Файл: Управление распределением прибыли на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм формирования показателей прибыли представлен на рис. 1.1 [10, с.120].

Рисунок 1. 1 - Механизм формирования показателей прибыли

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим от угрозы банкротства. Хотя угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности организации, но при прочих равных условиях фирма намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. За счет капитализации полученной прибыли фирма может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды.

Таким образом, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимательских организаций прибыль является стимулом для инвестирования средств в те сферы деятельности, которые приносят прибыль.

Прибыль является конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности фирмы, показателем ее эффективности, источником средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — основная цель деятельности предпринимательской организации.

1.2 Сущность, цели и задачи управления прибыльностью организации. Показатели прибыльности организации

Как уже отмечалось, эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и социальное развитие организации.

Цель управления прибылью – обеспечение реализации интересов собственников, роста рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации в процессе ее развития.

Можно выделить следующие задачи управления прибыльностью организации:


    • определение оптимального соотношения между величиной потребляемой и капитализируемой части прибыли для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития;
    • оптимизация структуры прибыли адекватно целям и задачам развития организации;
    • обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации;
    • максимизация роста чистой прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития организации [10, с.34].

Управление прибылью организации – сложный и трудоемкий процесс, поскольку на прибыль влияет множество различных факторов: как внешних, так и внутренних. Как и любое управление, управление прибылью сводится к трем этапам: учет, анализ, планирование.

Процесс управления формированием операционной прибыли начинается с планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Чтобы определить уровень эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Во-первых, затраты могут рассматриваться как текущие издержки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг).

Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

- производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);

- предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;


- отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах [14, с. 603].

Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы.

1. Показатели, рассчитываемые для оценки деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли от реализации продукции, чистой прибыли реализованной продукции, акционерного капитала, вложенного капитала, совокупного акционерного капитала.

2 Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

- рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной),

- рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

- рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:

, (1.1)

где Пп - прибыль предприятия, руб.;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

, (1.2)

где П к.в. -годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;


KB - капитальные вложения, руб.

Рентабельность оборота (Ро) определяется по формуле:

(1.3)

где В - выручка от реализации продукции, руб. [14, с.604].

Рентабельность текущих активов (Рта) определяется по формуле:

(1.4)

где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

ТА — средняя величина текущих активов, руб.

Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле:

(1.5)

где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность изделия (Р„) определяется по формуле

, (1.6)

где Псд - прибыль на единицу изделия, руб.;

С - себестоимость изделия, руб.

Рентабельность инвестированного капитала (Рн к) определяется по формуле:

, (1.7)

где ИК - средний инвестированный капитал, руб.

Рентабельность основных фондов (Ро ф) определяется по формуле:

, (1.8)

Рентабельность заемных средств определяется по формуле:

, (1.9)

где П3 с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

ЗС -средства, привлеченные на заемной основе на определенную дату.

Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле

, (1.10)

где СА - средняя величина активов, руб.

Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс,в.к) определяется по формуле:

(1.11)

где Р3.с - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:

(1.12)

где В -величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;

КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность товарной продукции (Рт,п) определяется по формуле

, (1.13)

где С т.п - себестоимость товарной продукции, руб.

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.


Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:

• на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);

• на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;

• на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах) [11, с. 607].

Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.

При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

- налога на недвижимость;

- процентов по банковскому инвестиционному кредиту;

- возвращаемой части кредита банку;

- возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.

Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.

Таким образом, из первого раздела курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах.