Файл: СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 2082

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усиление САМОДЕРЖАВНОЙ власти монарха связано с конкретными факторами:

1) С закрепощением населения и обострением социальных противоречий.

2) С завершением формирования СЛУЖИЛОГО СОСЛОВИЯ, находившегося под контролем государства.

3) С восстановлением экономики и увеличением налогов в пользу государства.


САМОДЕРЖАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЯВЛЯЛИСЬ:


1. В изменении титула царя. Вместо «государь, царь, великий князь всея Руси» -«САМОДЕРЖЕЦ». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти.

2. В принятии Соборного Уложения 1649 г, где закрепляется престиж личности царя, и используются суровые наказания за преступления против царской власти.

3. В прекращении деятельности Земских Соборов. Центральная власть, окрепнув, перестала нуждаться в сословно-представительном органе, который после 1653 г никогда не собирался в полном составе.

4. В возрастании значения ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ и приказной бюрократии.




Приказы



Постоянные

Временные



Государственные

Приказ тайных дел

Дворцовые




Патриаршие




Действовало 40 приказов постоянно работающих. Среди самых влиятельных был приказ, созданный Алексеем Михайловичем «Тишайшим» - Приказ Тайных дел, подчиненный лично царю.

5. В создании ВОЕВОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ на местах. Царь назначал на местах воевод, которым подчинялись земские и губные старосты.

6. В начале РЕОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ. Стрелецкое войско не являлось профессиональным и политически благонадежным, уровень подготовки дворянского ополчения был крайне низким.

В результате в начале XVII века создаются первые полки ПОСТОЯННОЙ АРМИИ:

- ПЕХОТНЫЕ – солдатские;

- РЕЙТАРСКИЕ – конница;

- ДРАГУНСКИЕ - пешие и конные;

- ПОЛКИ «НОВОГО СТРОЯ» - из навербованных за границей немцев.

Эти полки вытеснили дворянское ополчение и стрелецкое войско.

7. В объединении уездов в «РАЗРЯДЫ» - крупные административные единицы.

8. В отмене МЕСТНИЧЕСТВА в 1682 году. Теперь назначение лиц на государственные должности осуществлялось не по родовитости и происхождению, а по личным заслугам. «Разрядные книги», где фиксировались родословные, были сожжены.

9. В подчинении церкви государству. «Дело патриарха Никона».

Таким образом, шел постепенный переход от СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ к АБСОЛЮТИЗМУ.


ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.

Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 50-60х гг. XVII века.

Цель реформы: духовное сближение с другими православными народами и прежде всего с греками. Укрепление дисциплины, порядка, нравственных устоев в среде духовенства.

Необходимость реформы:

1) Централизация государства требовала подчинения церкви государству.

Церковь же была крупным земельным собственником, имевшим судебные и налоговые привилегии. Попытка власти ограничить права церкви встретила с её стороны решительный отпор.


2) Кризисные явления поразили саму церковь.

Смута привела к резкому падению нравственности общества, в том числе и в кругах духовенства. Разночтения в Священных книгах, различие в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Срочно требовалась УНИФИКАЦИЯ – единообразие церковных правил и обрядов.

3) Россия пыталась объединить под своей властью все православные церкви и народы. Претензии Москвы на центр православия –«Москва-3й Рим».

В середине 40х гг. XVII века в Москве сложился кружок «РЕВНИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ».

Вошли крупные церковные деятели:

- царский духовник Стефан Вонифатьев;

- окольничий боярин Федор Михайлович Ртищев;

- настоятель Новоспасского московского монастыря Никон;

- протопопы АВВАКУМ, Даниил, Лазарь и др.

Их церковная программа предполагала:

1) Укрепление православных ценностей;

2) Борьбу с язычеством;

3) Повышение нравственного уровня духовенства.

4) Ответственность Москвы за судьбу православия.

Кружок распался в 1652г из-за разногласий членов кружка по поводу вступления Никона в ПАТРИАРШИЙ САН.

Никон (Никита Минов)религиозный и политический деятель, родился в 1605 г в семье крестьянина. В 30 лет, потеряв 3 малолетних детей, принял монашество в Соловецком монастыре. Будет вести жизни ПУСТЫННИКА (отшельника) на острове, затем стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г прибыл в Москву, стал настоятелем Новоспасского монастыря, а в 1650 г –митрополитом Новгородским. В 1652 г в возрасте 47 лет избран ПАТРИАРХОМ РОССИИ. Никона связывала дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьим расположением он долго пользовался.

Оценки личности разные, но историки видят в Никоне крупную церковную фигуру XVII века.

С патриархом Никоном связано начало реформы церковной жизни. Первые шаги Никона были направлены на НРАВСТВЕННОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА:

1) Никон выступил с инициативой запрета продажи спиртных напитков в праздники и ПОСТНЫЕ ДНИ (пост) в городах;

2) Закрыты ПИТЕЙНЫЕ дома (оставался 1 на город);

3) Запрет продавать водку монахам и священникам.

