ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2020
Просмотров: 2127
Скачиваний: 4
- Иосифо – Волоцкий (1150 книг)
Частные книжные собрания были редкостью. Большими коллекциями обладало духовенство. Книжное собрание С. Полоцкого (651 книга), патриарха Филарета (261 книга). Большие библиотеки были у членов царской семьи.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
В XVII веке шел ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Знания ещё не были оформлены в НАУЧНЫЕ СИСТЕМЫ, а имели ПРИКЛАДНОЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР:
- для организации производства;
- в строительстве;
- в торговле;
- в медицине;
- в математике;
- в наблюдении за природой.
1) Пишутся практические руководства, где обобщается накопленный опят – по геометрии, геологии, физике, химии, медицине.
2) Ценные сведения в области ботаники и медицине содержались в русских и переводных «Травниках» и «Лечебниках» - где описывались болезни и средства их лечения.
3) Рукописи по астрономии основаны на ГЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПТОЛЕМЕЯ – положения земли, как центра Вселенной. В 70е годы XVII в. переведены основы ГЕЛИОЦЕНТРИЧНОЙ СИСТЕМЫ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА. («гео» - земля, «гелио» - солнце).
4) XVII век – эпоха великих русских географических открытий.
Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания.
На рубеже 16в. - начало 17в. появилась общая карта государства «СТАРЫЙ ЧЕРТЕЖ». В 1627 году «БОЛЬШОЙ НОВЫЙ ЧЕРТЕЖ» и «КНИГА К БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ», которая служила комментариям к общей карте и содержала перечень городов с указаниями расстояний между ними.
Экспедиции Пояркова, Дежнева, Хабарова, сибирского казака Атласова – обследовал Камчатку и Курильские острова, открыли для России Дальний Восток, побережье Тихого океана. В ходе экспедиций собраны сведения о реках, полезных ископаемых, флоре и фауне, занятиях населения, языке и обычаях разных народов. Итогом в развитии географических знаний и картографии стала «Чертежная карта Сибири», составленная Семеном Ульяновичем Ремизовым.
ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Литература XVII века характеризуется усилением СВЕТСКОГО начала и тесной связью с общественно – политической мыслью.
ЛЕТОПИСАНИЕ
Изживает себя традиция летописания. В 1630 году при патриаршем дворе Филарета создана последняя летопись «НОВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ», в которой излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания Смуты и доказывались права династии Романовых на царский престол.
ПУБЛИЦИСТИКА
В произведениях публицистики поднимались вопросы:
- власть и общество;
- государство и церковь;
- характер и ответственность царской власти.
1) «СКАЗАНИЕ» Авраамия Палицына 1620г.
Поднимает вопросы Смутного времени.
2) «ВРЕМЕННИК» дьяка Ивана Тимофеева 1619г.
Поднимает вопрос о власти и ее ответственности. Автор считает, что царская власть – гарант порядка в стране, поэтому причина Смуты в правителях и их окружении.
В этих 2х произведениях законными правителями признавались только те, кто получал власть по наследству, поэтому Б. Годунов, Лжедмитрий, В. Шуйский являлись незаконными правителями «лжецарями».
3) «ИНОЕ СКАЗАНИЕ» - посвящено событиям Смуты и восстания Ивана Болотникова.
4) Светская власть нуждалась в идеологическом обосновании перехода к самодержавию, что сделают 2 иностранца ЮРИЙ КРИЖАНИЧ – хорват, католик, получивший образование в Риме, оказался в России в 1659 году. В 1661 году в подозрении в деятельности в пользу католической церкви был выслан в Тобольск, где пробыл 15 лет и написал труд «Думы политичны» - «Политика».
Крупнейшим общественным деятелем, писателем, публицистом XVII века является СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ – белорусский ученый, поэт, учитель царских детей. Ему принадлежит большое количество литературных произведений.
Основные идеи произведений Юрия Крижанича:
1) Считал лучшей формой правления неограниченную монархию. Монарх – наместник бога на Земле.
2) Выступал за укрепление сословного строя, но предлагал смягчить положение крестьян и холопов, чтобы избежать народных восстаний.
3) Считал, что чрезмерная эксплуатация ведет к обнищанию податного населения.
Основные идеи произведений Симеона Полоцкого:
1) Сравнивал царскую власть с солнцем, которое мир озаряет.
2) Считал, что только сильная царская власть может добиться успехов во внешней политике и прекратить «мятежи» внутри страны.
3) Высказывал мысль о ценности человека не по происхождению, а по заслугам.
4) В своих произведениях создал идеальный образ «совершенного монарха » - мудрого, просвещенного, справедливого. Долг идеального монарха – заботиться о просвещении подданных.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ
-
«СОЗЕРЦАНИЕ КРАТКОЕ» Сильвестра Медведева о стрелецком восстании 1682 года и начале регентства Софьи Алексеевны.
-
«СКИФСКАЯ ИСТОРИЯ» Андрея Лызлова о борьбе русского государства с татарами и турками.
-
«СИНОПСИС» украинского автора Иннокентия Гизеля. Краткий обзор русской истории от древности до 70-х годов XVII века, опубликованный в Москве в 1678 году о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси.
-
«Повести об Азовском осадном сидении донских казаков » -цикл повестей о героической борьбе донцев с турками в ходе взятия и защиты Азова 1637 – 1642 годов.
-
«Повесть о завоевании Сибири Ермаком».
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
В XVII веке происходит становление биографического жанра из жанра жития.
Первый опыт автобиографии в русской литературе «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». Житие идеолог старообрядства протопоп Аввакум написал в Пустозерске в 1672 – 1674 гг. Изложил свою биографию в хронологическом порядке, иногда обращаясь к нравоучениям или рассказам о других людях. Назвал свое произведение «Житие» так как при жизни считал себя святым. Новизна произведения состоит в том, что через биографию конкретного исторического лица представлена жизнь России и ее народа.
Житийный жанр в 17 веке переживает определенную трансформацию в сторону ПОВЕСТИ. «Обмирщение» жития видно на примере «Повести о Юлиании Лазаревской», написанной в начале XVII века дворянином Осорьиным, сыном Юлиании. Это семейная хроника, в которой сын описывает благочестивую жизнь своей матери в миру. Это первая в русской литературе биография женщины.
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Бытовая повесть
1) «ПОВЕСТЬ О ГОРЕ - ЗЛОСЧАСТЬЕ» дошла в XVII веке в единственном списке из купеческой среды. Это сюжет о блудном сыне и проблеме отцов и детей. Герой повести молодой человек покинувший отчий дом пытается жить своим умом преследуемый Горем – Злосчастием постоянно испытывает неудачи. Он, нарушая привычные нравственные установки, мораль отцов, был обречен на пьянство и бродяжничество. Избавление от бед нашел в уходе в монастырь и молитве.
2) «ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦИНЕ». Ее герой – купеческий сын забыл родительские наказы и пустился в разгульную жизнь. И здесь появляется дьявол, которому Савва за мирские блага продает душу. Но, пройдя много испытаний, заболел, вымолил прощение перед образом Богородицы, выздоровел и стал монахом Чудова монастыря.
Демократическая сатира
В этих произведениях отражается конфликт личности со средой протест против беззакония и несправедливости общественных отношений. В этом жанре появляются вымышленные герои, используется простой народный язык.
1. «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ», «ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ» - обличают социальную несправедливость, казнокрадство, судебную волокиту, взяточничество судей и их продажность.
2. «КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ» - высмеивает далеко не праведные монастырские порядки и нравы.
3. «СКАЗАНИЕ О КУРЕ И ЛИСИЦЕ» - высмеивается лицемерие духовенства.
4. «СЛУЖБА КАБАКУ» - обличается государственная система спаивания русского народа в форме пародии на церковную службу.
5. «АЗБУКА О ГОЛОМ И НЕБОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ» - говорит о бедности одних и корыстолюбии других.
6. «ПОВЕСТЬ О ФОМЕ О ЕРЕМЕ» - проблема тунеядства и неспособности к труду отдельных представителей дворянства.
Силлабическое стихосложение.
Это стихосложение, основанное на равном количестве слогов в строке, паузе в середине строки и ударении на предпоследнем слоге последнего слова.
Расцвет этой поэзии связан с именем Симеона Полоцкого, автора стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенный на стихи «Псалтырь рифмованный». В этих произведениях прославлял членов царской семьи и Российское государства. Продолжателями творчества С. Полоцкого стали Сильвестр Медведев и Карион Истомин. С именем С.Полоцкого связывают зарождение русской драматургии и поэзии. В стихах стали появляться бытовые сатирические любовные мотивы.
ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «ПОВЕСТЬ О БОВЕ – КОРОЛЕВИЧЕ» - Франция, этот рыцарский роман попал в Италию из Франции затем в Россию.
2. «ПОВЕСТЬ о ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ» пришла в русскую литературу с Востока через казачью среду.
3. «ПОВЕСТЬ ОБ ОТТОНЕ ЦЕСАРЕ РИМСКОМ И СУПРУГЕ ЕГО ЦЕСАРЕВНЕ ОЛУНДЕ» перевод с польского. Эти рыцарские повести переплетались с любовно- авантюрными сюжетами. Польша во второй половине XVII века оставалась основным источником поступления иностранной светской литературы.
4. Из Польши поступил сборник «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» - 900 рассказов от западной и византийской житийной литературы до светских историй на разные темы.
5. Через Польшу попал и другой нравоучительный сборник светского содержания «РИМСКИЕ ДЕЯНИЯ».
