Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Пеленг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменение деловой среды и другие вызовы, с которыми сталкивается сегодня ОАО «Пеленг», не могли не отразиться на формировании и развитии рынка в целом. Кроме общего усиления конкуренции, вызванного мировым финансовым кризисом и значительным ростом цен на сырье, повлекшим удорожание продукции, произошло снижение покупательской способности, обусловленное сокращением реальных доходов как предприятий-покупателей так и населения (для товаров народного потребления).

Анализ и учет в своей деятельности характеристик конкурентов позволит ОАО «Пеленг» улучшить собственные конкурентные показатели и как следствие увеличить долю на рынке.

Обеспечить себе преимущество компания сможет, только обеспечив высокое качество изготавливаемых изделий. Лидерами рынка на данный момент продолжают оставаться следующие компании: Ново-Краматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Ясиноватский машиностроительный завод (ЯМЗ), Немецкий завод «DBT», Австрийский завод «Форхольт & Хермелер».

Причиной выбора именно этих компаний является то, что они являются активными игроками белорусского и российского рынка.

В организации ОАО «Пеленг» сформирована эффективная система управления человеческими ресурсами, обеспечивающая производство качественной продукции. Показатель доли на рынке отражает не только положение компании среди конкурентов, но также и влияние организационной культуры. Достичь высоких позиций ОАО «Пеленг» смогло, прежде всего, за счет грамотного руководства, правильно выбранной стратегии, творческого подхода к делу и за счет сплоченного коллектива.

Общественная жизнь в ОАО «Пеленг» имеет и свои традиции: участие в городских соревнованиях, поездки на природу, посещение театров и концертов, проведение субботников, корпоративные мероприятия в преддверии нового года, в день защитника отечества, 8 марта, чествование дня Победы – словом разнообразные мероприятия для сплочения коллектива.

На предприятии предусмотрена система поощрения сотрудников за разработку новых продуктов, которая выражена не только в материальном эквиваленте, но и в награждении почетной грамотой, дипломами. Предусмотрен карьерный рост в первую очередь тем работникам, которые проявляют инициативность и творческий подход в деятельности. Умение заложить фундамент из достойной системы заработной платы и других поощрений сотрудников поспособствовало «духовной» мотивацию к труду, позволяющей предприятию сформировать желаемую организационную культуру.


ОАО «Пеленг» заинтересовано в привлечении молодых специалистов на конкурсной основе, успешно окончивших высшие учебные заведения и имеющих новаторские идеи.

Для сотрудников созданы все условия: имеются комнаты приема пищи и отдыха, медкабинет, предприятие обеспечивает сотрудников фирменной одеждой, имеется собственная столовая. ОАО «Пеленг» выделяет средства и выступает гарантом при строительстве жилплощади для своих сотрудников. Все это позволяет коллективу предприятия быть уверенными в завтрашнем дне, дорожить своим предприятием и направлять свой потенциал на его развитие.

Несмотря на твердый стиль руководства, преследующий выполнения поставленных задач, в коллективе присутствует поддержка сотрудников при реализации проектов. В начале трудовой деятельность вновь прибывший сотрудник закрепляется за наставником, которым помогает ему адаптироваться, вводит в коллективную среду, разъясняет цели и планы предприятия.

На сегодняшний день руководством компании совместно с коллективом разработан пятилетний план стратегического развития предприятия, подразумевающий расширение рынков сбыта, что существенно скажется на положении предприятия, его узнаваемости и прибыльности.

Слабой стороной ОАО «Пеленг» является служба маркетинга. Это подразделение необходимо развивать, выделять финансовые затраты с целью продвижения продукции, выпускаемой предприятием, на зарубежные рынки.

В целом, организационную культуру в ОАО «Пеленг» можно охарактеризовать как целостную систему, имеющую свои нормы и ценности, способствующие развитию творческого потенциала сотрудников, существованию сплоченного коллектива, преследующего общие цели и удовлетворяющего спрос на рынке. Организационная культура в ОАО «Пеленг» построена таким образом, что конкурентоспособность предприятия растет из года в год, что предвещает реализацию планов в долгосрочной перспективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования отметим, что основу рыночной экономики составляет явление конкуренции как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в рыночной среде. Самым успешным участником данного соревнования является тот, кто в состоянии выдерживать конкурентную борьбу на глобальном мировом рынке. Достаточно важным внутренним фактором конкурентоспособности являются организационная культура организации, оказывающие значительное влияние на конкурентоспособность как самой организации так и выпускающих ей товаров. Современные организации могут оказывать влияние лишь на внутренние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность.


Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических проектов и умение формировать желательную организационную культуру является важнейшим условием успешного функционирования предприятия, так как организационная культура влияет на различные аспекты его деятельности.

Организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.

Повышение трудового потенциала приводит к росту компетенции персонала, что в итоге отражается на росте прибыли предприятия. Влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия проявляется в формировании положительной репутации и привлекательного имиджа фирмы. Организационная культура, ориентированная на инновации, повышая трудовой потенциал работников, формирует интеллектуальную собственность предприятия, чем повышает конкурентоспособность фирмы за счет наличия уникальных разработок, технологий, продукции. Влияние организационной культуры на экономическую эффективность деятельности предприятия отражается в росте рыночной стоимости фирмы. Организационная культура должна существовать не только в теории, но и реализовываться на практике.

Основной задачей в бизнесе является определение целей организации, а так же формирование единого корпоративного духа в коллективе.

Открытое акционерное общество «Красногорский завод им. С.А. Зверева» (ОАО «Пеленг») – инновационное предприятие с богатой историей, которое стремится к постоянному развитию и совершенствованию. ОАО «Пеленг» включено в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий РБ, в связи с чем исследование данной работы проводилось на примере данного предприятия.

Изучив структуру ОАО «Пеленг», можно сделать следующие выводы:

- предприятие обладает высококвалифицированными кадрами, обладающими личностными, профессионально важными психологическими и социальными качествами;

- на предприятии создана эффективная система управления трудовым потенциалом ОАО «Пеленг»;

- трудовой коллектив обладает творческим подходом к выполняемым функциональным обязанностям.

Влияние организационной культуры на конкурентоспособность в ОАО «Пеленг» выражено в:

- эффективности трудового потенциала благодаря внедрению системы мотивации для каждого подразделения;


- благоприятной психологической обстановке в коллективе и наличию командного духа, преследующего единую цель – рост и развитие компании;

- успешности реализации производимой продукции и ее продвижении;

- наличие собственных традиций, существующих десятилетия, стратегических целей и сплоченности коллектива.

СПИСОК ИСАОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева И.В.,Бетина О.Б. Организационная культура: учеб. пособ. / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. - Питер, 2010. - 352с.

2. Беляев, С.Ю. Управление качеством: учеб. пособ. для бакалавров / С. Ю. Беляев. - М.: Омега-Л, 2014. – 381с.

3. Вачугов Д.Д. Менеджмент: учебник / Д. Д. Вачугов. – М.: - Высшая школа, 2008, - 368с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб.пособ. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2005. - 670с.

5. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. – 463с.

6. Грошев И.В, Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры: учеб. / И. В. Грошев, В. М. Юрьев.: - МОДЭК, 2010. – 320с.

7. Ершов П.Л. Управление организацией в современных условиях: учеб. пособ. / П. Л. Ершов. – М.: Проспект, 2010. – 169с.

8. Иванова, Т.Б., Журавлёва, Е.А. Корпоративная культура и эффектив-ность предприятия: учебник / Т. Б. Иванова, Е. А. Журавлёва. - М.: РУДН, 2011. — 152с.

9. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: учебник / И. Кирцнер. – М.: Социум, 2010. – 288с.

10. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособ-ность: учебник / Е. И. Кузнецов. - Юнити-Дана, 2013. - 240c.

11. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учеб. пособ. 2-е изд. / А. В. Лукина. – М.: Форум, 2014. – 103с.

12. Мачерет Д. А. Сущность конкуренции и ключевые условия ее развития на транспортной инфраструктуре / Д. А. Мачерет. – 2015. 39с.

13. Олянич Д.Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич. – Ростов.: Феникс, 2008. - 408с.

14. Портер М. Конкурентная стратегия: учебник / М. Портер; пер. с англ.: И. Минервин. - 4-е изд. - М.: Альпина: Monitor group, 2011. – 454с.

15. Портер М. Конкуренция / М. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2010. – 117с.

16. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Ру-мянцева. – М.: ИНФРА, 2010. – 196с.

17. Сигашев Л.Д. Управление организацией: учеб. пособие / Л. Д. Сигашев. - М.: Инфра-М, 2010. - 124с.

18. Стеклова О.Е. Организационная культура: учеб. пособ. / О. Е. Стеклова. – Ульяновск.: УлГТУ, 2007. – 214с.

19. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч. 4 типа корпоративной культуры / Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер. Минск: Попурри, 2012. – 528с.


20. Труфанов А.В. Влияние организационной культуры на деятельность организации: учебник / А. В. Труфанов - Пермь: Меркурий, 2014. – 396с.

21. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. – М.: ЭКСМО, 2005. – 136с.

22. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2013. 432с.

23. Шумпетер Й. Теория экономического развития: учеб. / Й. Шумпетер. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 82с.

Приложение 1

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Источник: Маслоу А.Г. «Мотивация и личность». Учебное издание

Приложение 2

Типология организационной культуры, предложенная К. Камероном и

Р. Куинном

Внутренний фокус

и интеграция

Гибкость

и дискретность

Внешний фокус

и дифференциация

Клановая

культура

Адхократическая культура

Бюрократическая культура

Рыночная

культура

Стабильность

и контроль

Источник: И. П. Беликова «Организационная культура». Учебное пособие

  1. Грошев И.В, Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры: учеб. / И. В. Грошев, В. М. Юрьев. – М.: МОДЭК, 2010. – С. 149

  2. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом: учеб. пособ. / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2013. - 432с.

  3. Стеклова О.Е. Организационная культура.: учеб. пособие / О. Е. Стеклова. – Ульяновск.: УлГТУ, 2007. – 214с.

  4. Ершов П.Л. Управление организацией в современных условиях: учеб. пособ. / П. Л. Ершов. – М.: Проспект, 2010. - С. - 169.

  5. Сигашев Л.Д. Управление организацией: учеб. пособ. / Л. Д. Сигашев. - М.: Инфра-М, 2010. - 124с.

  6. Андреева И.В.,Бетина О.Б. Организационная культура.: учеб. пособ. / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. - Питер, 2010. - С. - 49

  7. Олянич Д.Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич. – Ростов.: Феникс, 2008. — 408с.

  8. Вачугов Д.Д. Менеджмент: учебник / Д. Д. Вачугов. – М.: - Высшая школа, 2008, - 400с.

  9. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч. 4 типа корпоративной культуры: учеб. пособ. / Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер.– Минск: - Попурри, 2012. С. -113

  10. Андреева И.В.,Бетина О.Б. Организационная культура: учеб. пособ. / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. - Пи-тер, 2010. - С. - 63

  11. Андреева И.В.,Бетина О.Б. Организационная культура.: учеб. пособ. / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. - Пи-тер, 2010. - С. - 112

  12. Кирцнер. И. Конкуренция и предпринимательство: учебник / И. Кирцнер – М.: Социум, 2010. – 288с.

  13. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность: учеб. / Е. И. Кузнецова. - Юнити-Дана, 2013. - 240c.

  14. Мачерет, Д. А. Сущность конкуренции и ключевые условия ее развития на транспортной инфраструктуре: учеб. / Д. А. Мачерет. – 2015. – №1. – С. 18–21.

  15. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: учеб. / Е. Е. Румянцева. – М. : ИНФРА, 2010. – 196с.

  16. Шумпетер Й. Теория экономического развития: учеб. / Й. Шумпетер. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 82с.

  17. Портер М. Конкуренция: учеб. / М. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2010. – 117с.

  18. Фатхутдинов. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. – М. : ЭКСМО, 2005. – 136с.

  19. Беляев С.Ю. Управление качеством: учеб. пособ. для бакалавров / С. Ю. Беляев, Ю. Н. Забродин, В. Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2014. – 82с.

  20. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учеб. пособ.-2-е изд./ А.В. Лукина. – М.: Форум, 2014. – 103с.

  21. Портер М. Конкурентная стратегия: учебник / М. Портер; пер. с англ.: И. Минервин. - 4-е изд. - М.: Альпина: Monitor group, 2011. – 454с.

  22. Горбашко Е.А. Управление качеством: учеб. для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. – 119с.

  23. Беляев С.Ю. Управление качеством: учеб. пособ. для бакалавров / С. Ю. Беляев. - М.: Омега-Л, 2014. – 81 с.

  24. Иванова Т.Б., Журавлёва Е.А. Корпоративная культура и эффективность предприятия: учебник / Т. Б. Иванова, Е. А. Журавлёва. - М.: РУДН, 2011. - 152с.

  25. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб.пособ. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2005. - 670с.

  26. Труфанов А.В. Влияние организационной культуры на деятельность организации: учебник / А. В. Труфанов - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 150-153.