Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2734

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении трав­мирующего воздействия нежелательных событий на пси­хику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личнос­ти о себе.

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механиз­мы совладания, в то время как у незрелых, дисгармонич­ных, инфантильных личностей — механизмы психоло­гических защит.

Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и лич­ностных особенностей человека на возникновение и раз­витие стресса.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса

Многочисленными исследованиями установлена зави­симость развития психологического стресса от следующих индивидуальных и личностных характеристик человека: возраста, общего состояния здоровья, типа нервного реа­гирования и темперамента, локуса контроля, психологи­ческой выносливости (устойчивости) и самооценки.

  • Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возрас­та. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к из­меняющимся условиям, длительная эмоциональная реак­ция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.

  • Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительно­сти, легче переносят негативные физиологические изме­нения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов для поддержания фазы резистентности. У людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, бронхиаль­ной астмой, нервно-психическими расстройствами и рядом других заболеваний, под воздействием стресса про­исходит резкое обострение этих заболеваний, влекущее за собой тяжелые последствия для их здоровья.

  • Тип нервного реагирования и темперамент. Индиви­дуальная реакция человека на стрессовое воздействие в значительной мере предопределена врожденными свой­ствами его нервной системы. Понятие типов нервной сис­темы (или типов высшей нервной деятельности) было вве­дено И. Павловым. Первоначально рассматривались два ос­новных типа нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, подразделялся на уравновешенный и неуравновешенный; а уравновешенный — на подвижный и инертный. Указанные типы были сопоставлены с клас­сическими представлениями о типах темперамента.

Рис. 5. Соотношение типов ВНД и темперамента


Темперамент — это совокупность соответствующих ди­намических свойств поведения, своеобразно сочетающих­ся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002). Согласно мнению большинства исследователей, темперамент — это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно-популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента (рис. 5): сангвиник (сильный, уравно­вешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравнове­шенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешен­ный) и меланхолик (слабый). Указанные типы темперамента впервые были описаны Гиппократом, а в дальнейшем представления о них были развиты многочисленными исследователями в области физиологии и психологии. В настоящее время такое пред­ставление о темпераменте имеет в большей мере истори­ческую, чем научную ценность, так как в действительности совокупность динамических свойств поведения человека и их сочетания значительно многообразнее. Тем не менее, опираясь на указанную типологию, можно в общих чертах рассмотреть влияние темперамента на развитие стрессо­вой реакции у человека.


Темперамент характеризуется в основном энергетичес­ким резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влия­ние темперамента на внимание отражается на устойчиво­сти и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных опера­ций. Эффективность решения задач не всегда соотносит­ся с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверх­скоростной холерик.

В экстремальной ситуации влияние темперамента на спо­соб и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего тем­перамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.

Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие раз­ный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоцио­нальная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врож­денных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к поло­жительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бур­ному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положитель­ным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмо­циям страха и тревоги.

Ярко характеризуют указанные типы темперамента обоб­щенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков — эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).

Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхоли­ки—с задачами, требующими жестко регламентирован­ного выполнения.

В целом, люди с сильным типом высшей нервной дея­тельности легче переносят воздействие стрессовой ситуа­ции, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воз­действия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим тем­пераментом, особенно остро они реагируют на возникно­вение внезапного препятствия на пути к достижению по­ставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельно­сти. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, ску­ка, чем события, требующие активных действий и вызыва­ющие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отрабо­танными, стереотипными действиями, в то же время не сто­ит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс перено­сят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утеше­ний. При необходимости действовать в стрессовой ситуа­ции меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.


Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что ука­занная типология темперамента является упрощенной схе­мой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

Для того, что бы определить тип темперамента, мы пред­лагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981).

Инструкция: Вам необходимо ответить «Да» или «Нет» на предложенные ниже вопросы.

  1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

  1. Часто ли бывает у Вас беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что?

  2. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

  1. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда пе­чальным без какой-либо причины?

  2. Вы обычно держитесь «в тени» в компаниях?

  3. Всегда ли Вы в детстве делали незамедлительно и безро­потно то, что Вам приказывали?

  4. Бывает ли у Вас дурное настроение?

  5. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмол­чаться, надеясь, что все обойдется?

  6. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

  7. Нравится ли Вам находиться среди людей?

  8. Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

  9. Упрямитесь ли Вы иногда?

  10. Могли бы Вы назвать себя бесчестным?

  11. Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

  12. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

  13. Часто ли Вы чувствуете себя усталым и апатичным без се­рьезной причины?

  14. Вы по натуре живой человек?

  15. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

  16. Часто ли Вам что-то надоедает, и Вы чувствуете себя «сы­тым по горло»?

  17. Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одеж­де, кроме повседневной?

  18. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

  19. Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?

  20. Часто ли Вы погружены в собственные мысли?

  21. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

  22. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

  23. Часто ли Вы думаете о своей работе?

  24. Очень ли Вы любите вкусно поесть?

  1. Нуждаетесь ли Вы в дружеском расположении человека, чтобы выговориться, когда раздражены?

