Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и самое важное предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как он выскажется, почувствовать быструю реакцию и необходимость изменений для достижения, желаемого результата. Наше лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает невербальное эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность удивление гнев. Но настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам. Наш визуальный контакт, несет исключительно важную роль, ведь люди стремятся к пониманию и испытывают дискомфорт, если контакт отсутствует. Наш взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова, то смотрит на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника меньше обращают внимания, а вот когда трудность преодолевается то больше. Невербальные эмоциональные состояния говорящего посылают сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности или наоборот. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков совсем не поддается контролю человеку. Если он возбужден или заинтересован чем-то, возможно находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Но хотя наше лицо является главным источником информации о невербальных психологических эмоциональных состояниях человека, во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, ведь мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движение тела. Если кто-то из нас хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, то лицо становится малоинформативным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения содержат много информации.

Следующие виды невербальных эмоциональных состояний средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают весь образ человека, отражая его состояние. Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Интересно, что энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков, а горе, печаль, усталость передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи является важной характеристикой чувств. Но иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать .


    1. Отражение эмоционального состояния в мимике

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев). Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как люди обрели язык, средством выражения служила лицевая экспрессия. Поэтому наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции сходных выражений лица. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональное состояние и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о данных состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимическая характеристика личности, возможно, может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, их способности передавать нюансы. Интерес к изучению лица как к источнику информации о человеке отмечается во времена Древней Греции, есть наука о лице, названной физиогномикой. На всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до наших дней люди верили в существование прямой зависимости между чертами лица и характером человека. Основываясь на особенностях строения и выражения лица, старательно хотели вникнуть в мысли людей. Но сегодня зависимость характера человека и его внешности (строение тела, лица) не получила убедительного научного подтверждения. Общепризнанно, что главную роль в экспрессивных выражениях лица играет центральная нервная система человека. Экспериментально подтвердилась связь сокращений мышц лица с появлением определенной мимики. Опыты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения мимических мышц с помощью электродов аналогичны естественным реакциям, возникающим при тех или иных эмоциях.Значит, мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения. На протяжении жизни формирует свой эталон, по какому он определяет невербальные состояния.


Исследования в области распознавания эмоций диагностировали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Оказывается, целый ряд профессий требуют умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – ведет к успеху во многих профессиях. Иногда неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение, посочувствовать может привести к полной профессиональной некомпетентности. Это качество необходимо, для врачей, особенно психотерапевтов, руководителей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работников, менеджеров. Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение, например с помощью всевозможных тренинговых программ, позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Например, горе: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.

  1. страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  2. удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  3. радость: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  4. отвращение: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе. Это несколько примеров, которые могут считываться через лицевую экспрессию.

Отслеживание человеком подобного рода невербальных эмоциональных состояний могут существенно обогатить процесс коммуникативного общения.

Эмоциональные невербальные проявления, за счёт своего экспрессивного компонента, а главным образом – экспрессии лица, считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них.

Например, практика европейских работодателей, заслуживает внимание ведь там при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а также повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

1.3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека

Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности.

Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. В психологическом словаре эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщённости. С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию, как феномен, выделяет три основных признака:

  • Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
  • Эмоции, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;
  • В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

  • Внутреннее переживание;
  • Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
  • Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Эмоциональные состояния – невербальные психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно - энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется. Даже отсутствие эмоций – это тоже эмоция, точнее, целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

  1. Радость (удовлетворение, веселье)
  2. Грусть (апатия, печаль, депрессия)
  3. Гнев (агрессия, озлобление)
  4. Страх (тревога, испуг)
  5. Удивление (любопытство)
  6. Отвращение (презрение, брезгливость).

Исследователи пришли к одним и тем же базовым эмоциям, что говорит о высокой достоверности сравнительного списка. В психологии и в смежных науках ведётся постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний.

По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об проявлениях невербальных состояний, которые рассматриваются К. Изардом, П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития личности человека. Но человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория — длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти, они предметны и всегда связаны с предметом или действием с ним. Так как люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние — у одних, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, а у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день. Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля — внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций. Эмоции и чувства – личностные образования, социально - психологически характеризующие человека, они связаны с кратковременной и оперативной памятью.