ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 2738
Скачиваний: 4
Пищеварительная система. В результате стресса уменьшается секреция слюны во рту. Именно поэтому, когда мы волнуемся, то ощущаем, что во рту у нас все пересохло. Из-за того, что в результате стресса могут начаться неконтролируемые сокращения мышц пищевода, возможны трудности с глотанием.
Во время хронического стресса выделение норадреналина вызывает спазм капилляров желудка, что препятствует выделению слизи и разрушает защитный слизистый барьер на стенках желудка. Без этой преграды соляная кислота (содержание которой во время стресса возрастает) разъедает ткань и может достигать кровеносных сосудов, что приводит к образованию кровоточащей язвы.
Из-за того, что в результате стресса меняется ритм сокращений толстой и тонкой кишок, может возникать диарея (если перистальтика станет слишком быстрой) или запор (если перистальтика замедлится).
Современная медицина все нарушения в области желчных и поджелудочных протоков, панкреатит, любые проблемы с желудком связывает со стрессом.
Мускулатура. Под воздействием стресса мышцы напрягаются. Некоторые люди выглядят так, будто постоянно готовы защищаться или проявлять агрессию, они постоянно «на взводе». Такое мышечное напряжение называется «зажимом». В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим как «выжатый лимон». Не случайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как гору с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в переносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреа-гированными эмоциями.
Многие из нас не осознают напряжение в мышцах. Но мы излишне крепко сжимаем ручку при письме, сидим на самом краю кресла при просмотре фильма, попав в пробку, сжимаем руль крепче, чем это необходимо, а еще мы сжимаем зубы, когда злимся. А когда мы сталкиваемся с новым стрессором, не избавившись от имеющегося мышечного напряжения, наши мышцы напрягаются еще сильнее.
Перечисленные примеры относятся к скелетным мышцам. Стресс отражается и на функционировании гладких мышц (см. ранее механизм увеличения артериального давления, расстройства перистальтики). Так, мигренозные головные боли — это результат сокращения и расширения сонных артерий на одной стороне головы. Фаза сокращения (продром) часто сопровождается повышенной световой и шумовой чувствительностью, раздражительностью, румянцем или бледностью кожи. Когда артерии расширяются, определенные химические вещества возбуждают прилежащие нервные окончания, вызывая боль. Головные боли, вызванные мышечным напряжением в результате стресса, могут охватывать лоб, челюсти и даже шею.
Как и в случае головных болей, вызванных напряжением мышц, хронический стресс вызывает спазмы мышц и боль в спине.
Кожа. В стрессовой ситуации усиливается потоотделение, а температура кожной поверхности снижается. Так как норадреналин вызывает сокращение стенок кровеносных сосудов, находящихся на поверхности кожи рук и ног, то во время стресса пальцы рук и ног мерзнут больше, чем обычно. Кроме этого из-за сужения сосудов кожа бледнеет. Таким образом, кожа нервных, тревожных, подверженных частым стрессам людей холодная, слегка влажная и бледная.
Половая система. Длительное выделение глюкокортикоидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение и ведет к импотенции. Стресс считают одной из причин нарушения менструального цикла у женщин, следствием чего является нарушение репродуктивной функции.
Стресс
может вызвать выкидыш у беременной
женщины. Согласно исследованиям 70%
женщин, имевших выкидыши, испытали,
по крайней мере, одну стрессовую ситуацию
за 4—5 месяцев до этого.
Теперь, когда у вас есть представление о том, как организм реагирует на стресс, вы можете изучить свою собственную реакцию. Отметьте в таблице, как часто у вас
проявляется определенный физический синдром, а потом подсчитайте общую сумму набранных за ответы баллов.
Усталость/Истощение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Энурез |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сухость во рту |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Тремор рук |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Боли в спине |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Боли в шее |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Жевательные движения челюстей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Скрежетание зубами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Запоры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ощущение тяжести в груди или в области сердца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Головокружение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рвота |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Нарушение менструального цикла (для женщин) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кожа, идущая пятнами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учащенное биение сердца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Колики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Астма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расстройства пищеварения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пониженное давление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Гипервентиляция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Боли в суставах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сделанные
вами выводы важны для того, чтобы
сформировать собственную стратегию
поведения. Нужно не только понимать
фундаментальную потребность в
осуществлении своих стремлений, но
и знать, каким образом гармонично
сочетать ее с унаследованными
возможностями. Ведь количество врожденной
адаптационной энергии у разных людей
неодинаково.
