Файл: "Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность организации труда руководителей и специалистов в организации, её роль и значение
1.2 Факторы, влияющие на эффективность организации труда руководителей и специалистов в организации
1.3 Зарубежный опыт организации труда руководителей и специалистов в организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ООО «ДЕВЯТЬ ОКОН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Девять окон»
2.2 Анализ удовлетворенности трудом руководителей и специалистов в ООО «Девять окон»
2.3 Оценка эффективности организации труда руководителей и специалистов в ООО «Девять окон»
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ООО «ДЕВЯТЬ ОКОН»
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны. В процессе трудовой деятельности руководитель ООО “Девять окон” выполняет четыре функции: планирование; организация; мотивация; контроль. Стоит отметить, что не только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают и остальные работники организации. Цель работы самого руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу предприятия. Руководитель как было отмечено выше – особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности: руководитель непосредственно не связан с созданием материальных ценностей, хотя активно участвует в организации производства.
Работа руководителя в основном умственная.
Нелимитированность работы руководителя.
Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений.
Труд руководителей не подается количественному учету.
Необходимость принятия большого количества решений за короткий период. Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.
Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом. Важное значение имеет оснащение рабочего места руководителя в целом. Это стол модульной конструкции, подвижное кресло, устройство для чтения микрофильмов (на столе), встроенный диктофон, телефон, переговорное устройство. Современные типы рабочих мест руководителей нередко оснащены индивидуальными выходами в вычислительные центры – терминалами. Важнейший элемент терминального устройства – дисплей (экранный пульт) раскрывает перед руководителем широкие возможности для совместной работы с ЭВМ. Дисплей позволяет увидеть в нужный момент на экране формуляры, характеризующие ход производственных процессов, показатели готовой продукции и деятельности предприятия в целом. Такие дисплеи дополняются традиционными техническими средствами общения с подразделениями предприятия. В работе руководителя применяются и различные средства вызова, обеспечивающие главным образом текущую связь руководителя с заместителями, помощниками и т. д. Удобным средством передачи устной информации являются различные громкоговорящие установки. Эффективную связь в учреждении обеспечивают специальные системы громкоговорящей связи, где возможно соединение любых двух абонентов, имеющих аппараты с наборной клавиатурой. Анализируя рабочее место руководителя ООО “Девять окон” можно сказать, что внутренний объем кабинета руководителя составляет 45м2. Кабинет имеет прямоугольную форму. Длина кабинета = 10м2. Ширина = 4,5м2. Высота кабинета составляет 3,5м. Такие показатели свидетельствуют о том, что форма кабинета руководителя рассматриваемого предприятия является рациональной. Из мебели присутствуют: стол, предназначенный для проведения совещаний; стулья (количество-11шт.); диван; кресла (2шт.); журнальный столик.
Вся мебель выглядит эстетично и является достаточно удобной. Антропометрические показатели соблюдены. Однако существенным упущением является нерациональное размещение мебели в кабинете руководителя. Практически половина кабинета пустует. Стол руководителя расположен по диагонали от входной двери, что создает затруднение при обзоре руководителем входящих в кабинет. Зона отдыха также располагается неудобно. Диван удален от кресел и журнального столика. На рабочем столе руководителя имеется следующее оборудование: канцелярские принадлежности; два телефона (внутренняя связь и городской телефон); ежедневник. Рассмотрим операции, выполняемые руководителем ООО “Девять окон” в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Операции, выполняемые руководителем ООО “Девять окон”
Наименование |
Затраченное время, мин |
Оперативное совещание с начальниками отделов по текущим вопросам |
140 |
Визирование бухгалтерских документов (платежные поручения в банк, счета и т.п.) |
255 |
Телефонные переговоры с заказчиками и клиентами |
205 |
Другие деловые телефонные разговоры |
510 |
Переговоры с менеджерами фирм - поставщиков (заключение договоров, обсуждение условий договоров) |
160 |
Разбор конфликтов с клиентами |
90 |
Просмотр заявок-требований от заказчиков |
70 |
Нерегламентированные перерывы |
205 |
В том числе: |
|
из-за нарушений трудовой дисциплины -личные телефонные разговоры, прием посетителей по личным вопросам, перерывы на чай (кофе и т.п.); |
100 |
из-за нарушений нормального хода технологического процесса - ожидание согласования решений, время на ремонт оборудования |
105 |
Регламентированные перерывы (обед, отдых, личные надобности и т.п.) |
645 |
Контроль за заказами материалов (просмотр заявок) |
445 |
Подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и других документов |
555 |
Анализ кредиторской задолженности (работа со счетами фирм-поставщиков) |
90 |
Прием посетителей по деловым вопросам |
365 |
Служебные разъезды (дорога) |
565 |
Участие в совещаниях |
250 |
Проведение семинаров с работниками |
80 |
Проведение собеседований по поводу приемов на работу новых сотрудников |
30 |
Обсуждение с заместителем (главным бухгалтером, мастером) деловых вопросов |
280 |
Обход помещений (рабочих мест) |
15 |
Посещение различных учреждений по деловым вопросам |
265 |
Общественная работа (обсуждение с профсоюзом различных вопросов, проведение субботников и т.п.) |
60 |
Изучение специализированной периодической литературы и СМИ |
60 |
Наведение порядка на рабочем месте |
60 |
Цветовая гамма кабинета выполнена в светло-бежевых тонах, что способствует снижению утомляемости и повышает настроение и работоспособность. Санитарно-гигиенические условия труда соблюдены.
Рабочее место руководителя является одним из главных на всём предприятии. Обслуживание данного рабочего места осуществляется закреплённым за ним персоналом, в частности, уборщица, а также секретарь, осуществляющий иные функции, которые не входят в обязанности уборщицы по обслуживанию рабочего места. В кабинете руководителя два телефона. Один телефон - внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации.
Также имеется сейф для хранения бумаг и иных необходимых документов и некоторых из личных вещей руководителя; сигнализация присутствует.
Проведя анализ рабочего места руководителя, можно выявить достоинства и недостатки его организации, мешающие эффективной организации работы руководителя. Причинами этого могут служить как факторы внешней среды, так и факторы внутренней среды организации, и психологические факторы личности самого руководителя. К наиболее значительным факторам внешней среды можно отнести проблемы с транспортом из-за которых возникают большие затраты на служебные разъезды. Из факторов внутренних факторов организации можно выделить следующие: избыточная отчетность, отнимающая много времени на заполнение необходимых форм и материалов; нерациональное техническое оснащение рабочих мест, что приводит к необходимости перехода в те отделы, где есть в наличии необходимая оргтехника; большое количество служебных разговоров по телефону, прерывающих процесс работы.
Со стороны личностных и психологических характеристик руководителя могут проявляться следующие негативные моменты: медлительность в действиях; отсутствие ориентировки на конечную цель, что вызывает выполнение работ без разбора их значимости; распыление интересов и отсутствие концентрации на каком-либо мероприятии, что вызывает выполнение всех дел сразу и не доведение большинства из них до конца и другие факторы.
Промежуточный контроль за выполнением указанных мер необходимо проводить в конце каждого рабочего дня. Итоговый контроль проводиться после выполнения задания.
Однако в организации рабочего места можно выделить и достоинства. Несмотря на загруженность руководителя ООО “Девять окон”, работа всё же приносит свои положительные результаты. Кабинет и условия труда отвечают всем требованиям и нормативам, что не может не сказаться на работе предприятия и достижении цели. Далее в данной работе проведем исследование по изучению управления мотивацией и стимулирования в ООО “Девять окон”.
Данное исследование проводилось методом анкетирования. Были опрошены 51 человек. Целью исследования было изучить мотивацию и стимулирование труда персонала. Была разработана анкета. В анкете были рассмотрены вопросы, касающиеся того, удовлетворяет ли размер заработной платы, возможности карьерного роста, признания и одобрения за выполняемую работу, о дополнительных льготах, возможности решения жилищно-бытовых проблем, степень важности определенных характеристик работ. Опрос респондентов по вопросу удовлетворенности заработной платой показал, что 35% удовлетворяет получаемое материальное вознаграждение, 33% – скорее удовлетворяет, 32% – не удовлетворяет заработная плата.
Таблица 2.6 – Распределение респондентов по вопросу удовлетворенности размером заработной платы
Наименование |
Количество человек |
Удельный вес, % |
Удовлетворяет |
18 |
35 |
Скорее удовлетворяет, чем нет |
17 |
33 |
Не удовлетворяет |
16 |
32 |
ИТОГО |
51 |
100 |
Респондентам был задан вопрос, заставляет ли их интенсивнее работать возможность карьерного роста. Ответы распределились следующим образом: заставляет работать интенсивнее – 22%; делает работу более привлекательной – 24%; и то, и другое – 27%; не влияет на работу – 27%. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что возможность карьерного роста у большинства опрошенных не влияет на их работу. Соответственно руководство недостаточно уделяет внимание данному вопросу. Карьера – это немаловажный фактор стимулирования трудовой деятельности.
Рисунок 2.1 – Распределение респондентов по вопросу
удовлетворенности размером заработной платы
На основании опроса можно сделать вывод, что в ООО “Девять окон” предусмотрены вознаграждения за отличную работу, однако не всегда выплачиваются. Отношения с непосредственным руководителем у большинства респондентов складываются удовлетворительные – 35%, и только у 4% складываются неудовлетворительные. Признание и одобрение хорошо выполненной работы, у большинства опрошенных, заставляет работать интенсивнее, и делают работу более привлекательной. Высокая мера ответственности занимаемой должности заставляет опрошенных относиться к работе более серьезно, заставляет работать более интенсивно, однако у некоторых респондентов высокая мера ответственности сказывается на их работоспособности отрицательно.
На основании таблицы 2.7 можно сделать вывод о том, что льготирование положительно влияет на работоспособность респондентов.
Таблица 2.7 – Распределение респондентов по вопросу влияния дополнительных льгот на работоспособность
Наименование |
Количество человек |
Удельный вес, % |
Заставляет работать более интенсивно |
13 |
25 |
Делает работу более привлекательной |
13 |
25 |
И то, и другое |
15 |
30 |
Не влияют на работоспособность |
10 |
20 |
ИТОГО |
51 |
100 |
Из представленных данных в таблице 2.7 видно, что на выбор данного вида деятельности у большинства респондентов повлияла семейная традиция – 29%, а также денежное вознаграждение – 24%, желание занимать руководящие должности – 20%, карьерный рост – 17%, и только 10% привлекает престижность выбранной профессии.
Рисунок 2.2 – Распределение респондентов по вопросу влияния
дополнительных льгот на работоспособность
В анкету был включен такой актуальный вопрос как решение жилищно-бытовых проблем.
Таблица 2.8 – Распределение респондентов по вопросу влияния определенного фактора на выбор данного вида деятельности
Наименование |
Количество человек |
Удельный вес, % |
Престиж |
5 |
10 |
Семейная традиция |
15 |
29 |
Карьерный рост |
9 |
17 |
Денежное вознаграждение |
12 |
24 |
Желание занимать руководящие должности |
10 |
20 |
ИТОГО |
51 |
100 |
На рисунке 2.3 показано распределение респондентов по вопросу влияния определенного фактора на выбор данного вида деятельности.
Рисунок 2.3 – Распределение респондентов по вопросу влияния
определенного фактора на выбор данного вида деятельности