Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2690

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В фазе депрессии норма ссудного процента минимальная. Предложение ссудного капитала увеличивается, а спрос падает. В этой фазе в результате сокращения и застоя производства объем промышленного и торгового капитала падает, а высвобожден­ные из оборота денежные средства увеличивают ссудный капи­тал. Следовательно, движение ссудного капитала в различных фазах промышленного цикла протекает в направлении, обрат­ном движению промышленного капитала.

К общим факторам можно отнести также состояние денежно­го обращения, уровень развития денежных рынков, рынка цен­ных бумаг, к частным факторам - виды кредитных сделок по при­влечению временно свободных денежных средств и их размещению.


Вопрос 23. Понятие и элементы банковской системы


Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.

Банковская система не существует сама по себе, она обслуживает потребности экономики и социальной сферы, а потому должна быть адекватна им. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуют платежеспособные ссудозаемщики, научно обоснованные инвестиционные проекты для кредитования, несовершенна законодательная база, регулирующая банковскую деятельность. Банковская система должна быть нацелена на использование интенсивных факторов роста.

Выделяют два типа построения банковской системы: 1) Одноуровневую – предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию банков и их функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен в основном кА для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стан с тоталитарным и командно-административным режимом управления. Например Госбанк СССР был практически монополистом банковского дела в стране до 80 года.

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономики сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно-финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

В условиях рыночной экономики преимущество отдается 2) Двухуровневой банковской системе – она включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень – это центральный банк, непосредственно кредитование не занимается кроме коммерческих банков), а выполняет функцию «банка банков» и является центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы – это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы. Коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все или почтит все виды банковских операций, обслуживание хозяйствующих субъектов любых форм собственности и отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют одну или несколько банковских операций.

В отличие от одноуровневой банковской системы двухуровневая основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали – это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали – это взаимоотношения равноправного партнера между различными низовыми звеньями.


Несмотря на чрезмерное множество и разнообразие банковских учреждений, их различную сочетаемость в разных странах, существование двухуровневой банковской системы позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельности банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства.


Вопрос 24. Организация деятельности ЦБ РФ


Центральный Банк является главным банком страны. В своей деятельности он руководствуется КРФ, ГКРФ, ФЗ «О ЦБРФ».

Цели деятельности банка:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Функции БР:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для КО, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила поведения банк. операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не предусмотрено ФЗ;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами БР;

8) принимает решение о гос. регистрации КО, выдает лицензии КО на осущ-ние банк. операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью КО и банк. групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг;

11) осуществляет все виды банк. операций и сделок, необходимых для выполнения функций БР;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, ин. государствами, а также юр. и физ. лицами;

14) устанавливает правила бух. учета и отчетности для банк. системы РФ;

15) устанавливает и публикует офиц. курсы ин. валют по отношению к рублю;

16) иные функции в соответствии с ФЗ.

Операции и сделки БР:

  1. предоставление кредитов на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не предусмотрено ФЗ о федеральном бюджете;

  2. покупка и продажа гос. ценных бумаг на открытом рынке;

  3. покупка м продажа облигаций, эмитированных БР,а также депозитных сертификатов;

  4. покупка и продажа ин. валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в ин. валюте, выставленных рос. и ин. кредитными организациями;

  5. покупка, хранение и продажа драг. металлов и иных видов валют. ценностей;

  6. проведение расчетных, кассовых и депозитных операций;

  7. выдача поручительств и банковских гарантий;

  8. осуществление операций с фин. инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

  9. открытие счетов в рос. и ин. КО на территории РФ и территориях ин. государств;

  10. выставление чеков и векселей в любой валюте;

БР вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

БР может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов гос. власти и органов местного самоуправления, их организаций, гос. внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих БР, а также др. лиц в случаях, предусмотренных ФЗ.


Вопрос 29. Международные финансово- кредитные институты


Данные учреждения создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят:

1) Банк международных расчетов. Целью создания является содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. Основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнении роли доверенного лица при выполнении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Также в целях поддержания курсов мировых валют БМР проводит совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Является признанным крупным экономическим информационно-исследовательским центром.

2) Международный валютный фонд (МВФ). Капитал складывается из взносов участников в соответствии с установленными квотами, размер которых зависит от экономического потенциала и активности стран в международной торговле. Основными функциями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; поддержанию устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; предоставление кредитных ресурсов любым странам участникам для выравнивания платежного баланса и т.д.

3) Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основными функциями МБРР являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений: от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами. МБРР придерживается следующих принципов: выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений; принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата; предоставление кредитов – только под гарантии правительства стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны участницы.

4) Международная финансовая корпорация (МФК) – создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются консультативные услуги. Один из главных принципов является: финансирование не более 25 % общей суммы расходов по проекту; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении.