Файл: СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 2118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Культура Киевской Руси унаследовала культуру:

- восточнославянских племен;

- влияние кочевых народов;

- влияние Византии.


Культуру домонгольской Руси делят на 3 периода:

1). Культура восточных славян.

2). Культура Киевской Руси.

3). Культура в период феодальной раздробленности.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

Письменность появилась задолго до христианства. Остались упоминания, что древние славяне пользовались УЗЕЛКОВОЙ И УЗЕЛКОВО - ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЙ письменностью.

Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 половине 9в. (862 г.) византийских братьев из города Солоники КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, создавших ПЕРВУЮ СЛАВЯНСКУЮ АЗБУКУ. Первоначально создавалась для распространения христианских священных текстов. Договор 911г. с Византией уже был написан на двух языках – греческом и славянском.

Старейшие славянские тексты написаны 2 азбуками – ГЛАГОЛИЦЕЙ И КИРИЛЛИЦЕЙ.

ГЛАГОЛИЦА – имеет более раннее происхождение, где использовано греческое письмо, древнееврейские и восточные алфавиты.

КИРИЛЛИЦА – в ее основе только греческое письмо.

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси:

1. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия с надписями:

- женщины подписывали ПРЯСЛИЦА – глиняные кольца, которые надевали на веретено;

- сапожник вырезал на колодке обуви имя заказчика;

- гончары подписывали амфоры.

2. Большое количество надписей найдено на стенах каменных зданий и соборов. Их называют ГРАФФИТИ.

3. В 1951г. археологи в г. Новгороде обнаружили более 700 берестяных грамот.

До изобретения бумаги БЕРЕСТА, в отличие от ПЕРГАМЕНТА была дешевым писчим материалом. Ее достаточно было прокипятить в воде, чтобы она стала податливой для письма. Писали на ней ПИСАЛАМИ специальными металлическими стержнями или птичьими перьями. Берестяные грамоты найдены в Смоленске, Москве, Полоцке, и других городах. Стиль письма, при котором прописывалась каждая буква и не допускались пробелы между словами – УСТАВ.

4. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более 300 детей. Глубокое образование получила дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, где девушки обучались грамоте. Князья и духовенство знали иностранные языки. В монастырях собирались значительные библиотеки.

ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Устное народное творчество представлено:

- заговорами;

- заклинаниями;

- обрядовыми песнями;

- пословицами, поговорками;

- былинами (популярными героями былин являются новгородский купец, играющий на гуслях Садко, Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)


ЛИТЕРАТУРА

Литература родилась в высших слоях общества. Дошло около 150 книг.

Писали на ПЕРГАМЕНТЕ – специально выделанной телячьей коже. Писали чернилами или КИНОВАРЬЮ сернистая ртуть, краски ярко – красного цвета.

Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки (выражение «писать с красной строки»). Книги украшали рисунками – миниатюрами. Сшитые листы книг переплетали, наиболее ценные оковывали золотом, украшали драгоценными камнями.

ДРЕВНЕЙШИЕ КНИГИ

1. «ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ», написанное в 1056 – 1057г. по заказу новгородского посадника Остромира.

2. «ИЗБОРНИК» - 1073 год, принадлежал Святославу Ярославичу.

Вся древнерусская литература делилась на ПЕРЕВОДНУЮ и ОРИГИНАЛЬНУЮ.

ПЕРЕВОДНАЯ: зарубежная религиозная и светская литература:

- Священное Писание;

- Произведения Иоанна Златоуста;

- Произведения Кирилла Иерусалимского;

- «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия;

- «Александрия» - повесть о подвигах и жизни Александра Македонского.

Оригинальная древнерусская литература представлена основными жанрами:

- летописания;

- житие (агиография) – жизнеописание духовных подвигов святого;

- слово (поучение);

- хождения и исторические повести.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Летопись- это погодные (год) записи событий.

Главное место в древнерусской литературе занимало написание летописей. Написанием летописей занимались монахи, прошедшие специальное обучение. Древнейшая летопись Киевской Руси – «Повесть временных лет» монаха Киево – Печерского монастыря Нестора, написанная в 1113г.

Известны летописи феодальной раздробленности:

- «Псковская летопись»;

- «Ипатьевская летопись», обнаружена в Ипатьевском монастыре под Костромой в Галице – Волынской земле;

- «Лаврентьевская летопись» Владимиро – Суздальской земли, названная по имени монарха Лаврентия.

ЖИТИЕ

Житие – представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Главным произведением, написанном в этом жанре станет «Житие Бориса и Глеба» монаха Нестора.

