Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

 Невербальное проявление эмоциональных состояний человека в современных условиях жизни    является очень важной темой, так как знания в этой области позволяют больше понять внутренние переживания, эмоции и настроение, чувства, намерения, а также морально-личностные качества людей. Эти познания помогут в жизни человеку для более правильных коммуникативных отношений.  Поэтому, в настоящее время как никогда отмечается возрастающий интерес к изучению этой темы. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание и интерпретация невербальных проявлений эмоциональных состояний позволяет адекватно описывать, перерабатывать, следовательно, правильно считывать невербальную информацию. Эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания невербальных эмоциональных состояний собеседника, их учётом в процессе коммуникативных отношений.

Актуальность темы курсовой работы.

Внимание к проблеме интерпретации и опознания невербальных проявлений эмоциональных состояний обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контактные отношения с другими людьми, обрабатывать невербальную информацию, принимать правильные, быстрые решения. Актуальность темы предусматривает выбор его объекта, предмета, цели и задач.

Цель: Выяснение возможности понимания проявлений невербальных эмоциональных состояний человека методом наблюдения и анализа экспрессии лица и взгляда.

Гипотеза: невербальные эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица и лицевой экспрессии, а также эмпатии.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить научные литературные и периодические издания для существующих методик диагностики распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и эмпатии.

2. Сформировать комплекс наиболее информативных методик для изучения опознавания и интерпретации невербальных эмоциональных состояний человека.

3. Адаптировать методики опознания невербальных эмоциональных состояний по лицевой экспрессии для подросткового возраста в школе.

4. Спланировать и провести эксперимент по распознаванию проявлений невербальных эмоциональных состояний по лицевой экспрессии и изучению эмоционального интеллекта подростков в школе.


5. Исследовать особенности восприятия эмоций знакомых и незнакомых испытуемых на фотоснимках.

6. Обработать и проанализировать полученные данные, составить таблицы, и диаграммы.

7. Выявить зависимость уровней парциального эмоционального интеллекта на особенность восприятия и проявления эмоциональных состояний человека по фотографии.

Объектом являются мимические выражения экспрессии лица и взгляда.

Предмет: особенности невербальных проявлений эмоционального состояния человека по выражению лица на фотографии.

Экспериментальная база. На различных этапах эксперимента, разработки и адаптации методик изучения особенностей в распознавании и интерпретации эмоций, участвовали учащиеся 11-х классов ГУО «Жгунская средняя школа».

Теоретико-методологическая основа: теория базовых эмоций – подход П. Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение шесть базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская.

  • Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана.
  • Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ)

Этапы эксперимента:

Вводная часть:

Анализировались проявления невербальных эмоциональных состояний учащихся выпускных классов в определённой ситуации, отражающие эмоциональную нагрузку (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление).

На первом этапе:

Анализу подлежали показатели правильно распознаваемых невербальных эмоциональных состояний знакомых учащихся на фотоснимках, а также типичные ошибки при идентификации эмоций.

На втором этапе: Анализировались и изучались индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения, в проявлениях невербальных эмоциональных состояний и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, методики оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.

На третьем этапе:

Анализировались изображения на фотографиях, соответствующих невербальных эмоциональных состояний. Диагностика проводилась по методике П. Экмана «тест на распознавание выражений лица», адаптированная к условиям эксперимента.

Достоверность полученных результатов опираются на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, анализа полученных материалов и применением адекватных методов математической обработки данных.


Научное обоснование эксперимента:

В психологическом исследовании на базе ГУО «Жгунская средняя школа» проведено комплексное изучение опознания эмоций по лицевой экспрессии знакомых и незнакомых испытуемых. Это позволило объединить данные, связанные с принадлежностью к конкретной группе, с восприятием невербальных эмоциональных состояний других людей в зависимости от предыдущего опыта коммуникативного общения и индивидуальных особенностей личности. Предположим, что невербальные эмоциональные состояния знакомых людей по точности опознания, определяются лучше, чем незнакомых. Раскрыта специфика лучшего распознавания невербальных эмоциональных состояний по лицевой экспрессии людей с высоким уровнем эмпатии и распознавания эмоций по шкалам парциального эмоционального интеллекта. Еще выявлено, что самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости, как с невербальной эмоциональной отходчивостью, так и с эмоциональной неригидностью. Значит, что учащиеся с низкой мотивацией обладают и низкой способностью управлять своими невербальными эмоциональными состояниями, поэтому и отличаются импульсивностью в поведении.

