Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования УП «Транзитплюс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для повышения эффективности кадровой работы все же целесообразнее все выше перечисленные обязанности закрепить за конкретным исполнителем, например, за заместителем генерального директора или менеджером по персоналу и разработать положение о кадровой службе (службе управления персоналом) или должностную инструкцию на данную должность.

Но все это может выполнять и сам руководитель предприятия.

Целый ряд практических способов, с помощью которых менеджер имеет возможность влиять на доходы организации, приводится в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Направления улучшения кадровой политики на УП «ТранзитПлюс»

№ п/п

Способ

влияния

Результаты

Инструменты

1

Укрепление трудовой дисциплины

Сократятся невыходы на работу по уважительным причинам, опоздания на работу, случаи использования рабочего времени в личных целях

Комплекс мер по укреплению трудовой дисциплины и их контроль. Введение системы наказаний за нарушение трудовой дисциплины

2

Устранение непроизводственных потерь рабочего времени

Повысится производительность труда на каждом рабочем месте

Анализ рабочего места и рабочих процессов, грамотное проектирование рабочего места

3

Минимизация текучести персонала

Сократятся затраты, связанные с вводом нового человека в должность и его обучение. Создастся рабочая атмосфера, способствующая удовлетворенности работой

Создание в организации благоприятного психологического климата, осуществление на практике принципа здоровых человеческих отношений

4

Поддержание на конкурентоспособном уровне заработной платы работников и пакета социальных программ

Минимизируется уровень текучести персонала, формируется "корпоративный дух" организации, повысится оценка организации со стороны ее работников, появится стимул к большей самоотдаче на работе, повысится производительность труда, улучшится качество обслуживания

Анализ рынка труда специалистов организации, анализ размера их заработной платы, анализ социальных программ конкурентов. Разработка соответствующих программ и предложение их руководству. Внедрение и контроль

5

Правильная организация обучения и переобучения работников

Повысится уровень оценки организации в глазах ее работников, повысится производительность труда, повысится уровень обслуживания клиентов, сократится число ошибок в документах, сократятся суммы штрафов, выплачиваемых внешним организациям

Проведение на регулярной основе оценок работы персонала и аттестаций. Анализ учебных заведений и учебных программ, необходимых организации, анализ условий обучения. Заключение договоров на обучение с сотрудниками и организациями, предоставление условий для учебы. Планирование и контроль

6

Поддержание здоровья работников и создание безопасных условий труда

Сократится количество отпусков по временной нетрудоспособности. Сформируется особый "корпоративный дух" организации, произойдет сплочение коллектива, повысится оценка организации в глазах его служащих. Повысится уровень работоспособности

Регулярное проведение диспансеризации работников, профилактических медицинских мероприятий. Предоставление возможности работникам бесплатно посещать спортивные клубы, залы, бассейны. Разработка программ по поддержанию здоровья, их внедрение и контроль

7

Прием на работу достойных специалистов

Повысится производительность труда на каждом рабочем месте, повысится уровень обслуживания клиентов, сократится число ошибок в документах, сократятся суммы штрафов, выплачиваемых внешним организациям. Создастся благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий продуктивной работе

Проведение анализа работы сотрудников, аттестаций, разработка должностных инструкций и положений о подразделениях, формирование конкретных профессиональных, физиологических, психологических и квалификационных требований к должности. Всесторонний анализ кандидатов на работу.

8

Поддержка и поощрение (материальное и моральное) работников, творчески подходящих к своей работе и выдвигающих рационализаторские предложения

Повысится производительность труда. Повысится уровень обслуживания клиентов. Укрепится численность новых клиентов. Повысится уровень оценки в глазах ее работников

Изучать идеи работников и предлагать к внедрению лучшие из них. Создать общественный совет из высококвалифицированных специалистов, рассматривающих программу и внедрить ее


Грамотный менеджер по персоналу может активно влиять на уровень исполнительской дисциплины работников. В этом заключается его специфическая возможность повышать производительность труда. Он косвенно влияет на повышение доходов.

Таблица 3.2 — План распределения функций по управлению персоналом на УП «ТранзитПлюс

Ответственный

Функции и обязанности

Директор

Обучение и развитие персонала:

- разработка компетенций к должностям всех сотрудников;

- разработка нормативной документации по всем процессам управления персоналом;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- консультирование руководителей разных звеньев по вопросам управления трудовыми ресурсами.

Мотивация:

- разработка системы мотивации: вознаграждения, социального пакета, гарантий и компенсаций для персонала;

- развитие трудовой мотивации, инициативы и активности работников данной организации,

создание безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда.

Заместитель директора

Юрист

Аттестация и оценка:

- обеспечивает руководство работой по аттестации персонала предприятия;

- осуществляет систематический контроль за правильностью ее проведения;

- принимает меры по совершенствованию на предприятии работы по аттестации.

Организация труда:

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка, графика отпусков, должностных инструкций, производственных инструкций и иных организационно-правовых документов;

- обеспечение разработки и выполнения коллективного договора, соблюдения трудовой дисциплины.

Офис-менеджер

Делопроизводство:

- оформление трудовых отношений;

- кадровое делопроизводство и документооборот.

Подбор, отбор персонала:

- текущее и перспективное планирование потребностей в персонале;

- работа с службами занятости населения и кадровыми агентствами;

- работа с учебными заведениями по организации практики и дальнейшему трудоустройству выпускников.

Как показало исследование системы управления персоналом, на данном предприятии нет четкого разделения функций. Формально большинство функций закреплено за директором, на самом деле, их распределение осуществляется приказом директора. Необходимо разделить функции по управлению персоналом и закрепить их в должностных инструкциях.


При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом необходимо помнить, что коллектив предприятия — это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.

Для минимизации выявленных проблем были разработаны конкретные рекомендации в области совершенствования управления персоналом.

Целью социальной политики как системы управления персоналом являются достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала организации, создание высокопроизводительного коллектива, наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия. Основными функциями социальной политики является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций, уменьшение текучести кадров, в том числе закрепление наиболее квалифицированных специалистов. Также успешная социальная политика создает благоприятный имидж организации в глазах общественности, а в ряде случаев и сокращение объема выплачиваемой суммы налогов.

Социальная политика организации как составная часть политики управления персоналом представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Для конкретного предприятия были разработаны следующие направления социальной поддержки персонала:

Уплата предприятием взносов на добровольное медицинское страхование персонала. Работник получает расширенный перечень услуг и обслуживание в медицинских учреждениях города, работодатель получает важный аргумент для уменьшения текучести кадров, повышения лояльности коллектива и обеспечение большей производительности труда. Добровольное медицинское страхование — эффективный механизм управления персоналом и возможность контролировать уровень заболеваемости на предприятии.

Повышение комфортабельности и безопасности условий труда.

Материальные подарки на крупные события (свадьба, рождение ребенка).

Организация гибкой системы отпусков для всего персонала, приоритет для отпусков по уважительным причинам.

Предоставление путевок в детский лагерь матерям-одиночкам и многодетным семьям.

Несмотря на увеличение расходов на рабочую силу, предприятие выигрывает в повышении мотивации труда, эффективности и производительности. Таким образом, социально ориентированная кадровая политика организации выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.


В нашей стране большинство малых предприятий, характеризующихся ограниченным штатом персонала, сегодня склонны выстраивать точечное экспресс-обучение на рабочем месте, без отрыва от работы независимо от того, на какой стадии жизненного цикла находятся. Между тем, потенциал средств и методов корпоративного обучения персонала на сегодняшний день достаточно широк и включает следующие группы:

по числу участников (групповое и индивидуальное);

по уровням ответственности (линейное обучение — отсутствие роли «наставника», творческая направленность, минимальные формальные ограничения; иерархическое обучение — взаимосвязь «ведущий — ведомый», наличие формальных признаков образовательного процесса);

по составу участников (внутреннее — за счет собственных резервов компетенций, внешнее — с привлечением сторонних ресурсов);

по периодичности (цикличное обучение — как правило, предусматривает последовательное обращение к той же проблеме через постепенное погружение; точечное обучение — предусматривает решение локальных задач);

по содержанию (когнитивное обучение рассчитано на приобретение учащимися комплекса компетенций, как правило, более продолжительно по времени; инструментальное обучение — формирует технические навыки обучаемых).

Выбор вида корпоративного обучения зависит от многих факторов — уровня квалификации персонала, денежных средств, выделенных на обучение, особенностей деятельности предприятия и т.д.

Специфика деятельности УП «ТранзитПлюс» показывает необходимость обучения персонала. Можно порекомендовать регулярно проводить всевозможные тренинги, обучающие семинары, позволяющие поддерживать и повышать квалификацию работников на должном уровне. Для новых сотрудников разработать формы и методы вводного обучения.

Для диагностики эффективности принятых решений по управлению трудовыми ресурсами на УП «ТранзитПлюс» предлагается использовать систему кадрового аудита, кадровый консалтинг и мониторинг управления персоналом.

Под кадровым аудитом (англ. аudit-проверка или ревизия отчетности) понимается своеобразный инструмент диагностики и управления кадровыми процессами, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Кадровый аудит — это совокупность методов количественной и качественной оценки трудовых ресурсов в целом и их отдельных параметров.

Цель кадрового аудита — выявить не только слабые и сильные стороны коллектива, но и тенденции его развития и возможные варианты поведения в изменившейся обстановке.


Сущность кадрового аудита в организации сводится к диагностике причин, возникающих по вине персонала проблем, а также оценке их важности и возможностей решения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства и кадровой службы учреждения по их устранению. Кадровый аудит включает анализ факторов, влияющих на возникновение производственных рисков, связанных с неправильным подбором и использованием персонала, и выработку предложений по снижению их воздействия. Предметом кадрового аудита являются следующие составляющие процесса кадровой деятельности: расчет потребности в рабочей силе; составление штатного расписания; поиск, подбор и наем работников; административное управление персоналом; выработка и осуществление политики профессионального роста работников, а также социальные вопросы — социальная защита; социальное страхование; управление доходами; регулирование потоков восходящей и нисходящей информации; совершенствование условий труда и техники безопасности; социальные отношения в коллективе; контакты с внешними организациями (инспекциями по труду, юридическими органами и адвокатурой, вышестоящими организациями, отраслевыми профсоюзами, учреждениями образования, местными органами исполнительной власти и т.д.).

Эффективным методом помощи и оценки деятельности кадровой службы предприятия является кадровый консалтинг (англ. consulting, от consult — советоваться, консультироваться) — интегрированная система консультационных услуг, оказываемая руководителям организаций, фирм, работникам кадровых служб по вопросам организации, содержания, методологии и осуществления программ набора и отбора трудовых ресурсов, оценки рационального использования как привлекаемого, так и работающего персонала.

Таким образом, подводя краткий итог третьей главы, можно сделать следующие выводы:

1. Основные проблемы управления персоналом на УП «ТранзитПлюс» следующие: преобладание не правовых трудовых отношений; невостребованность специалистов по управлению персоналом; упрощенность процедуры отбора персонала (поиск работников по личным каналам: не учитывается их квалификация); ведение информации по кадрам фактически сводится к фиксации адресов, паспортных данных; несоответствие профессионального образования работников выполняемой работе; нежелание вкладывать инвестиции в работников; неявные формы развития персонала (обучение сотрудников без выдачи сертификатов, подтверждающих факт обучения); отсутствие внутренней организационной структуры (все сотрудники подчиняются директору); отсутствие четкого разделения обязанностей между сотрудниками (совмещение должностей, выполнение не своей работы, сложность в определении результатов труда); ненормированный рабочий день; существенная разница в оплате труда рядовых сотрудников и высших руководителей; отсутствие формальной процедуры оценки работников и фиксированного размера заработной платы (директор определяет заработную плату и осуществляет оценку персонала, основываясь исключительно на своем мнении); зависимость клиентоориентированной компании от работника (угроза присвоения работником клиентской базы организации); высокая информированность работников; сложности в управлении сотрудниками (отсутствие массовости превращает сотрудников в уникальных специалистов, которые перестают чувствовать себя и быть исполнителями); социальная незащищенность работников (отсутствие коллективных договоров, профсоюзов — рост тревожности сотрудников, нездоровая психологическая атмосфера, текучесть кадров).