  2. Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

  1. Хвастаетесь ли Вы иногда?

  2. Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

  1. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пой­ти на скучную вечеринку?

  2. Бываете ли Вы иногда таким беспокойным, что не можете усидеть на месте?

  3. Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и даже раньше, чем следовало бы?

  1. Бывают ли у Вас головокружения?

3 6. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения их?

  1. Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоя­тельно, а не обсуждая с другими?

  2. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не де­лали никакой тяжелой работы?

  3. Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было как нужно?


  1. Беспокоят ли Вас ваши нервы?

  1. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем дей­ствовать?

  2. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сде­лать сегодня?

  3. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, тун­нелю?

  4. При знакомстве Вы обычно первыми проявляете инициа­тиву?

  1. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

  1. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

  1. Трудно ли Вам заснуть ночью?

  2. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

  3. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

  4. Долго ли Вы переживаете после произошедшего конфуза?

  5. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

  1. Часто ли с Вами случаются неприятности?

  2. Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям?

5 4. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

  1. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

  2. Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?

  3. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Обработка теста

Вам необходимо подсчитать количество совпадений ваших ответов с ключом и отметить результат в приведенной ниже таблице.

Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шка­ле X = 10,anoY = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точ­ка пересечения будет лежать в области «Холерик».


Ключи

Шкала «X»



1 - да

3 - да

5 — нет

8 - да

10-да

13 да

15 — нет

17 - да

20 — нет

22 да

25 да

27 - да

29 — нет

32 да

34 — нет

37 — нет

39-да

41 — нет

44 - да

46 - да

49-да

51 да

53 да

56 — нет

Шкала «¥»

2 — нет

4 — нет

7 — нет

9 — нет

11 — нет

14 — нет

16 — нет

19 — нет

21 — нет

23 — нет

26 — нет

28 — нет

31 — нет

33 — нет

35 — нет

38 — нет

40 — нет

43 — нет

45 — нет

47 — нет

50 — нет

52 — нет

55 — нет

57 — нет


Психология стресса


95

Таблица результатов

угрюмый

1

Y обидчивый

тревожный

2

беспокойный

неподатливый

3

агрессивный

неуравновешенный

4

возбудимый

пессимистичный

5

переменчивый

замкнутый

6

импульсивный

необщительный

7

оптимистичный

тихий

8 q

активный

меланхолик

7

10

холерик


11


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

X

13

X


14


флегматик

15

сангвиник


16


пассивный

17

общительный

старательный

18

открытый

вдумчивый

19

разговорчивый

миролюбивый

20

доступный

сдержанный

21

беспечный

надежный

22

живой

уравновешенный

23

беззаботный

спокойный 24

Y инициативный



Локус контроля. Локус контроля определяет, на­сколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на ее изменение. По­зиции людей по этому вопросу располагаются между дву­мя крайними точками: внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным) локусом контроля. Экстер-налы воспринимают большинство происходящих собы­тий как результат случайности или действия внешних сил, неподвластных человеку. Интернат, наоборот, считает, что только некоторые события находятся вне сферы челове­ческого влияния. Даже катастрофические события, с их точки зрения, могут быть предотвращены хорошо проду­манными действиями человека. Интерналы располагают более эффективными когнитивными копинг-механизма-ми. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, позволяющей им влиять на значимые для них события. Интерналы имеют также выраженную тенденцию разрабатывать конкрет­ные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, они могут развивать умение владеть собой на­столько, что это позволяет им более успешно справлять­ся со стрессовыми ситуациями.

Психологическая выносливость (устойчивость)*. К психологической выносливости специалисты относят целый ряд факторов, среди которых уже отмеченные ранее локус контроля и самооценка, а также уровень критичнос­ти, оптимизм, наличие внутренних конфликтов, убеждения и моральные ценности, влияющие на придание личност­ного смысла стрессовой ситуации.

Каждый человек обладает своей индивидуальной спо­собностью справляться со стрессовой ситуацией. У каж­дого есть свой «пороговый уровень» стресса. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Чем важнее для человека чувство безопасности, стабильности и предска­зуемости, тем болезненнее он будет переносить стрессовое событие. Отмечено также, что люди оптимистичные, жиз­нерадостные психологически более выносливы. Большое


См. гл. 11

значение имеет личностное понимание человеком смысла происходящего стрессового события. Известный психиатр В. Франки убедительно показал в своих работах (в частно­сти, в книге «Человек в поисках смысла»), что человек мо­жет вынести все, что угодно, если видит в этом смысл.

Самооценка. Самооценка — это оценка своих воз­можностей. Если люди оценивают себя и, соответственно, свои возможности достаточно высоко, то вероятно, что они будут воспринимать стрессовые ситуации как преодолимые, а следовательно, менее тяжелые в плане эмоционального реагирования. Таким образом, при возникновении стрес­са люди с адекватно высокой самооценкой справляются с ним лучше, чем люди с низкой самооценкой, что дает им дополнительную информацию о своих возможностях и, в свою очередь, способствует дальнейшему укреплению их самооценки.