Теоретическая значимость:

Познание и изучение невербальной экспрессии как неотъемлемого компонента невербального эмоционального состояния человека в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения в педагогической психологии.

Практическая значимость: заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ в школе, методик и социально-психологических тренингов для учащихся, направленных на развитие способностей к распознаванию и интерпретации невербальных эмоциональных состояний. Что может повысить чувствительность к эмоциональному компоненту межличностных отношений, а также к более здоровому образовательному процессу сохранению психического и физического здоровья, а в дальнейшем приведет к огромному успеху в обучении ,в адаптации в социуме.

Ценность настоящей курсовой работы заключается в изыскании методов исследования невербальных эмоциональных состояний, их выражение и опознание, что имеет, несомненно, практическое значение в повседневной коммуникативной сфере человека.

     

Глава 1. Теоретическая часть


Изучение особенностей проявления невербальных эмоциональных состояний человека при общении

Огромное множество дисциплин, особенно как никогда в наше время предъявляет необходимость и востребованность, в изучении и исследовании невербальных эмоциональных состояний человека. Хотя уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения, но до сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций. Для эмоциональных состояний, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешне выразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов коммуникативной сферы, существует в неразрывном единстве с экспрессивной деятельностью человека, способностью распознавать невербальные эмоциональные состояния. Ведь состояние эмоциональных проявлений человека связано с его психическими состояниями и служит дальше средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, его намерения, поступки, действия, побуждения, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности человека. Человек быстро приспосабливает свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение оказывается менее пластичным.

Учеными разработаны различные классификации невербальных эмоциональных состояний человека. Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно- регулятивную функцию. К кинесике относятся выразительные средства, проявляющиеся в мимике, взгляде, жесте походке. Также наше невербальное эмоциональное состояние наглядно показывает, как человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих людей. Человек с более высоким статусом принимает более непринужденные позы, чем их подчиненные. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания невербальных эмоциональных состояний человека, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии). Понимание эмоциональных состояний другого человека определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Так, В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя, а вот люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. И. А. Переверзева (1989) сделала вывод, что наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям, так как им свойственно скрывать выражение своих эмоций. Автор приходит к выводу, что чем больше человек склонен контролировать выражение своих эмоций, тем труднее их распознать другому человеку. Тот, кто меньше переживает то и меньше контролирует. А. А. Борисова (1982), изучая психологическую проницательность, доказывает, что «непроницательные» это: а) «гипоэмотивные» люди, имеющие низкие баллы по всем трем основным модальностям (радость, гнев, страх);


б) боязливые, имеющие высокий балл эмоции страха;

в) субъекты с доминированием эмоций двух модальностей, одна из которых — эмоция страха;

г) «гневливые», имеющие высокий балл эмоции гнева.

Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова (1998) отмечают, что женщины достоверно чаще, чем мужчины, видят на фотографиях возмущение и обиду, а мужчины — решительность (очевидно, решимость, но и то и другое не является эмоцией). Кроме того, были обнаружены, хотя и не достоверные, различия по опознанию тревоги, печали, удовольствия (чаще опознавали женщины), а также по гордости, горю, безразличию и нежности (чаще опознавали мужчины). Испытуемые среднего возраста достоверно реже, по сравнению с молодыми и пожилыми, видели ненависть и презрение и чаще — решимость.

Анализ курсовой работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия невербальных проявлений состояний человека, и его эмоций, затрагиваемые вопросы нужно продолжать изучать и исследовать. Это могло бы послужить человечеству на данный момент в различных областях, развивать предотвращать, улучшать, оберегать жизнь. Известно, что невербальное эмоциональное состояние человека, включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения, то, что отражает образное и эмоциональное содержание. А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств– 38%, мимики, жестов, позы: невербальное – 55%. Так можно сделать вывод, что важно не что говорится, а как это говорится. Наблюдения ученых показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики. Невербальная коммуникация включает следующие основные системы:

- оптико-кинетическая: мимику пантомимику жесты;

- пара - и экстралингвистическая - это система вокализации качества голоса, диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

В хрестоматии «Межличностное общение», даны основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью проявления невербального эмоционального состояния является то, что поведение обусловлено нашими импульсами человеческого подсознания, человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных эмоциональных средств выражения, не может подделать эти импульсы, поэтому, и отражает более правдиво и достоверно.