Завершить данный раздел хочется напоминанием правила «тотальной утилизации», или, как образно назвал его американский психолог Р. Альперт (он же философ Рам Дасс), правила «зерна на мельницу». Все, что бы ни происходило с человеком, он может использовать, осмысливать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них — всего лишь «зерно на мельницу», которое надо утилизировать, «перемолоть» в себе, чтобы сохранить здоровье и двигаться дальше. В процессе внутренней работы над собой человек может и должен выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность, что бы ни произошло, принять это СПОКОЙНО».
Выводы
Итак, стресс имеет свои позитивные и негативные стороны. Главным полезным свойством стресса является, разумеется, его природная функция адаптации человека к новым условиям. Помимо этого, к «полезным» последствиям стресса можно отнести повышение уровня стрессоустой-чивости, развитие личностных качеств и личностный рост, реализацию потребности в напряжении сил.
Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или когда длится слишком долго.
Среди негативных последствий стресса ухудшение выполнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические проблемы. Стресс считается основным виновником в развитии психосоматических заболеваний.
Вопросы и задания к главе 5:
-
Каковы негативные последствия стресса для человека?
-
Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?
-
Вспомните два случая из своей жизни: один — когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, второй — когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем состояло положительное влияние стресса, а во втором — на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессовых ситуаций?
Литература
Агаджанян Н.А. Физиология человека. СПб.: Санатрон, 2006.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Ев-рознак, 2006.
БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Вейн A.M. Три трети жизни. 2-е изд. М.: Знание, 1991.
Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты, М., 1994.
Билл Д. Все о стрессе. Пер. с англ. М.: Олимп; ACT, 2002.
Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Речь, 2004.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.; ЧеРо, Юрайт, 2002.
Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Кокс Т. Стресс. Пер. с англ. М.: Медицина, 1981.
Медицинская и судебная психология: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. М.: Генезис, 2004.
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (Анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии) в таблицах и схемах. М.: Издат-Шко-ла2000, 1998.
Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 2004.
САНАТРОН — Система оценки и реабилитации ранних нарушений физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности / Под ред. К.В. Судакова. М.: Горизонт, 2001.
Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. М.: Медицина, 1960.
Селье Г. На уровне целого организма. Пер. с англ. М: Наука, 1972.
Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.
Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс // Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.
Судаков К.В. Социальные и биологические аспекты психоэмоционального стресса: пути защиты и его нежелательных последствий // Вестник Междунар. Академии Наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 8-14.
Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.
Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: Физкультура и спорт, 1988. Эмоциональный стресс. Пер. с англ. Л.: Медицина, 1970.
Hytten К., Hasle A. Fire-fighters: a study of stress and coping // Acta
Psychiatrica Scandinavica. 1989. Suppl. 335. V. 80. P. 50-55. Horowitz M.J. Stress response syndromes. New York: Aronson, 1976. Selye H. Stress in health and desease. Boston; London, 1976.
Раздел III.
Экстренная психологическая помощь. Травматический стресс
Глава 6. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Основные особенности экстремальных ситуаций. Симптомы острой реакции на стресс. Приемы оказания экстренной «допсихологической» помощи:
-
как помочь окружающим;
-
приемы самопомощи.
В главе 1 мы определили, что экстремальной ситуацией будем называть внезапно возникшую ситуацию, угрожающую или субъективно воспринимающуюся человеком как угрожающую жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие:
-
обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;
-
жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.);
-
человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;
-
большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.
Можно говорить о том, что, попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии принято называть острой реакцией на стресс. В предыдущих главах уже встречалось это определение, теперь постараемся остановиться на нем подробнее. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности. Специалисты говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симптомы:
-
человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;
-
симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);
-
есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и появлением симптоматики.
Человек, переживающий подобное состояние, часто нуждается в помощи специалиста — психолога или врача. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью (подробнее об организации и специфике оказания такой помощи специалистами-психологами на месте чрезвычайной ситуации мы остановимся в следующей главе). Основной вопрос, рассматриваемый сейчас, — это возможности и правила оказания такого рода поддержки не профессиональными психологами, а людьми, случайно или по роду деятельности оказавшимися рядом с таким человеком.
Рекомендации по оказанию экстренной «допсихологи-ческой» (по аналогии с первой доврачебной) помощи будут разделены на два блока: первый блок рассказывает, как можно помочь окружающим, второй блок будет посвящен самопомощи. Будут рассмотрены приемы помощи при таких состояниях, как: страх, тревога, плач, истерика, апатия, чувство вины, злость, гнев, неконтролируемая дрожь, двигательное возбуждение.
Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс
При оказании психологической помощи важно следовать следующим правилам:
-
Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности (есть примеры, когда при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, например, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).
-
Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими: