Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Пеленг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- правила игры: правила поведения в организации; нормы и ограничения, которые следует усвоить новому сотруднику для влияния в коллектив;

- организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и их взаимодействием между собой, с клиентами или другими лицами;

- практический опыт: методы и приемы, используемые членами общества для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемые из поколения в поколение и не требующие обязательной письменной фиксации.

Наряду с элементами выделяются и типы организационной культуры. Одна из популярных типологий предложена К. Камероном и Р. Куинном[9]. В Приложении 2 представлены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:

- гибкость и дискретность;

- стабильность и контроль;

- внутренний фокус и интеграция;

- внешний фокус и дифференциация.

Клановая организационная культура представляет собой дружественный коллектив, имеющий общие интересы. Подразделения организации подобны в своих взаимоотношениях большим семьям. Руководители организации воспринимаются ее сотрудниками как наставники. Организация сплочена благодаря традиции и преданности, большое значение имеет психологический климат в коллективе. Залогом успешной деятельности любого предприятия при такой культуре является забота о потребителях.

Адхократическая организационная культура основана на активной предпринимательской и творческой работе. Для достижения общих целей сотрудники готовы жертвовать собой и рисковать. Руководителей такой организации характеризуют как новаторов. Организация нацелена на приобретении новых ресурсов и активном росте. Успехом выступает разработка и реализация новых продуктов или услуг. Такие элементы, как лидерство и репутация, являются важнейшими приоритетами для компании.

Иерархическая организационная культура. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Руководители в данном случае - это рационально мыслящие организаторы и координаторы. Ценность отражена в поддержании деятельности компании. Управление работниками сосредоточено на обеспечении занятости сотрудников.

Рыночная культура. Данный тип организационной культуры характерен для организаций, ориентированных на результаты. Главной целью становится выполнение поставленной задачи. Люди отличаются целеустремленностью и готовы вступать в борьбу между собой. Руководители требовательны и составляют жесткую конкуренцию на рынке. Девиз в такой компании - победа. Конкурентоспособность – главный ориентир.


Атрибутами организационной культуры предприятия можно назвать[10]:

- обычаи и традиции. Сюда можно отнести корпоративные мероприятия, кадровую политики, систему мотивации и поощрения;

- ценности организации, влияющие на репутацию предприятия при отношениях с потребителем, партнерами;

- стиль руководства;

- символика, бренд компании, осуществляющий передачу своих внутренних ценностей потребителям и партнерам. Это может быть логотип, слоган, использование определенной цветовой гаммы;

- деловой этикет, отражающийся в установленном стиле одежды, соблюдении графика работы, манерах поведения[11].

Большинство функций организационной культуры представляют ценность, как для самой организации, так и для ее членов. Они находятся в гармонии как с внешним, так и с внутренним окружением. Но необходимо учитывать тот факт, что организационная культура не может быть жесткой, постоянной, стабильной. При изменении условий внешней среды, внутренних требований, предприятие должно постоянно формировать новые цели и ценности, пересматривать систему регулирования отношений, использовать новые стратегии. Организационная культура должна не препятствовать, а способствовать влиянию предприятия в окружающую среду. Организационная культура преследует единственно важную цель - плодотворное развитие компании.

Формирование организационной культуры происходит за счет конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенную систему ценностей у сотрудников организации, можно осуществлять прогнозы и планы на долгосрочную перспективу. Но всегда необходимо учитывать сложившуюся в организации корпоративную культуру. Зачастую руководители пытаются самостоятельно сформировать устои своего предприятия, заключающиеся в прогрессивных ценностях и нормах. Однако результат не всегда отвечает заявленным требованиям, поскольку внедряемые организационные нормы и ценности не находят взаимодействия с реально существующими, они не находят принятия среди большинства членов организации.

Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Конкурентные преимущества организации

Основу рыночной экономики составляет явление конкуренции как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в рыночной среде. Самым успешным участником данного соревнования является тот, кто в состоянии выдерживать конкурентную борьбу на глобальном мировом рынке.

Конкуренция появляется в том случае, если на одном и том же товарном рынке реализуется много схожих по своим потребительским качествам и характеристикам товаров, работ или услуг. Сущность конкурентной борьбы заключается в улучшении или сохранении предприятием своих позиций на рынке, которая может быть достигнута благодаря отличию предлагаемых предприятием товаров от продукции конкурентов как по степени соответствия конкретным требованиям и потребностям клиентов, так и по издержкам на её удовлетворение.

В современной рыночной экономике конкуренция выполняет следующие функции: регулирования, распределения, мотивации, контроля и обеспечения требуемого уровня безопасности предпринимателей[12].

Конкуренция заставляет организации в полной мере воспринимать научно-технический прогресс и его достижения, применять эффективные прогрессивные технологии и технику, современные методы организации производственного процесса и повышать качество производимой продукции. Поэтому в современных условиях для победы в конкурентной борьбе большое значение приобретает правильное понимание теоретических аспектов понятия конкуренции и раскрытие её экономической сути как начала рыночной экономики и движущей силы в развитии субъектов хозяйствования. Конкуренция и конкурентная борьба представляют собой основное содержание функционирования экономической системы, которое базируется на рыночных механизмах, важнейшими категориями в системе рыночного хозяйства[13].

Конкуренция, являясь по своей природе динамическим процессом, выполняет роль регулятора темпов, объёмов и структуры производства, побуждая при этом производителей внедрять инновации, повышать производительность труда и других ресурсов, совершенствовать технологию и организацию производства и сбыта[14].

В современной экономической теории под конкуренцией понимается свойство рынка, уровень зависимости существующих рыночных условий от поведения отдельных хозяйствующих субъектов[15].


В рыночной экономике важнейшим фактором коммерческого успеха товара и выпускающей его фирмы является конкурентоспособность, т. е. соответствие продукции требованиям рынка, конкретным условиям и запросам потребителей не только по своим техническим, качественным, эстетическим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным обстоятельствам ее реализации (цена, сбыт, сроки, реклама, сервис).

Й. Шумпетер считал, что для наличия эффективной конкуренции необходимо, чтобы экономика была динамичной, так как именно при этом условии постоянный поток нововведений модифицирует статическую ситуацию[16]. Под эффективной конкуренцией он понимал динамичную конкуренцию, которая стимулируется стремлением к получению сверхприбылей за счёт преимуществ компании в издержках производства товара и его качестве. Таким образом, конкуренция представляет собой соперничество нового и старого (новая продукция, новые источники реализации потребностей, новые технологии, новые типы организации).

Наличие конкуренции на рынках товаров и услуг требует от предприятия, отрасли и, наконец, национальной экономики обеспечения определённого уровня конкурентоспособности, так как низкая конкурентоспособность может привести к потере рыночной доли, а в худшем случае – к полному вытеснению с рынка.

М. Портер характеризует конкурентоспособность предприятия как способность эффективно функционировать на конкретном рынке (регионе продаж) в определенный период времени путём производства и реализации конкурентоспособных товаров и услуг[17].

Современные учёные-экономисты определяют конкурентоспособность как:

− способность объекта переносить конкуренцию в сравнении с близкими по отрасли объектами на данном рынке, при этом продукция или услуги являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на определенном рынке[18];

− характеристика качества продукции в условиях рыночной экономики, определяющиеся способностью товара быть проданным на конкретном рынке, в максимально возможном объёме и без убытков для изготовителя[19];

− оцененное потребителем товара его свойство превосходить в конкретный момент времени, без ущерба для производителя, по ценовым и качественным характеристикам товаров-аналогов в конкретном сегменте рынка[20].


Поскольку конкуренция способствует внедрению передовых технологий и техники, развитию научно-исследовательских разработок и практическому использованию их результатов, она является своеобразным двигателем научно-технического прогресса, который выступает важнейшим условием повышения эффективности работы предприятий.

Конкурентоспособность компании определяют, как её возможность удовлетворять платежеспособный спрос покупателей в реализации продукции, работ, услуг определенного объёма и качества. При этом выделяют факторы конкурентоспособности, т. е. качественные или количественные характеристики продукции, которые служат основанием для оценки её конкурентоспособности[21].

При исследовании вопроса повышения уровня конкурентоспособности продукции можно рассматривать динамичные и статичные факторы конкурентоспособности.

Внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность, отражены в таблицах 2.1, 2.2.

Таблица 2.1

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность

Группа факторов

Факторы

Организационные

факторы

стратегия развития в условиях реформирования отрасли;

организационная структура компании

Технические ресурсы

избыток/недостаток производственных мощностей;

степень износа основных фондов предприятия

Пространственные

ресурсы

уровень транспортной обеспеченности

региона;

возможности расширения транспортной сети региона

Кадровые ресурсы

состав, численность и профессиональный уровень сотрудников

Информационные

ресурсы

уровень развития информационной

отрасли;

информационное обслуживание

Экономико-технологический

потенциал

технология деятельности;

качество продукции, услуг, работ;

качество сервисного обслуживания клиентов

Финансовые ресурсы

расходы;

собственные инвестиционные ресурсы;

финансовая прозрачность деятельности;

ценовая политика

Таким образом, были определены внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность. Достаточно важным внутренним фактором являются кадровые ресурсы организации, оказывающие значительное влияние на конкурентоспособность как самой организации, так и выпускающих ей товаров.