Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица № 5

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

0%

46,6%

6,6%

6,6%

80%

20%

№ 6 Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно идентифицируемых эмоциональных состояний отражены в таблице 6 и диаграмме 7.

Таблица №6

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

100%

53,4%

93.4%

93,4%

20%

80%

Таблица №7

Правильно идентифицируемые эмоциональные состояния по фото-тесту

П. Экмана

Таким образом, мы получили 100% распознавание мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.

Сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки. Представляем данные правильно распознанных эмоций в сравнительных диаграммах 8 и 9.

Распознавании эмоций Распознавании эмоций

знакомых людей незнакомых людей

№ 8 № 9

Итак, нами было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, видно, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки. Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки и путали её с удивлением. На закономерности, связанные с этими данными мы обращали внимание в начальном этапе нашего исследования, опираясь на данные К. Изарда, П.Экмана, У. Фризена. В комплексе, мимические выражения эмоциональных состояний по лицевой экспрессии знакомых людей в 33,3% определяются с точностью до 100%, если сопоставить эти данные с возможностью восприятия эмоций по фото незнакомого человека, то ни один респондент правильно не идентифицировал все шесть эмоциональных состояний по предъявленному незнакомому фото-эталону.


Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.

Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Итак, подводя итог можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.
  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.
  • В результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.
  • Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.


Заключение

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

Мы рассмотрели, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. Мы показали, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. В данном исследовании мы не ставили цель изучить влияние контекста, ситуации общения на точность опознания эмоций. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков. Наши исследования продолжаются, и мы надеемся, что впереди у нас ещё много интересных открытий.

Приложение 1.1

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев


Приложение 1.2

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 1.3.

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 1.4

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 2

Интерпретация :

Эмоциональная осведомленность 24-низкий уровень;

Управление своими эмоциями -18 –низкий уровень;

Самомотивация -23 –низкий уровень;

Эмпатия -28 средний уровень;

Управление эмоциями других 28-средний уровень.

Вывод: Испытуемой 25 лет , работает педагогом в начальной школе. Переводом из другой школы , по образованию учитель английского языка, категории нет, образование высшее. 3 класс, в котором работает 26 человек, состоит из учащихся с большим количеством детей, с отклоняющимся девиантным поведением, три ребенка не усваивают общеобразовательную программу, рекомендовано комиссией на обучение по программе вспомогательной школы, родители отказались , в итоге ситуация учащихся 1- 2 балла по усвоению программы школы -это низкий уровень. Ситуация в классе по поведению неусточивая, на уроках стоит шум, иногда дети кричат, обзываются, дерутся, речь педагога , используемая на уроке на повышенных тонах в переходящая на крик. Нервная система истощается и учителя и дети устают, раздражительны, недовольны, нет достаточно высокой психологической чувственной эмоциональной поддержки, управления эмоциями своими и ребят. Ребята находящиеся на высоком и достаточном уровнях обучения не получают должного внимания и положительных эмоций от обучения, в результате снижение идет баллов по результатам итоговых контрольных срезов. Динамика по итогам предыдущего года и текущего показывает снижение у высокомотивированных ребят. Была предложена педагогу педагогическая помощь, проведена работа по повышению педагогического мастерства учителями высшей категории, администрацией школы. По результату методики оценки»эмоционального интеллекта»


На низком уровне двадцать четыре балла эмоциональная осведомленность, то есть эмоциональный интеллект. Способность эффективно разбираться ,различать психические процессы и состояния, давать им определения. Умение различать ситуации, требующие мгновенной реакции, и ситуации, требующие отсрочки этой реакции до анализа ситуации находятся на низком уровне. Уметь применять педагогический метод то есть научный метод решения проблем по поведению на недостаточном уровне, что и усугубляет неадекватную реакцию у некоторых ребят в поведении . Умение перенаправлять свои эмоции и переоценивать факторы, их вызывающие на данный момент тоже на низком уровне. Самомотивация на низком уровне 32 балла. Управление эмоциями других 28 на среднем. Эмпатия, способность предвидеть 28 .на равных соотношение показателей котрыми можно добиваться успеха в управлении и достижения более высоких результатов.

Рекомендации: развивать эмоциональный интеллект в отношении самой себя нужно изучать и знать понимать сначала свои эмоции, логику, последовательность этих явлений, приводящих к разным эмоциональным состояниям. Для более узкого понимания , достижения более высокого уровня педагогического воздействия продолжать изучать основы психологии, определения видов психических процессов, состояний ,их причин, факторов. Нужно учиться умению управлять , отсрочить свою негативную эмоцию, Различать психические процессы и состояния, давать им обязательно определения. Уметь различать ситуации, требующие мгновенной реакции, и ситуации, требующие отсрочки реакции до анализа ситуации. Уметь применять научный метод решения проблем.

В отношении учащихся - учитывать особенности их личности, многообразие, неповторимость, уникальность любой, наличие позитивных и негативных качеств и свойств в ребенке.

Понимать и знать основы невербальных проявлений эмоциональных состояний и чувств учащихся, барьеры коммуникаций и способы их преодоления.

Испытуемый № 2

Приложение 3.Фото базальных эмоций.

Из теста на распознавания выражений лица (Пол Экман)

Инструкция по выполнению теста