4) Никон добился выселения иностранцев в Немецкую слободу как носителей КАТОЛИЧЕСТВА.



ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА НИКОНА

1653

Началась в 1653 году, когда перед началом Великого Поста Никон разослал московским приходам «ПАМЯТЬ» - циркуляр об унификации обрядов и установлении единообразия церковной службы. За образец взяты греческие правила и обряды.

Суть реформы:

1) Введен единый культ богослужения, то есть единые церковные обряды. Креститься 3, а не 2 пальцами как ранее, имя Христа писать «Иисус», а не «Исус», предписывались иконы только греческого образца.

2) Все книги и иконы, напечатанные по старым образцам, предписывалось уничтожить.


3) В 1656 г Церковный собор подтвердил отлучение от церкви всех, кто крестится 2 перстами.

Никон и его реформа поддерживались царём Алексеем Михайловичем. В период 1653-4-1658 г Никон фактически стал соправителем царя.

Но постепенно отношения царя и патриарха обострялись. 10 июля 1658 г Никон в Успенском соборе Кремля объявил, что оставляет ПАТРИАРШИЙ САН и покидает Москву, уйдя в Новоиерусалимский монастырь.


«Дело» патриарха Никона. Церковный Собор 1666-1667 г

Церковный раскол.

После разрыва с царем Никон начал критиковать Соборное Уложение 1649г, призывал духовенство не признавать мирской суд, обвинять царя во вмешательстве в церковные дела, главная идея – «СВЯЩЕНСТВО» выше «ЦАРСТВА». Противостояние приобрело ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ характер.

На Церковном Соборе 1666-1667 г Никон был осужден за самовольное оставление ПАТРИАРШЕСТВА, НИЗЛОЖЕН и ПРОСТЫМ МОНАХОМ сослан в Ферапонтов монастырь. Никон умер в 1681 г по дороге в Новоиерусалимский монастырь, куда ему разрешил вернуться царь Федор Алексеевич.

Но Церковный Собор 1666- 1667 г одобрил реформу Никона, а противники её были осуждены.

Церковная реформа Никона вызвала сильное сопротивление со стороны многих ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ, а затем и ШИРОКИХ НАРОДНЫХ МАСС, которые воспринимали изменения в обрядовой сфере как перемену веры. Никон проводил реформу поспешно и жестоко, преследуя своих противников.

В результате церковная реформа Никона привела к ЦЕРКОВНОМУ РАСКОЛУ на официальную церковь и старообрядчество.

Трагедия происходящего состояла в том, что раскололась не только ЦЕРКОВЬ, но и всё РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.

Старообрядцы включали представителей разных социальных групп духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, крестьянства. Они отказались принять реформу Никона и выступали за возвращение дореформенным порядкам.

Протест выражался в разных формах:

- уход в отдалённые места Севера, на Урал, в Сибирь, основание там своих поселений;

- групповые и индивидуальные самосожжения (до 20 тыс. человек);

- вооруженное сопротивление.


СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668 – 1676

Это была открытая борьба старообрядцев против власти. Соловецкий монастырь, расположенный на островах Белого моря был крупнейшим феодальным собственником на Севере. Соловецкие монахи отказались принять новые богослужебные книги, началась смена настоятелей монастыря и была конфискована вся ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ монастыря.

В 1668 г на Соловки послано стрелецкое войско, началась 8-летняя осада монастыря. Сопротивление было сломлено в результате предательства монаха, который провел в монастырь отряд стрельцов. Последовала жестокая расправа, погибло до 500 человек.

ПРОТОПОП АВВАКУМ


Крупнейшим представительством старообрядчества был протопоп АВВАКУМ – глава и идеолог русского раскола. Выступал против реформ Никона. В 1653г. с семьей сослан в ссылку в Сибирь в город Тобольск, возвращен в Москву и продолжил борьбу. Вновь сослан на Север, на Церковном Соборе 1666-1667 осужден за борьбу, выслан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме. По царскому указу сожжен в срубе.


Религиозно-философские взгляды Аввакум изложил в произведениях:

- «Книга бесед»;

- «Книга толкований и нравоучений»;

- «Житие протопопа Аввакума».

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

В историографии существуют разные оценки раскола и старообрядчества:

1) Дореволюционная историография трактовала старообрядчество как результат невежества и фанатизма масс.

2) Историк Щапов А.В. оценивал его как народную оппозицию всему государственному строю России, придав расколу СОЦИАЛЬНЫЙ, а не религиозный характер.

3) В советское время господствовала «КЛАССОВАЯ» точка зрения. Историк Павленко И.И. считал, что низы общества безразлично относились к обрядовой стороне реформы и поддерживали старообрядцев только потому, что они боролись против боярского государства.

