Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Пеленг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- разработку;

- технологическую подготовку производства;

- испытательно-метрологический комплекс;

- производство;

- маркетинг и сбыт;

- административную инфраструктуру.

Научно-технический центр (НТЦ) – многоотраслевое подразделение, которое решает весь комплекс вопросов по созданию перспективных объектов техники, осуществляет поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В его состав входят конструкторские, исследовательские, проектные и расчетные отделы и лаборатории. Все серийные изделия предприятия выпускаются по конструкторской документации НТЦ.

За последние годы в интересах государственных заказчиков и за собственные средства создан ряд наукоемких, конкурентоспособных изделий, среди которых имеются изделия общегосударственного значения.

Инфраструктура технологической подготовки производства – это подразделения, осуществляющие технологическую, инструментальную и инженерную подготовку серийного и опытного производства, которая включает в себя отработку конструкторской документации на технологичность, разработку техпроцессов, проектирование оснащения, изготовление инструмента и оснастки.

Испытательно-метрологический комплекс – это уникальная стендовая и испытательная база, которая включает крупногабаритные оптические скамьи, работающие в термостатированных и изолированных помещениях, испытательные термобарокамеры, виброкомплексы, уникальные инженерно-строительные сооружения для проведения имитационных испытаний изготавливаемых систем в условиях, реально приближенных к космическим условиям, а также для обеспечения экспериментальной и конструкторской отработки разрабатываемых изделий других направлений, для проведения основных проверок и испытаний опытных и серийных изделий.

Производственная инфраструктура включает в себя:

- оптическое производство, оснащенное высокопроизводительным оборудованием для изготовления оптических деталей из стекла, полимерной оптики, германия и оптической керамики;

- сборочное производство, оснащенное специальным оборудованием для сборки и контроля оптико-механических и электронных узлов;

- механозаготовительное производство, оснащенное станками-автоматами, обрабатывающими центрами, агрегатным оборудованием;

- производство товаров народного потребления и гражданской продукции;

- опытное производство, предназначенное для проведения экспериментальной работы и создания опытных образцов;


- службу контроля качества.

Подразделения службы маркетинга и сбыта проводят маркетинговые исследования с целью разработки стратегии развития предприятия и определения номенклатуры изделий, наиболее полно отвечающих требованиям рынка, обеспечения снижения финансовых рисков и получения предприятием конкурентных преимуществ. Основной задачей подразделений сбыта является своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции, обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами.

Системы управления, комплексы, отделы, службы и бюро, которые составляют неотъемлемую и необходимую часть функционирования завода, распределены по пяти основным направлениям деятельности:

- экономика и финансы;

- работа с персоналом и социально-бытовые вопросы;

- безопасность и режим;

- информационные технологии;

- охрана труда и промышленная безопасность.

Возглавляет предприятие генеральный директор, который выбирается на общем голосовании акционеров открытого акционерного общества «Пеленг» и назначается на должность приказом по предприятию. Генеральный директор действует от имени предприятия без доверенностей, представляя интересы ОАО «Пеленг» на территории Беларуси и за рубежом.

Организационная структура управления предприятием состоит из генерального директора, его заместителей по производству и качеству, по экономике и финансам, по работе с персоналом, по безопасности, технического директора и директора научно-технического центра.

В подчинении у генерального директора находятся:

- технический директор – главный инженер, которому подчиняются подразделения: экологического контроля, промышленной безопасности и охраны труда, метрологического обеспечения, по эксплуатации и ремонту основных фондов предприятия, объектов жизнеобеспечения, технологической службы, по подготовке производства, гарантийному обслуживанию;

- заместитель генерального директора по экономике и финансам, в подчинении у которого находятся подразделения: финансовое, планово-экономическое, корпоративного управления, внутреннего аудита, по модернизации, развитию, реструктуризации и техническому перевооружению предприятия, заработной платы;

- заместитель генерального директора по производству, в подчинении у которого находятся подразделения: планово-производственное, материально-технического обеспечения, сборочное, механозаготовительное, оптическое, опытное производства;


- заместитель генерального директора по работе с персоналом и социально-бытовым вопросам, в подчинении у которого находятся подразделения: по работе с персоналом, транспортного, медицинского обеспечения, общественного питания, социальных услуг;

- заместитель генерального директора по гражданскому приборостроению и товарам народного потребления, в подчинении у которого находятся подразделения: проектирования, производства, продажа изделий ТНП и ГП, информационных технологий и связи;

- заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту, в подчинении у которого находятся подразделения: внешнеэкономической деятельности, маркетинга, продаж, аренды;

- заместитель генерального директора по безопасности и режиму, в подчинении у которого находятся подразделения: охраны, защиты государственной тайны и режима, экономической безопасности, пожарной профилактики;

- заместитель генерального директора по качеству, в подчинении у которого находятся подразделения: технического контроля, управления качеством и сертификации, комплексных испытаний;

- директор научно-технического центра, в подчинении у которого находятся подразделения: подразделения информационно-технического обеспечения НИОКР, экономической и договорной работы, специализированные конструкторские бюро по направлениям деятельности и другие подразделения;

- помощник генерального директора, в функциональном подчинении у которого находятся: отдел по связям с общественностью, отдел по федеральным программам и научно-технической информации и отдел общего делопроизводства;

- главная бухгалтерия;

- отдел мобилизационной подготовки;

- юридический отдел.

