Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2692

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пищеварительная система. В результате стресса умень­шается секреция слюны во рту. Именно поэтому, когда мы волнуемся, то ощущаем, что во рту у нас все пересохло. Из-за того, что в результате стресса могут начаться неконтро­лируемые сокращения мышц пищевода, возможны трудности с глотанием.

Во время хронического стресса выделение норадрена­лина вызывает спазм капилляров желудка, что препятству­ет выделению слизи и разрушает защитный слизистый барьер на стенках желудка. Без этой преграды соляная кис­лота (содержание которой во время стресса возрастает) разъедает ткань и может достигать кровеносных сосудов, что приводит к образованию кровоточащей язвы.

Из-за того, что в результате стресса меняется ритм со­кращений толстой и тонкой кишок, может возникать диа­рея (если перистальтика станет слишком быстрой) или запор (если перистальтика замедлится).

Современная медицина все нарушения в области желч­ных и поджелудочных протоков, панкреатит, любые про­блемы с желудком связывает со стрессом.

Мускулатура. Под воздействием стресса мышцы на­прягаются. Некоторые люди выглядят так, будто посто­янно готовы защищаться или проявлять агрессию, они постоянно «на взводе». Такое мышечное напряжение на­зывается «зажимом». В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим как «выжатый лимон». Не слу­чайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как гору с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в пе­реносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреа-гированными эмоциями.

Многие из нас не осознают напряжение в мышцах. Но мы излишне крепко сжимаем ручку при письме, сидим на самом краю кресла при просмотре фильма, попав в пробку, сжимаем руль крепче, чем это необходимо, а еще мы сжимаем зубы, когда злимся. А когда мы сталкиваемся с новым стрессором, не избавившись от имеющегося мышечного напряжения, наши мышцы напрягаются еще сильнее.

Перечисленные примеры относятся к скелетным мыш­цам. Стресс отражается и на функционировании гладких мышц (см. ранее механизм увеличения артериального дав­ления, расстройства перистальтики). Так, мигренозные головные боли — это результат сокращения и расширения сонных артерий на одной стороне головы. Фаза сокраще­ния (продром) часто сопровождается повышенной свето­вой и шумовой чувствительностью, раздражительностью, румянцем или бледностью кожи. Когда артерии расширя­ются, определенные химические вещества возбуждают прилежащие нервные окончания, вызывая боль. Головные боли, вызванные мышечным напряжением в результате стресса, могут охватывать лоб, челюсти и даже шею.


Как и в случае головных болей, вызванных напряжени­ем мышц, хронический стресс вызывает спазмы мышц и боль в спине.

Кожа. В стрессовой ситуации усиливается потоотделе­ние, а температура кожной поверхности снижается. Так как норадреналин вызывает сокращение стенок кровенос­ных сосудов, находящихся на поверхности кожи рук и ног, то во время стресса пальцы рук и ног мерзнут больше, чем обычно. Кроме этого из-за сужения сосудов кожа блед­неет. Таким образом, кожа нервных, тревожных, подвер­женных частым стрессам людей холодная, слегка влажная и бледная.

Половая система. Длительное выделение глюкокорти­коидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение и ведет к им­потенции. Стресс считают одной из причин нарушения менструального цикла у женщин, следствием чего явля­ется нарушение репродуктивной функции.


Стресс может вызвать выкидыш у беременной женщи­ны. Согласно исследованиям 70% женщин, имевших вы­кидыши, испытали, по крайней мере, одну стрессовую ситуацию за 4—5 месяцев до этого.

Теперь, когда у вас есть представление о том, как организм реагирует на стресс, вы можете изучить свою собственную реакцию. Отметьте в таблице, как часто у вас


проявляется определенный физический синдром, а потом подсчитайте общую сумму набранных за ответы баллов.

Усталость/Истощение

1

2

3

4

5

Энурез

1

2

3

4

5

Сухость во рту

1

2

3

4

5

Тремор рук

1

2

3

4

5

Боли в спине

1

2

3

4

5

Боли в шее

1

2

3

4

5

Жевательные движения челюстей

1

2

3

4

5

Скрежетание зубами

1

2

3

4

5

Запоры

1

2

3

4

5

Ощущение тяжести в груди или в области сердца

1

2

3

4

5

Головокружение

1

2

3

4

5

Рвота

1

2

3

4

5

Нарушение менструального цикла (для женщин)

1

2

3

4

5

Кожа, идущая пятнами

1

2

3

4

5

Учащенное биение сердца

1

2

3

4

5

Колики

1

2

3

4

5

Астма

1

2

3

4

5

Расстройства пищеварения

1

2

3

4

5

Пониженное давление

1

2

3

4

5

Гипервентиляция

1

2

3

4

5

Боли в суставах

1

2

3

4

5


Сделанные вами выводы важны для того, чтобы сфор­мировать собственную стратегию поведения. Нужно не только понимать фундаментальную потребность в осуще­ствлении своих стремлений, но и знать, каким образом гар­монично сочетать ее с унаследованными возможностями. Ведь количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково.


Завершить данный раздел хочется напоминанием пра­вила «тотальной утилизации», или, как образно назвал его американский психолог Р. Альперт (он же философ Рам Дасс), правила «зерна на мельницу». Все, что бы ни про­исходило с человеком, он может использовать, осмысли­вать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них — всего лишь «зер­но на мельницу», которое надо утилизировать, «перемо­лоть» в себе, чтобы сохранить здоровье и двигаться дальше. В процессе внутренней работы над собой человек может и должен выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность, что бы ни произошло, принять это СПОКОЙНО».