Слово (поучения, речи)

Слово - произведение, относящиеся к жанру красноречия.

На Руси известны 2 разновидности этого жанра:

Торжественное красноречие; Нравоучительное красноречие.

Древнейшими памятниками торжественного красноречия являются:

-«Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Иллариона (11в.). Это церковно – политический трактат, в котором изложено его понимание места Руси в мировой истории. Он объясняет смысл крещения Руси, роль церкви в истории страны.

- «Память и похвала Владимира» монаха Иакова (2 половина 11в.). В этом произведении идеи Иллариона получают дальнейшее развитие через фигуру Владимира 1.

- «Притча о человеческой душе» епископа города Турова Кирилла. Дает свое толкование в смысле человеческого бытия, рассуждает о необходимости связи души и тела. Размышляет о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает идею о единстве Руси.


Древнейшим памятником нравоучительного красноречия является «Поучение детям Владимира Мономаха», написанное им в конце жизни, когда он уже был «великим киевским князем» и обращенное к его сыновьям.

Суть: его сыновья

- не должны завидовать творящим беззаконие;

- не должны покушаться на чужое имущество;

- не должны злоупотреблять едой и питьем;

- уметь управлять своими чувствами;

- совершать добрые дела;

- защищать обиженных;

- стариков чтить как отца, а молодых как братьев;

- жену любить, но не давать власти над собой;

- не лениться, ибо только делом можно получить милость Божию.

Далее Мономах описывает деяния своей жизни, приводя примеры из личного опыта. Поместил в «Поучение» перечень своих военных походов, подвигов на войне.

ХОЖДЕНИЯ

Хождения – разновидность литературы путешествий.

«Хождения игумена Даниила в святые места» - 12 век, автор игумен Даниил. Подробно описывает свой путь в святые места к «Гробу Господню», рассказывает о пребывание при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов.

Этот жанр рассказывает не только о христианских святынях, но в нем содержатся сведения о природе, климате, обычаях других стран.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ

Самым известным памятником литературы домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве». В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев и их хана КОНЧАКА, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже одним-двумя годами позже). Неизвестный автор скорбит по поводу поражения Игоря, его попадания в плен к половцам и гордится стойкостью Игоря в плену и его бегством.

Главной линией произведения является призыв к единству русских земель, прекращению усобиц между князьями и требование совместной борьбы с кочевниками.

АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

До конца 9в. на Руси отсутствовало монументальное каменное зодчество. Постройки были только ДЕРЕВЯННЫЕ или ДЕРЕВЯННО-ЗЕМЛЯНЫЕ. Выдающимся памятником деревянного зодчества был Киевский Кремль, срубленный из дуба. С принятие христианства на Руси начинает распространяться монументальное каменное зодчество.

Для строительства применялся кирпич – ПЛИНФА, белый камень, известняковые плиты – РАКУШЕЧНИК.

Учителями русских мастеров- зодчих стали византийцы. Первые храмы, соборы были построены византийскими мастерами в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями.

Тип храмов - КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ.

Первые христианские храмы на Руси строились как КРЕСТОВО - КУПОЛЬНЫЕ ХРАМЫ: 4,8 и более столбов образовывали КРЕСТ, над которым возвышался КУПОЛ. В восточной части здания – АЛТАРНОЙ совершались богослужения. Появился ИКОНОСТАС- место, где размещались иконы.


ИКОНА – изображения на деревянной доске святых, Спасителя, на которые совершаются религиозные культы. Иконы были главным атрибутом церквей, храмов. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение БОГОМАТЕРИ С МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ («Владимирская богоматерь»), выполненная неизвестным греческим живописцем на рубеже 11в.- 12в.

Русские мастера – иконописцы: АЛИМПИЙ, ОЛИСЕЙ, ГЕОРГИЙ.

Храмы пышно украшались, в качестве украшений использовались:

МОЗАЙКА – создание изображений из кусочков непрозрачного стекла, минералов, мрамора.

ФРЕСКА («мерцающая живопись») – живопись по сырой штукатурке водяными красками. Основная тематика фресок – изображение святых, евангельские сцены.

КРУПНЕЙШИМИ ХРАМАМИ

Киевской Руси и периода феодальной раздробленности были:

Киев:

- Десятинная церковь. 10 век. ( Владимир I) Рухнула после взятия города монголо-татарами. Это была 25 – главая церковь из кирпича, украшенная резным мрамором, мозаикой, фресками.

- собор Святой Софии Киевской 1037 г. ( Ярослав Мудрый)

Новгородская земля:

- церковь Спаса на Нередице. Конец 12в.

- собор Святой Софии в Новгороде,

- собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119г.). Строгость и простота форм.

Северо – Восточная Русь:

- Спасский собор в Переяславле – Залесском, построенный при Юрии Долгоруком,

- Успенский собор во Владимире (1158г. – 1167г.) при Андрее Боголюбском.

Смоленская земля:

- церковь Петра и Павла.

Черниговская земля:

- Спасо– Преображенский собор в Чернигове (1036г.)

ДЕКОРАТИВНО _ ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО.

Большое распространение получило ювелирное мастерство: ювелирные изделия выполнялись в технике ЧЕКАНКИ, СКАНИ, ГРАВИРОВКИ, ЧЕРНИ ПО СЕРЕБРУ, ЗЕРНИ, ПЕРЕГОРОДЧАТОЙ ЭМАЛИ.

СКАНЬ – вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивался ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

ЗЕРНЬ – вид ювелирной техники: мелкие серебряные и золотые шарики напаивают на орнамент.

ФИЛИГРАНЬ – сочетание скани и зерни.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – сочетание скани и эмали, т.е. промежутки между перегородками узора заливали разноцветной эмалью.

Ювелиры изготавливали сережки, браслеты, подвески, кольца, ожерелья.

На Руси было известно до 60 специальностей ремесленников – кузнечное дело, производство кирпича, многоцветной керамики, обработки кожи и дерева.

В Западной Европе славились изделия русских кузнецов – ножи, сложные замки, оружие – кольчуги, сабли, мечи.

МУЗЫКА

На Руси развивались 2 вида музыкальных направлений:

- народная музыка

- богослужебное пение

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

Песенный фольклор и языческое обрядовое пение сопровождалось игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах.

СКОМОРОХИ – первые древнерусские профессиональные актеры при дворах князей, соединявшие в себе певца, музыканта и акробата. Скоморохи играли на музыкальных инструментах.


БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ - распространялось после принятия христианства. Первое время на церковных службах пели греческие и южнославянские певцы.

ВЫВОДЫ:

1) Сочетание языческой культуры с христианством. Это уникальное явление получило название «ДВОЕВЕРИЕ».

2) К 12в. Русь стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств.

3) В 12в.-13в. происходит расцвет местных стилей летописания, зодчества, искусства.

4)Начался процесс складывания единой национальной культуры, единого древнерусского языка.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ. (12в. – 15в.)

РУСЬ УДЕЛЬНАЯ.


Государственная раздробленность – закономерный этап развития всех крупных государств.

Распаду Киевской Руси на отдельные княжества способствовал ряд факторов:

1) Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения Рюриковичей в отдельные семейства, живущих на отдельных территориях.

Так вотчинные владения превращаются в УДЕЛЫ.

УДЕЛ – земельное держание, принадлежащее князю.

УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период феодальной раздробленности, отсутствие государственного централизма, распад единой державы на отдельные земли и княжества.

УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ - князя, как правило, дети «Великого Киевского князя».

2) ЗНАЧИТИЛЬНЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ: распространение трехполья увеличивало производство избыточного продукта, что превращало боярские вотчины в важный источник дохода. Это приводило к росту самостоятельности удельных князей, желанию выйти из-под власти киевского князя, прекратить выплату ему дани.

3) Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращались в центры отдельных территорий. Города играли роль «центра княжеских администраций», городское население как и удельные князья не хотело платить дань киевскому князю.

4) ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛИ КИЕВА.

С потерей в 12 веке значения торгового пути «Из варяг в греки» ослабела экономическая основа единства государства, сократилось поступление торговых пошлин в казну киевского князя, что подрывало его могущество. Это было связано с тем, что путь «из варяг в греки» находился в центре бесконечных набегов половцев. Эти набеги приведут к массовому оттоку населения из Киева, что так же подорвет могущество Киевской Руси.


ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Положительные

Отрицательные

1) Экономическое развитие земель, возвышение городов – местных центров. Развитие ремесла и торговли.

2) Складывание аппарата власти на местах.

3) Складывание местных традиций в культуре, храмовом зодчестве, изобразительном искусстве, литературе.

1) Обособление сопровождалось междоусобицами, где дружины князей воевали между собой.

2) Дробление земель будут продолжаться, уделы станут все меньше и меньше.

3) Ослабление обороноспособности русских земель, неспособность противостоять сильному врагу.

4) Распад связей между отдельными русскими землями, падение международного престижа русских земель.