6. «АПОФЕГМАТЫ» - сборник изречений философов.
ТЕАТР
В России до XVII века театра не было. В 1672 г пастору из Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори была поручена организация русского Придворного театра.
17 октября 1672г. первое представление пьесы на библейский сюжет -
«АРТАКСЕРКСОВО ДЕЙСТВО». Пьеса очень понравилась Алексею Михайловичу и хотя спектакль длился 10 часов, царь просидел все это время не вставая с места, другие зрители в присутствии царя стояли. Играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли только мужчины. В репертуаре 9 пьес и 7 из них на библейские сюжеты и 2 на светские. На спектаклях играла инструментальная музыка, актеры пели. После смерти Алексея Михайловича в 1676г придворный театр был закрыт. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр – театр СКОМОРОХОВ и ПЕТРУШКИ – главных героев народных кукольных представлений.
АРХИТЕКТУРА
1. В архитектуре 17 века преобладают:
- изменение форм;
- богатое внутреннее убранство;
- нарядность и живописность построек;
- обилие украшений.
Все это современники будут называть «ДИВНОЕ УЗОРОЧЬЕ».
2. Прослеживается тенденция к стремлению к нарядности в крепостном зодчестве. Крепостная архитектура стен и башен монастырей, теряющих свое оборонительное значение, становилась более нарядной, не такой суровой как раньше.
3. В Москве и других городах богатые бояре дворяне и купцы начинают строить КАМЕННЫЕ ДОМА. В гражданском строительстве заказчики отказываются от былой простоты и стремятся к нарядности.
4. В последние десятилетия XVII века получает распространение стиль
«МОСКОВСКОЕ БАРОККО» или «НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ» (поскольку заказчиками большинства храмов были бояре Нарышкины и родственники второй жены Алексея Михайловича Натальи Нарышкиной).
Характерные черты стиля :
- устремленность ввысь построек;
- многоярусность;
-раскраска фасадов;
- применение в качестве украшений колонн;
- сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий;
- высокие украшенные резьбой иконостасы.
Памятники «Московского барокко»
- Церковь Покрова в Филях;
- Трапезная Троице – Сергиева монастыря;
- Колокольня Преображенской церкви Новодевичьего монастыря;
- Успенский собор в Рязани.
5. Каменная архитектура развивается с Деревянным Зодчеством.
Выдающийся образец деревянного зодчества – знаменитый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667 – 1668 гг. Дворец представлял собой сложный комплекс разных построек связанных переходами насчитывал 270 комнат и 3000 окон. Дворец напоминал город с башенками, шатрами, крылечками. Мастера – Семен Петров и Иван Михайлов. Дворец существовал до 1768 г и был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
6. В XVII веке меняется облик Москвы. К 1635 – 1637 г относится строительство ТЕРЕМНОГО ДВОРЦА в КРЕМЛЕ. Это пример гражданской постройки, которая используется и как жилое помещение и как государственное здание. Создали мастера :
- Антип Константинов;
- Бажен Огурцов;
- Трефил Шарутинов;
- Илларион Ушаков.
7. В XVII веке бурно развивается строительство в Ярославле, Костроме, Вологде и Рязани. Особо выделилась ярославская школа:
- церковь Ильи Пророка 1647 – 1650г
- церковь Иоанна Златоуста 1649 -1654г
- церковь Николы Мокрого 1665 – 1672г
- церковь Иоанна Предтечи
- церковь Богоявления.
8. В конце XVII века в Москве идет быстрое церковное строительство:
- церковь Николы в Хамовниках;
- храм Николы в Пыжах;
- церковь Троицы в Никитинках
- церковь Рождества Богородицы в Путинках;
ЖИВОПИСЬ
«Обмирщение» искусства проявилось и в живописи. В начале XVII века господствовали 2 художественных направления: «ГОДУНОВСКОЕ» и
«СТРОГАНОВСКОЕ».
«Годуновское направление»: по заказу Бориса Годунова. Ориентация на рублевско – дианисиевскую эпоху.
«Строгановское направление»: заказы купцов Строгановых. Это искусство иконной миниатюры. Наиболее известные мастера «Строгановской школы» Прокопий Чирин и Назарий Истомин.
Временем расцвета школы русских иконописцев стали 50 -80 гг XVII века. Главой русских живописцев стал СИМЕОН УШАКОВ – работал в Оружейной палате. Именно в кругу Симеона Ушакова зарождаются новые представления о живописи и ее предназначении. Появляются элементы РЕАЛИЗМА как направления живописи. Наиболее известная работа – иконы «Троица». Хранится в Русском музее города Санкт- Петербурга.
Интерес к человеческой личности вызвал появление «ПАРСУНЫ» - (от латинского «личность») то есть ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ. В первой половине XVII века портреты становятся реалистическими, пишутся маслом на холсте.