В настоящее время в ОАО «Пеленг» внедрена и функционирует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 -2011 и СТБ 0015-002-2013. Благодаря постоянному вниманию руководства предприятия система действует и развивается. Ежегодно СМК завода проходит плановый инспекционный контроль во внешнем органе по сертификации. Система менеджмента качества обеспечивает повышение качества продукции, совершенствование системы управления предприятием, повышение эффективности деятельности и имиджа ОАО «Пеленг».

Основными принципами деятельности ОАО «Пеленг» являются:

- лидерство руководства в реализации работ по управлению качеством;

- ориентация всех подразделений на достижение поставленных целей и задач;

- постоянный и системный анализ данных и информации для принятия эффективных решений;


- предупреждение ошибок вместо их устранения;

- повышение степени удовлетворенности потребителей;

- организация взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Для достижения наиболее полного удовлетворения требований потребителей, получения устойчивой прибыли, жизнестойкости и динамичного развития предприятия руководство ОАО «Пеленг» считает необходимым:

- совершенствование основных технических характеристик перспективных видов продукции для обеспечения ее конкурентоспособности;

- создание новых видов продукции в соответствии с ожидаемыми потребностями потребителя путем непрерывного развития средств проектирования и производства на основе передовых достижений науки и техники;

- вложение средств в поисковые работы и научные исследования по освоению новых конструкций, технологий и методов проверок и испытаний продукции, повышение квалификации персонала;

- обеспечение постоянного соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015-002-2013, повышение ее результативности;

- постоянное улучшение процессов СМК, организационных структур и методов управления, повышение личной заинтересованности и ответственности рабочих, инженеров и руководителей всех уровней за качество продукции;

- определение целей и задач подразделений предприятия на текущий момент и на перспективу.

Результатом деятельности по улучшению производственных процессов должно являться дальнейшее усиление принимаемых действий, направленных на:

- развитие ресурсов;

- повышение материальной базы службы качества;

- изменение и актуализацию документации СМК;

- совершенствование распределения ответственности;

- уточнение политики в области качества;

- подготовку персонала;

- совершенствование методов проектирования, производства и контроля продукции;

- совершенствование инфраструктуры и производственной среды;

- улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

3.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Пеленг»

Используя метод экспертных оценок по сто балльной шкале была оценена сила, а также выявлено основное направление воздействия на конкурентоспособность ОАО «Пеленг» параметров внутренне и внешней среды, сгруппированных по направлениям SWOT, таблица 2.17.

Таблица 3.1


SWOT-анализ ОАО «ПЕЛЕНГ»

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Товар (Product)

1. Высокая известность торговой марки ОАО «ПЕЛЕНГ»

(+6 баллов)

2. Он-лайн каталог продукции

предприятия в сети Интернет

(+5 баллов)

3. Широкий ассортимент

продукции собственного

производства.

(+4 балла)

4. Сертифицированные изделия по требованиям мировых стандартов (+3 балла)

5. Огромный выбор продукции и условий сотрудничества

(+2 балла)

6. Разработка и изготовление

любых изделий по

индивидуальным заказам клиентов (+1,2 балла)

Итого: +21,2 балла

1. Компания малоизвестна в других странах мира

(-7 баллов)

2. Не ведется постоянных исследований предпочтений покупателей

(-6 баллов)

3. Слабо отлажен бизнес-процесс «ассортиментная политика»

(-4 балла)

4. Недостаточно продуманный сервис

(-4 балла)

5. Технические ограничения

по производству продукции (-3 балла)

6. Нет полнофункционального каталога производимой продукции для клиентов (-2 балла)

7. Небольшой ассортимент ТНП

(-2 балла)

8. Модификационный ряд ограничен

(-2,1 балл)

9. Для оптовых покупателей небольшие скидки (-1 балл)

Итого: -31,1 балла

1

2

Цена (price)

1. Широкий ценовой диапазон

(+7,1 балла)

2. Имеется система скидок, бонусы, накопительная карта,

индивидуальные цены для

клиентов (+6,2 балла)

Итого: +13,3 балла

1. Не отлажен бизнес - процесс

«ценовая политика»

(-4,1 балла)

2. При ценообразовании не учитывается рыночная ситуация, жизненный цикл изделия (-4 балла)

3. Не анализируется ценообразование компаний-конкурентов (-3 балла)

4. Высокий уровень цен (-3 балла)

Итого: -14,1 балла

Сбыт и Продвижение (placement)

1. Эффективность продаж,

обеспечиваемая дифференциацией цен (+7 баллов)

2. Прямая работа с покупателями (+6 баллов)

3. Существует информационная

база оптовых клиентов во всех

городах (+2 балла)

Итого:+19 балла

1. Слабо отлажена система работы с

поставщиками сырья (-6,1 балла)

2. В регионах отсутствуют оптовые склады (-5 баллов)

3. Технические ограничения в процессе работы (-3 балла)

Итого: -14,1 балла

По итоговым баллам, проставленными каждому направлению комплекса предприятия, можно сделать вывод о том, что из числа внутренних характеристик на конкурентоспособность ОАО «Пеленг» оказывают прямое положительное воздействие, прежде всего, сбыт и продвижение. Однако при этом существует явная слабость товарной политики, которая выражена отсутствием известности бренда в других регионах.