Бояре же - сторонники старой веры, видя в ней символ старины, хотели не допустить формирование абсолютизма.







ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в.


Осуществлялась в 4 основных направлениях и решала свои задачи:

1) Северо-западное направление.

Главная задача-возвращение выхода к Балтийскому морю.

2) Западное направление.

Главная задача – возвращение потерянных в период Смуты Смоленских, Черниговских, Новгород-северских земель. Решение этой проблемы связано с борьбой Украины и Белоруссии за воссоединение с Россией.

3) Южное направление.

Главная задача - выход к Черному морю и защита южных границ от набегов вассала Османской империи – Крымского хана.

4) Восточное направление.

Главная задача - дальнейшее продвижение на восток в целях эксплуатации природных богатств Сибири, выход к Тихому океану и установление там границ России.

СЕВЕРО – ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Главная опасность после Смуты на данном направлении - Швеция, которая оккупировала Новгородскую землю. Шведский король Густав-Адольф желает распространить свою власть на весь русский Северо - Запад.

В июне 1615 года шведские войска осадили Псков и штурмовали его несколько месяцев. Но взять Псков не смогли.

В 1617 году заключен мир в Столбове. По СТОЛБОВСКОМУ МИРУ шведы ушли с большей части занятых ими в годы Смуты русских земель, кроме побережья Финского залива. Это означало, что Россия оказалась полностью отрезанной от Балтийского моря.


РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА 1656 – 1658 гг.

Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция начала против неё военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков.

Целью Алексея Михайловича было не допустить подчинения польских земель шведам, в результате в Москве принято решение начать войну со Швецией. Заключив с Польшей перемирие, русские войска взяли Даугавпилс, Дерпт (Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам под Гдовом в 1657 году.

Но все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана Ивана Выговского, сменившего умершего в 1657г Богдана Хмельницкого. Он пошёл на секретный союз с Польшей против России.


В 1658 г было заключено русско-шведское перемирие на 3 года.

В 1660 г Швеция заключила мир с Польшей.

В 1661 г Россия подписала со Швецией КАРДИССКИЙ МИР, по которому:

1) Границы восстанавливались по Столбовскому миру 1617, Россия отдавала все земли в Прибалтике, опять потеряв возможность выхода в Балтийское море, которое шведы уже называли «шведское озеро».

2) Швеция отказывалась помогать Польше в войне с Россией.

Таким образом, была предотвращена опасность возникновения направленной против России польско-шведской коалиции.

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ К РОССИИ 1648 – 1654 гг.


После Смуты Речь Посполитая не признала Михаила Федоровича русским царем и начала борьбу за воцарение на русский престол королевича ВЛАДИСЛАВА.

Поход Владислава за царской короной начался осенью 1617 года. По стране были разосланы обращения признать «законного» царя.

В сентябре 1618 года польско-литовская армия подошла к Москве и начала штурм города. В этой ситуации никто не поддержал Владислава, но ослабленная Смутой Россия хотела добиться мира ценой любых уступок.

В декабре 1618 года у стен Троице-Сергиева монастыря в селе Деулино заключено перемирие сроком на 14 лет. По ДЕУЛИНСКОМУ ПЕРЕМИРИЮ:

1) К Польше отходили земли, которые она захватила к началу наступления Владислава – Смоленск, Северская и Черниговская земля и их главные города Новгород-Северский и Чернигов.

2) Польша не признала Михаила Федоровича и продолжала считать законным правителем Владислава.

3) Стороны договорились об обмене пленных и, в частности, что поляки отпустят на Русь митрополита Филарета.


После заключения Деулинского перемирия главной целью русской внешней политики стал возврат захваченных Польшей русских земель и борьба за отказ королевича Владислава от притязаний на русский трон.

СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА 1632-1634 г

В апреле 1632 года в Польше умер король Сигизмунд III и начался период «безкоролевья». Россия, рассчитывая, что в стране начнется борьба за власть, и получив крупного союзника в лице Швеции приняла решение вернуть Смоленск и объявила войну Польше войну.

Расчеты России оказались нереальны:

- перед лицом внешней угрозы поляки быстро выбрали королем Владислава IV;

- Швеция не стала помогать России.

В этих условиях 30 - тысячная русская армия под командованием боярина Шеина подошла к Смоленску в середине 1632 года и осадила город. После долгих боев армия Шейна в августе 1633 году сама оказалась в осаде войск Владислава IV. Оказать помощь Шеину не удалось, так как, воспользовавшись ситуацией на юге, началось наступление Крымских татар. Армия Шейна в середине февраля 1634 года приняла предложение Польши о капитуляции, русская армия отошла от Смоленска со знаменами и личным оружием. Шеин спас только 8 тысяч человек. Войска Польши не смогли пройти вглубь России, так как безуспешно осаждали в течении 2 - х месяцев крепость БЕЛУЮ.