Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Анализ результатов по 1 этапу эксперимента

Результаты испытуемых идентифицировавших мимические выражения, с учётом допущенных ошибок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

46,6%

33,3%

6,6%

6,6%

26,6%

20%

№1 Ошибки в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону

Ошибки в распознавании несли некую закономерность. Ошибка выражения гнева (46,6%) испытуемых, они выбрали схему, соответствующую страху, отвращению и грусти. А отображаемое эмоциональное состояние удивления, 33,3% испытуемых соотнесли состоянием страха и гнева. Так значит, данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывали на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. В результате получили данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Руководствуясь возрастной динамикой склонности к проявлению базовых эмоций, М.С. Пономарёвой (Ильин, Пономарёва, 2001), школьников с 1-го по 11-й класс, выявилось, что состояние, радости явно преобладает над склонностью к проявлению состояния гнева и страха, удивления. Испытуемые с высокой степенью точности правильно определили мимические выражения лица, соответствующие невербальному эмоциональному состоянию проявлению радости и грусти (93,5%).

№2

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

53,4%

66,7%

93,4%

93,5%

73,4%

80%

№2 Правильно определенные эмоциональные состояния знакомых людей


Третья часть испытуемых правильно определили эмоции учащихся, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях. Ребята отмечали, чтобы легче и правильно определить надо было вдуматься в этот образ. Возможно опираясь на психологию межличностного общения, мы можем установить связь интерпретации, понимания, с таким явлением как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Эти явления довольно часто трактуются как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап эксперимента.

Второй этап эксперимента

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, мы решили выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Приложение 2)

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) Эмоциональная осведомлённость

2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)

4) Эмпатия

5) Распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Задача респондентов заключалась в том, чтобы в соответствующем регистрационном бланке, где предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны жизни личности (респондентов), поставить соответствующую оценку. Полученные данные, мы обработали и интерпритировали в соответствии с ключом.


2.2. Анализ результатов по 2 этапу эксперимента

В результате проведения диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла, мы получили следующие данные внутриличностного и межличностного аспекта эмоционального интеллекта респондентов, которые отражены в диаграмме 2.

Анализ эмоционального интеллекта по шкалам

Диаграмма 3

Итак, в структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

Руководствуясь результатами проведённого исследования, мы выявили следующую закономерность, а именно: высокий уровень эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Здесь можно предположить то, что подростки с высоким уровнем эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, отображённой фотографически. И чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека, тем более, что эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным аспектом процесса общения.

Далее, изучая полученные данные, в частности, изучая низкие показатели, мы приходим к выводу, о том, что внутриличностный аспект, а именно, самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, как эмоциональной отходчивости, эмоциональной неригидности. В результате, мы можем заключить то, что человек с низкой самомотивацией, обладает низкой способностью управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивен. Эмоции могут мешать достижению намеченной цели. Что соответствует особенностям эмоционального поведения подростков. В результате у школьников подросткового возраста характерна рассогласованность в мотивационной сфере.

Эмоциональная осведомлённость, по результатам проводимой нами диагностики, в среднем, сводится к среднему и низкому уровню, что также соответствует возрастным особенностям подросткового периода.


В результате, мы получили интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта испытуемых подростков. (Таблица 3)

№3 Уровни эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Уровни EQ

Результат

Высокий

6,6%

Средний

46,6%

Низкий

46,6%

№3 Общий уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении по тесту Н. Холла

В результате проведённого нами исследования, мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении.

Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Как отмечалось выше, мы выявили, что в межличностном аспекте эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей,) выявились высокие и средние показатели, которые представлены в таблице 4.

Уровни парциального эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Таблица 4

Уровни

Шкалы

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

20

0

6,6

46,6

33,3

Средний

46,6

26,6

40

40

46,6

Низкий

33,3

73,3

73,3

0

0


№ 4 Диаграмма процентного соотношения наиболее высоких уровней парциального эмоционального интеллекта, в соответствии со шкалами по тесту Н. Холла

Диагностика № 5

Обращаясь к начальному этапу нашего исследования - 33, 3% испытуемых распознали безошибочно все 6 базисные эмоциональные реакции знакомых учащихся, на представленных нами фотографиях.

В результате чего, мы выявили закономерность успешного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.

Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, также подтверждает полученные данные, как эмпирическим путём, так и в ходе опроса.

Выявленная нами закономерность, вызвала интерес: « Можно ли полагать, что правильная идентификация мимических проявлений эмоциональных состояний, во многом зависит от предыдущего опыта общения, как общественного, так и личного, от принадлежности к данной группе?»

Третий этап эксперимента

Последующим этапом нашего исследования стало изучение распознавания стандартных изображений мимических проявлений незнакомого человека. Для этого мы использовали тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Причиной выбора именно этого теста стали фотоснимки лица молодой девушки, возраст которой, по нашему мнению, соответствует как возрастной категории наших респондентов, так и участников первой части нашего исследования, чьи фотографии мимических проявлений, соответствующей эмоции мы предлагали нашим респондентам.

Мы адаптировали данный тест в соответствии с нашим исследованием, а именно, из четырнадцати фотоснимков, предложенных автором теста, мы отобрали шесть, соответствующих шести базовым эмоциям: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение. (Приложение 3)

В регистрационных бланках учащиеся-респонденты в верхней части листа писали слова «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Радость», «Грусть», «Удивление», которые соответствовали возможным вариантам выбора выражений лица на каждой из шести фотографий, предъявленных нами.

2.3. Анализ результатов по 3 этапу эксперимента

Итак, обработав результаты испытуемых, мы выявили, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены в таблице 5 и диаграмме 6.