ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2020
Просмотров: 2118
Скачиваний: 4
Культура Киевской Руси унаследовала культуру:
- восточнославянских племен;
- влияние кочевых народов;
- влияние Византии.
Культуру домонгольской Руси делят на 3 периода:
1). Культура восточных славян.
2). Культура Киевской Руси.
3). Культура в период феодальной раздробленности.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Письменность появилась задолго до христианства. Остались упоминания, что древние славяне пользовались УЗЕЛКОВОЙ И УЗЕЛКОВО - ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ письменностью.
Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 половине 9в. (862 г.) византийских братьев из города Солоники КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, создавших ПЕРВУЮ СЛАВЯНСКУЮ АЗБУКУ. Первоначально создавалась для распространения христианских священных текстов. Договор 911г. с Византией уже был написан на двух языках – греческом и славянском.
Старейшие славянские тексты написаны 2 азбуками – ГЛАГОЛИЦЕЙ И КИРИЛЛИЦЕЙ.
ГЛАГОЛИЦА – имеет более раннее происхождение, где использовано греческое письмо, древнееврейские и восточные алфавиты.
КИРИЛЛИЦА – в ее основе только греческое письмо.
Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси:
1. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия с надписями:
- женщины подписывали ПРЯСЛИЦА – глиняные кольца, которые надевали на веретено;
- сапожник вырезал на колодке обуви имя заказчика;
- гончары подписывали амфоры.
2. Большое количество надписей найдено на стенах каменных зданий и соборов. Их называют ГРАФФИТИ.
3. В 1951г. археологи в г. Новгороде обнаружили более 700 берестяных грамот.
До изобретения бумаги БЕРЕСТА, в отличие от ПЕРГАМЕНТА была дешевым писчим материалом. Ее достаточно было прокипятить в воде, чтобы она стала податливой для письма. Писали на ней ПИСАЛАМИ специальными металлическими стержнями или птичьими перьями. Берестяные грамоты найдены в Смоленске, Москве, Полоцке, и других городах. Стиль письма, при котором прописывалась каждая буква и не допускались пробелы между словами – УСТАВ.
4. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более 300 детей. Глубокое образование получила дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, где девушки обучались грамоте. Князья и духовенство знали иностранные языки. В монастырях собирались значительные библиотеки.
ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Устное народное творчество представлено:
- заговорами;
- заклинаниями;
- обрядовыми песнями;
- пословицами, поговорками;
- былинами (популярными героями былин являются новгородский купец, играющий на гуслях Садко, Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
ЛИТЕРАТУРА
Литература родилась в высших слоях общества. Дошло около 150 книг.
Писали на ПЕРГАМЕНТЕ – специально выделанной телячьей коже. Писали чернилами или КИНОВАРЬЮ – сернистая ртуть, краски ярко – красного цвета.
Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки (выражение «писать с красной строки»). Книги украшали рисунками – миниатюрами. Сшитые листы книг переплетали, наиболее ценные оковывали золотом, украшали драгоценными камнями.
ДРЕВНЕЙШИЕ КНИГИ
1. «ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ», написанное в 1056 – 1057г. по заказу новгородского посадника Остромира.
2. «ИЗБОРНИК» - 1073 год, принадлежал Святославу Ярославичу.
Вся древнерусская литература делилась на ПЕРЕВОДНУЮ и ОРИГИНАЛЬНУЮ.
ПЕРЕВОДНАЯ: зарубежная религиозная и светская литература:
- Священное Писание;
- Произведения Иоанна Златоуста;
- Произведения Кирилла Иерусалимского;
- «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия;
- «Александрия» - повесть о подвигах и жизни Александра Македонского.
Оригинальная древнерусская литература представлена основными жанрами:
- летописания;
- житие (агиография) – жизнеописание духовных подвигов святого;
- слово (поучение);
- хождения и исторические повести.
ЛЕТОПИСАНИЕ
Летопись- это погодные (год) записи событий.
Главное место в древнерусской литературе занимало написание летописей. Написанием летописей занимались монахи, прошедшие специальное обучение. Древнейшая летопись Киевской Руси – «Повесть временных лет» монаха Киево – Печерского монастыря Нестора, написанная в 1113г.
Известны летописи феодальной раздробленности:
- «Псковская летопись»;
- «Ипатьевская летопись», обнаружена в Ипатьевском монастыре под Костромой в Галице – Волынской земле;
- «Лаврентьевская летопись» Владимиро – Суздальской земли, названная по имени монарха Лаврентия.
ЖИТИЕ
Житие – представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Главным произведением, написанном в этом жанре станет «Житие Бориса и Глеба» монаха Нестора.
Слово (поучения, речи)
Слово - произведение, относящиеся к жанру красноречия.
На Руси известны 2 разновидности этого жанра:
Торжественное красноречие; Нравоучительное красноречие.
Древнейшими памятниками торжественного красноречия являются:
-«Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Иллариона (11в.). Это церковно – политический трактат, в котором изложено его понимание места Руси в мировой истории. Он объясняет смысл крещения Руси, роль церкви в истории страны.
- «Память и похвала Владимира» монаха Иакова (2 половина 11в.). В этом произведении идеи Иллариона получают дальнейшее развитие через фигуру Владимира 1.
- «Притча о человеческой душе» епископа города Турова Кирилла. Дает свое толкование в смысле человеческого бытия, рассуждает о необходимости связи души и тела. Размышляет о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает идею о единстве Руси.
Древнейшим памятником нравоучительного красноречия является «Поучение детям Владимира Мономаха», написанное им в конце жизни, когда он уже был «великим киевским князем» и обращенное к его сыновьям.
Суть: его сыновья
- не должны завидовать творящим беззаконие;
- не должны покушаться на чужое имущество;
- не должны злоупотреблять едой и питьем;
- уметь управлять своими чувствами;
- совершать добрые дела;
- защищать обиженных;
- стариков чтить как отца, а молодых как братьев;
- жену любить, но не давать власти над собой;
- не лениться, ибо только делом можно получить милость Божию.
Далее Мономах описывает деяния своей жизни, приводя примеры из личного опыта. Поместил в «Поучение» перечень своих военных походов, подвигов на войне.
ХОЖДЕНИЯ
Хождения – разновидность литературы путешествий.
«Хождения игумена Даниила в святые места» - 12 век, автор игумен Даниил. Подробно описывает свой путь в святые места к «Гробу Господню», рассказывает о пребывание при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов.
Этот жанр рассказывает не только о христианских святынях, но в нем содержатся сведения о природе, климате, обычаях других стран.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ
Самым известным памятником литературы домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве». В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев и их хана КОНЧАКА, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже одним-двумя годами позже). Неизвестный автор скорбит по поводу поражения Игоря, его попадания в плен к половцам и гордится стойкостью Игоря в плену и его бегством.
Главной линией произведения является призыв к единству русских земель, прекращению усобиц между князьями и требование совместной борьбы с кочевниками.
АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
До конца 9в. на Руси отсутствовало монументальное каменное зодчество. Постройки были только ДЕРЕВЯННЫЕ или ДЕРЕВЯННО-ЗЕМЛЯНЫЕ. Выдающимся памятником деревянного зодчества был Киевский Кремль, срубленный из дуба. С принятие христианства на Руси начинает распространяться монументальное каменное зодчество.
Для строительства применялся кирпич – ПЛИНФА, белый камень, известняковые плиты – РАКУШЕЧНИК.
Учителями русских мастеров- зодчих стали византийцы. Первые храмы, соборы были построены византийскими мастерами в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями.
Тип храмов - КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ.
Первые христианские храмы на Руси строились как КРЕСТОВО - КУПОЛЬНЫЕ ХРАМЫ: 4,8 и более столбов образовывали КРЕСТ, над которым возвышался КУПОЛ. В восточной части здания – АЛТАРНОЙ совершались богослужения. Появился ИКОНОСТАС- место, где размещались иконы.
ИКОНА – изображения на деревянной доске святых, Спасителя, на которые совершаются религиозные культы. Иконы были главным атрибутом церквей, храмов. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение БОГОМАТЕРИ С МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ («Владимирская богоматерь»), выполненная неизвестным греческим живописцем на рубеже 11в.- 12в.
Русские мастера – иконописцы: АЛИМПИЙ, ОЛИСЕЙ, ГЕОРГИЙ.
Храмы пышно украшались, в качестве украшений использовались:
МОЗАЙКА – создание изображений из кусочков непрозрачного стекла, минералов, мрамора.
ФРЕСКА («мерцающая живопись») – живопись по сырой штукатурке водяными красками. Основная тематика фресок – изображение святых, евангельские сцены.
КРУПНЕЙШИМИ ХРАМАМИ
Киевской Руси и периода феодальной раздробленности были:
Киев:
- Десятинная церковь. 10 век. ( Владимир I) Рухнула после взятия города монголо-татарами. Это была 25 – главая церковь из кирпича, украшенная резным мрамором, мозаикой, фресками.
- собор Святой Софии Киевской 1037 г. ( Ярослав Мудрый)
Новгородская земля:
- церковь Спаса на Нередице. Конец 12в.
- собор Святой Софии в Новгороде,
- собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119г.). Строгость и простота форм.
Северо – Восточная Русь:
- Спасский собор в Переяславле – Залесском, построенный при Юрии Долгоруком,
- Успенский собор во Владимире (1158г. – 1167г.) при Андрее Боголюбском.
Смоленская земля:
- церковь Петра и Павла.
Черниговская земля:
- Спасо– Преображенский собор в Чернигове (1036г.)
ДЕКОРАТИВНО _ ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО.
Большое распространение получило ювелирное мастерство: ювелирные изделия выполнялись в технике ЧЕКАНКИ, СКАНИ, ГРАВИРОВКИ, ЧЕРНИ ПО СЕРЕБРУ, ЗЕРНИ, ПЕРЕГОРОДЧАТОЙ ЭМАЛИ.
СКАНЬ – вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивался ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
ЗЕРНЬ – вид ювелирной техники: мелкие серебряные и золотые шарики напаивают на орнамент.
ФИЛИГРАНЬ – сочетание скани и зерни.
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – сочетание скани и эмали, т.е. промежутки между перегородками узора заливали разноцветной эмалью.
Ювелиры изготавливали сережки, браслеты, подвески, кольца, ожерелья.
На Руси было известно до 60 специальностей ремесленников – кузнечное дело, производство кирпича, многоцветной керамики, обработки кожи и дерева.
В Западной Европе славились изделия русских кузнецов – ножи, сложные замки, оружие – кольчуги, сабли, мечи.
МУЗЫКА
На Руси развивались 2 вида музыкальных направлений:
- народная музыка
- богослужебное пение
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Песенный фольклор и языческое обрядовое пение сопровождалось игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах.
СКОМОРОХИ – первые древнерусские профессиональные актеры при дворах князей, соединявшие в себе певца, музыканта и акробата. Скоморохи играли на музыкальных инструментах.
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ - распространялось после принятия христианства. Первое время на церковных службах пели греческие и южнославянские певцы.
ВЫВОДЫ:
1) Сочетание языческой культуры с христианством. Это уникальное явление получило название «ДВОЕВЕРИЕ».
2) К 12в. Русь стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств.
3) В 12в.-13в. происходит расцвет местных стилей летописания, зодчества, искусства.
4)Начался процесс складывания единой национальной культуры, единого древнерусского языка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ. (12в. – 15в.)
РУСЬ УДЕЛЬНАЯ.
Государственная раздробленность – закономерный этап развития всех крупных государств.
Распаду Киевской Руси на отдельные княжества способствовал ряд факторов:
1) Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения Рюриковичей в отдельные семейства, живущих на отдельных территориях.
Так вотчинные владения превращаются в УДЕЛЫ.
УДЕЛ – земельное держание, принадлежащее князю.
УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период феодальной раздробленности, отсутствие государственного централизма, распад единой державы на отдельные земли и княжества.
УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ - князя, как правило, дети «Великого Киевского князя».
2) ЗНАЧИТИЛЬНЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ: распространение трехполья увеличивало производство избыточного продукта, что превращало боярские вотчины в важный источник дохода. Это приводило к росту самостоятельности удельных князей, желанию выйти из-под власти киевского князя, прекратить выплату ему дани.
3) Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращались в центры отдельных территорий. Города играли роль «центра княжеских администраций», городское население как и удельные князья не хотело платить дань киевскому князю.
4) ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛИ КИЕВА.
С потерей в 12 веке значения торгового пути «Из варяг в греки» ослабела экономическая основа единства государства, сократилось поступление торговых пошлин в казну киевского князя, что подрывало его могущество. Это было связано с тем, что путь «из варяг в греки» находился в центре бесконечных набегов половцев. Эти набеги приведут к массовому оттоку населения из Киева, что так же подорвет могущество Киевской Руси.
ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Положительные |
Отрицательные |
1) Экономическое развитие земель, возвышение городов – местных центров. Развитие ремесла и торговли. 2) Складывание аппарата власти на местах. 3) Складывание местных традиций в культуре, храмовом зодчестве, изобразительном искусстве, литературе. |
1) Обособление сопровождалось междоусобицами, где дружины князей воевали между собой. 2) Дробление земель будут продолжаться, уделы станут все меньше и меньше. 3) Ослабление обороноспособности русских земель, неспособность противостоять сильному врагу. 4) Распад связей между отдельными русскими землями, падение международного престижа русских земель. |