАНИЧЕННОЙ, а Москва – новым центром христианского мира.

ЛИТЕРАТУРА

Летописания:

1) «Летописец начала царства» - описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти в России.

2) «Книга Степенная царского родословия» - книга содержит портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов от Владимира I до Ивана Грозного.

3) «Лицевой летописный свод» - НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. Это историческая энциклопедия по всемирной истории от сотворения мира до середины 16 века. Один из списков летописи содержит 16 тысяч миниатюрцветных иллюстраций, за что получил название ЛИЦЕВОЙ СВОД – «лицо» - изображение.

Исторические повести:

В них, как и раньше, преобладает героическая тематика:

1) «Казанское взятие» – рассказ об отношениях Руси с Золотой Ордой, затем – казанским ханством и о покорении Казани Иваном Грозным.

2) «О хождении Стефана Батория на град Псков».

3). В 20е годы 16 века в Иосифо – Волоколамском монастыре был создан «Русский Хронограф» - впервые тексты византийских исторических сочинений были соединены в одно целое с русской летописью.

«ДОМОСТРОЙ»

Энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм 16 века является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного СИЛЬВЕСТРА «Домострой» - учебник нравственности, свод наставлений и советов по ведению дома и хозяйства, определявший поведение человека в семье и обществе.

Эти правила на долгое время стали образцом уклада в семье и обществе.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ»

В 30е годы 16 века новгородский архиепископ МАКАРИЙ, затем митрополит Макарий поставил цель – собрать в составе одной энциклопедии все «душеполезные» книги, известные древнерусской письменной традиции.


Итогом многолетних трудов стали «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ» - 12 томный свод текстов в рамках годового, 12 месячного круга чтения - «Чтения ежемесячные». Макарий передал свод Успенскому Собору Кремля.

АРХИТЕКТУРА

1) Завершение строительства ансамбля Московского Кремля.

Завершили строительство русские и итальянские мастера:

- Пьетро Солари;

- Аристотель Фиораванти;

- Марк Фрязин;

- Алевиз Новый;

- Андрей Чохов – оружейный мастер создал в Кремле ЦАРЬ – ПУШКУ.

2) Новым направлением в архитектуре 16 века было строительство больших ПЯТИГЛАВЫХ монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве.

Наиболее известны:

- Успенский собор в Троице – Сергиевом монастыре;

- Смоленский собор Новодевичьего монастыря;

- Софийский собор в Вологде;

- Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове.

3) Еще одно направление – строительство НЕБОЛЬШИХ каменных или деревянных ПОСАДСКИХ храмов. Они являлись центрами слобод и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

4) В 16 веке началось строительство каменных Кремлей в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. Смоленский Кремль возводит архитектор Федор Конь.

5) Продолжается строительство защитных оборонительных укреплений вокруг Москвы:

- в 30е годы 16 века прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена КИРПИЧНОЙ СТЕНОЙ названной КИТАЙГОРОДСКОЙ стеной. Архитектор ПЕТРОК МАЛЫЙ.

- в конце 16 века архитектор ФЕДОР КОНЬ возвел белокаменные стены 9 километрового БЕЛОГО ГОРОДА (современное Бульварное кольцо).

- в конце 16в. в связи с набегом крымских татар была сооружена последняя линия внешних укреплений Москвы – ЗЕМЛЯНОЙ ВАЛ – 15км. деревянная стена – крепость на валу. (Современное Садовое кольцо).

6) Расцвет архитектуры 16 века связан с появлением нового стиляШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА. Такие храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте.

Памятники шатрового зодчества:

- Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532г), созданная по приказу Василия III, в честь рождения сына, будущего Ивана Грозного.

- Покровский собор (Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого - 1555г – 1561г.). Зодчие – русские мастера БАРМА и ПОСТНИК. Храм построен в честь взятия русским войском Казани.

- Храмы в Суздале, Загорске.

ЖИВОПИСЬ

В 16 веке наметились 2 тенденции развития:

  1. Стирание границ местных школ;

  2. Заметное усиление светских элементов.

1) ИКОНОПИСЬ – господствует московская школа, которая станет основой общерусской национальной иконописной школы.

2) В 16 веке расширяется круг тем живописи. Церковный Собор 1553г. – 1554г. разрешил изображать на иконах ЛИЦА ЦАРЕЙ, КНЯЗЕЙ и «БЫТИЙНОЕ ПИСЬМО». То есть исторические сюжеты. Это способствует развитию жанра ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.