Выводы

Итак, стресс имеет свои позитивные и негативные сто­роны. Главным полезным свойством стресса является, ра­зумеется, его природная функция адаптации человека к новым условиям. Помимо этого, к «полезным» последстви­ям стресса можно отнести повышение уровня стрессоустой-чивости, развитие личностных качеств и личностный рост, реализацию потребности в напряжении сил.

Стресс становится вредным, когда он слишком силь­ный или когда длится слишком долго.

Среди негативных последствий стресса ухудшение вы­полнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические про­блемы. Стресс считается основным виновником в разви­тии психосоматических заболеваний.


Вопросы и задания к главе 5:

  1. Каковы негативные последствия стресса для чело­века?

  1. Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?

  1. Вспомните два случая из своей жизни: один — когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, вто­рой — когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем со­стояло положительное влияние стресса, а во втором — на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессо­вых ситуаций?

Литература

Агаджанян Н.А. Физиология человека. СПб.: Санатрон, 2006.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г Мещеряко­ва, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Ев-рознак, 2006.

БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Вейн A.M. Три трети жизни. 2-е изд. М.: Знание, 1991.

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты, М., 1994.

Билл Д. Все о стрессе. Пер. с англ. М.: Олимп; ACT, 2002.

Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Речь, 2004.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.; ЧеРо, Юрайт, 2002.

Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.


Кокс Т. Стресс. Пер. с англ. М.: Медицина, 1981.

Медицинская и судебная психология: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. М.: Генезис, 2004.

Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (Анатомия, физиология и гигиена человека с основами меди­цинской экологии) в таблицах и схемах. М.: Издат-Шко-ла2000, 1998.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адапта­ция. М.: Наука, 1984.

Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 2004.

САНАТРОН — Система оценки и реабилитации ранних нару­шений физиологических функций человека в реальных усло­виях жизнедеятельности / Под ред. К.В. Судакова. М.: Горизонт, 2001.

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориен­тированный подход к решению психологических проблем (ме­тод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. М.: Медицина, 1960.

Селье Г. На уровне целого организма. Пер. с англ. М: Наука, 1972.

Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.

Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс // Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.

Судаков К.В. Социальные и биологические аспекты психоэмо­ционального стресса: пути защиты и его нежелательных по­следствий // Вестник Междунар. Академии Наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 8-14.

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.

Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: Физкультура и спорт, 1988. Эмоциональный стресс. Пер. с англ. Л.: Медицина, 1970.

Hytten К., Hasle A. Fire-fighters: a study of stress and coping // Acta

Psychiatrica Scandinavica. 1989. Suppl. 335. V. 80. P. 50-55. Horowitz M.J. Stress response syndromes. New York: Aronson, 1976. Selye H. Stress in health and desease. Boston; London, 1976.


Раздел III.

Экстренная психологическая помощь. Травматический стресс



Глава 6. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ


Вопросы, рассматриваемые в главе:

Основные особенности экстремальных ситуаций. Симптомы острой реакции на стресс. Приемы оказания экстренной «допсихологической» по­мощи:

  • как помочь окружающим;

  • приемы самопомощи.


В главе 1 мы определили, что экстремальной ситуацией будем называть внезапно возникшую ситуацию, угрожаю­щую или субъективно воспринимающуюся человеком как угрожающую жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие:

  • обычный уклад жизни разрушается, человек вынуж­ден приспосабливаться к новым условиям;

  • жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь пос­ле события». Часто можно услышать «это было еще до ава­рии» (болезни, переезда и т.д.);

  • человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помо­щи и поддержке;

  • большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на не­нормальную ситуацию.



Можно говорить о том, что, попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии при­нято называть острой реакцией на стресс. В предыдущих главах уже встречалось это определение, теперь постара­емся остановиться на нем подробнее. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее рас­стройство значительной степени тяжести у людей без пси­хических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интен­сивности. Специалисты говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • человек может находиться в состоянии оглушенно­сти, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчая­ние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

  • симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

  • есть четкая временная связь (несколько минут) меж­ду стрессовым событием и появлением симптоматики.

Человек, переживающий подобное состояние, часто нуждается в помощи специалиста — психолога или врача. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью (подробнее об организации и специфике оказания такой помощи специалистами-пси­хологами на месте чрезвычайной ситуации мы остановим­ся в следующей главе). Основной вопрос, рассматривае­мый сейчас, — это возможности и правила оказания такого рода поддержки не профессиональными психологами, а людьми, случайно или по роду деятельности оказавшими­ся рядом с таким человеком.

Рекомендации по оказанию экстренной «допсихологи-ческой» (по аналогии с первой доврачебной) помощи бу­дут разделены на два блока: первый блок рассказывает, как можно помочь окружающим, второй блок будет посвящен самопомощи. Будут рассмотрены приемы помощи при таких состояниях, как: страх, тревога, плач, истерика, апа­тия, чувство вины, злость, гнев, неконтролируемая дрожь, двигательное возбуждение.


Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс

При оказании психологической помощи важно следо­вать следующим правилам:

  • Необходимо позаботиться о собственной безопасно­сти. Переживая горе, человек часто не понимает, что де­лает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физичес­кой безопасности (есть примеры, когда при попытке са­моубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, на­пример, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

  • Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую по­мощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей при­ходится ожидать, или пострадавший изолирован, к при­меру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими: