Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения стресса
1.1 Научное объяснение стресса
1.2 Концепция Г. Селье о стрессе
1.3 Адаптация человека к стрессовым ситуациям
1.4 Стресс в жизни учащихся выпускных классов.
1.5 Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
2 Эмпирическое исследование учебного стресса у выпускников школы
2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса выпускников школы
Стресс могут спровоцировать и личностные факторы. Чтобы предупредить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут вовремя приготовиться к стрессовому событию или жизненной ситуации и ослабить их неправильное влияние на организм:
1. Подобрать достаточное количество информации о вероятности наступления подобных ситуаций.
2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных неприятностей, попытаться найти способы их уменьшения.
3. Не пытаться в начале самого события делать поспешные выводы.
4. Понять, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, без посторонней помощи.
5. Пытаться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.
6. Понять и принять, что серьезные перемены являются неотъемлемой частью жизни.
7. Помнить, что стрессовыми жизненными ситуациями быстрее и лучше справляются те, кто умеет вовремя использовать методы релаксации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно подытожить, что в моей курсовой удалось выяснить, что стресс – это психофизическая реакция на стрессоры или стрессовые раздражители. Что он бывает четырёх типов: дистресс, т.е. плохой стресс, социальный стресс или внешние события, физический стресс или изменение функций организма (например, учащение сердцебиения), психологический стресс или эмоциональная реакция (например, раздражение).
Сейчас можно сделать вывод, что устойчивость человека к появлению различных форм стрессовых реакций определяется, в первую очередь, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности.
Важно отметить, что экстремальное воздействие не всегда отрицательно влияет на эффективность выполняемой работы. В ином случае вообще было бы нереально успешное преодоление трудностей, появляющихся при усложнении условий. Но работа в стрессогенной ситуации в любом случае приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может вызвать неблагоприятные последствия.
Стандартные заболевания, вызванные стрессом — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. Поэтому так важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.
Стресс может быть не только вреден, но и даже полезен. Некоторым людям даже нужно испытывать стрессовые ситуации. И самое важное то, что мы испытываем стресс, виноваты мы сами. До тех пор, пока мы не сменим свою конгнитивную оценку, мы будем страдать от стресса, он будет загонять нас в угол и медленно добивать. А ведь мы сами можем загнать стресс в угол и забыть о его существовании.
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвергаются все (от новорожденного до глубокого старца).
Стресс в учебной (школьной) деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в школах (университетах) и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Для современного учащегося стресс является обычным явлением, реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными мороками.
Стресс может быть вызван работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. В результате моего исследования стало понятно, что основными причинами появления стресса у учащихся являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Это все приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего выпускники восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого учащегося.
Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого учащегомя зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 123-132.
2.Лазебная, Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия / Е.О. Лазебная // Прикладная психология. - 2000. - № 2. - С. 21-24.
3.Лазебная, Е.О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психол. журн. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 62-74.
4.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-21.
5.Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 121, [2] с. : ил., табл.
6. Марищук, В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Марищук, В. Евдокимов. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 260 с.
7. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 285 с.
8. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. - М. : Смысл, 2002. - 127 с.
9.Руденский, Е.В. Психология стресса [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1997. - 220,[1] с. : табл.
10. Рутман, Э. М. Как преодолеть стресс [Текст] / Э. М. Рутман. - М. : АСТ, 1998. - 160 с.
11.Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ) / М.Е. Сандомирский. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 336 с.
12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; общ. ред. Е.М. Крепс. - М. : Прогресс, 1982. - 124 с
13.Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.
14.Тарасов, Е.А. Как победить стресс [Текст] / Е.А. Тарасов. - М. : Айрис Пресс, 2002. - 352 с.
-
Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995. ↑
-
Лазебная, Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия / Е.О. Лазебная // Прикладная психология. - 2000 ↑
-
Лазебная, Е.О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психол. журн. - 1999. ↑
-
Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. ↑
-
Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993 ↑
-
Марищук, В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Марищук, В. Евдокимов. - СПб.: Сентябрь, 2001. ↑
-
Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005 ↑
-
Руденский, Е.В. Психология стресса [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1997 ↑