Файл: "Личностные деформации стрессового типа".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Суммарный показатель

Интерпретация

Свыше 70

Очень значительно превышает средний

66-70

Значительно выше среднего

61-65

Выше среднего

56-60

Чуть выше среднего

45-55

Средний

40-44

Чуть ниже среднего

35-39

Ниже среднего

30-34

Много ниже среднего

Ниже 30

Значительно ниже среднего

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ, №

Выбор

Балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 

1

0

2

1

3

2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

1

2

2

1

3

0

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

Таблица 6.

Данные по опроснику CDI

Ф.И.

возраст

пол

CDI

балл

Ф.И.

возраст

пол

CDI

балл

1

Н.С.

14

М

18

32

И.Н.

14

Ж

18

2

Ж.Д.

14

М

14

33

Х.Л.

13

Ж

14

3

А.Д.

14

М

10

34

А.С.

14

М

10

4

А.Н.

14

М

10

35

А.М.

14

Ж

16

5

А.Я.

14

Ж

9

36

В.С.

13

Ж

18

6

Х.Д.

13

М

18

37

Г.С.

14

М

11

7

М.Н.

14

Ж

10

38

П.А.

14

М

10

8

З.С.

13

М

14

39

Т.К.

15

Ж

13

9

К.Р.

14

М

19

40

Я.М.

13

М

9

10

А.К.

13

М

15

41

С.О.

13

Ж

4

11

Б.Я.

13

Ж

19

42

Т.И.

14

М

17

12

О.М.

14

Ж

12

43

К.С.

14

Ж

15

13

А.К.

13

Ж

13

44

Т.А.

14

Ж

14

14

М.Е.

14

Ж

13

45

А.Д.

14

Ж

3

15

С.А.

13

Ж

4

46

Д.А.

15

М

2

16

Б.А.

14

Ж

4

47

О.С.

14

Ж

21

17

С.Ю.

13

Ж

10

48

Р.Л.

14

Ж

10

18

Б.А.

15

Ж

21

49

Б.И.

13

М

10

19

Р.С.

14

Ж

11

50

О.К.

13

Ж

9

20

М.Д.

14

Ж

14

51

И. К

14

Ж

8

21

К.М.

14

М

15

52

С.О.

13

Ж

4

22

С.А.

15

М

17

53

М.К.

15

Ж

10

23

К.М.

14

Ж

11

54

С.А.

14

М

11

24

С.К.

14

Ж

19

55

Л. А

13

М

6

25

М.С.

14

М

10

56

Ю.Н.

13

Ж

7

26

С.К.

13

Ж

12

57

А. Л

14

М

12

27

Г.М.

14

М

4

58

А.Р.

14

Ж

4

28

С.И.

14

М

6

59

О.Х.

14

Ж

9

29

Г.А.

13

Ж

8

60

М.Л.

15

Ж

10

30

И.А.

14

М

10

61

К.Л.

14

М

11

31

Я.Ю.

14

Ж

21

62

А.А.

14

Ж

6


В таблице №6 указаны результаты по методике CDI М. Ковач. Данные показывают, что депрессивное состояние присутствует у двух учащихся, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. В подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

Около половины учащихся не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% скрывают свое истинное состояние или не хотят признавать у себя его наличие.

Небольшое понижение настроения у трети подростков говорит о начинающемся неблагополучии.

В подростковом возрасте наличие депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых. (В соответствии с рисунком 2.2.1).

Рисунок 2.2.1. Гистограмма данных по опроснику CDI M. Kovacs

Таблица 7

Распределение обследованных школьников (в %) по уровням депрессивной симптоматики (опросник детской депрессии M. Kovacs CDI)

Показатели

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел. (%)

Учащиеся 8 класса N=6 чел. (%)

Учащиеся 7 классаN=7 (%)

Группа риска

23,4

18.4

9.3

Выше средн

24.0

16.2

12.6

Средний ур.

47.5

60.2

67.3

Низкий ур.

2.2

2.2

7.7

Итак, как видно из таблицы 7, учащиеся 9 класса в большей степени подвержены риску по развитию депрессивной симптоматики. Наиболее удачной группой оказались учащиеся 7 класса. Среднюю позицию заняли учащиеся 8 класса.

Таблица 8.

Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Шкалы

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел. M (SD)

Учащиеся 8 классаN=6 чел. M (SD)

Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни)

Негат.настр

2,84 (2,14)

2,57(1,76)

0,286

Межличн.проб.

2,11(1,30)

1,25(1,19)

0,000**

Неэффективность

2,44(1,87)

2,36(1,66)

0,933

Ангедония

4,01(2,50)

3,48(2,33)

0.001*

Негативная самооценка

3,33(3,01)

2,21(1,60)

0,000**

Общий показатель депрессии

14.73

(10.82)

11.87

(8.54)

0,000**


Ангедония (расстройство, при котором человек неспособен испытывать удовольствие и радость)

М – среднее значение, SD – стандартное отклонение

** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)

* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни).

Если сравнивать учащихся 9 класса и учащихся 8 класса получается, что у учащихся 9 класса выше общий показатель депрессии, выше показатель ангедонии, потому что основная часть ребят воспитываются в семьях, где один родитель (мать), проживают вместе с бабушкой, тетей (у учащихся 9 класса (10) в полной семье проживают только 4.

Также они испытывают недовольство межличностными отношениями.

При сравнении учащихся 9 класса и учащихся 7 класса получается, что у учеников 7 класса больше нарушений по сравнению с учениками 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и соответственно больше из-за переживаний, также основная часть класса (8 учеников) хотят поступать после окончания школы в средне-специальные учебные заведения, что тоже влияет на изменение психического состояния (боязнь перед будущим).

(В соответствии с рисунком 2.2.2).

Рисунок 2.2.2.Гистограмма сравнения уровня депрессии у учащихся 9, 8 классов (M. Kovacs CDI)

М – среднее значение, SD – стандартное отклонение

** различия статистически достоверны при p < 0,001 (Критерий Манна-Уитни)

* различия статистически достоверны при p < 0,05 (Критерий Манна-Уитни)

При рассмотрении результатов учеников 9 класса и 7 класса вышло, что ученики 7 имеют мало нарушений в сравнение с учениками 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учеников 9 класса, они больше чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, так как имеют больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них расстраиваются, также большая часть класса (8 учеников) желают поступать после завершения учебы в школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже влияет на изменения психического состояния (страх перед будущим).

Таблица 9

Сравнение уровня депрессии у учащихся 9, 7 классов (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Шкалы

Группы

Учащиеся 9 класса N=10чел.

M (SD)

Учащиеся 7 класса

N=6 чел.

M (SD)

Уровень значимости р(Критерии Манна-Уитни)

Негативное настроение

2,84

(2,14)

3,41

(2.03)

0,960

Межличностные проблемы

2,11

(1,30)

1.58

(1.31)

0,000**

Неэффективность

2,44

(1,87)

3.09

(1,59)

0,037*

Ангедония

4,01

(2,50)

4.09

(2,54)

0.000*

Негативная самооценка

3,33

(3,01)

3.03

(2.17)

0,928

Общий показатель депрессии

14.73

(10.82)

14.2

(9.64)

0,000**


При рассмотрении учеников 9 класса и 7 класса получилось, что ученики 7 имеют меньше нарушений по сравнению с учениками 9 класса: общий показатель депрессии, показатель ангедонии выше у учащихся 9 класса, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, потому что больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают, также основная часть класса (8 учащихся) думают поступать после окончания учебы основной школе в средне-специальные учебные заведения, что тоже способствует изменению психического состояния (страх перед будущим).

Выводы по главе 2

Можно подытожить, что факторами, которые снижают стрессовость среды и ее негативное влияние на организм, являются очевидность внешних событий, возможность заранее приготовиться к ним, а также возможность контролировать события, что очень уменьшает силу воздействия неблагоприятных факторов. Важную роль в избавлении от отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека выполняют волевые качества.

"Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом убирается в сознании на задний план. Весомую роль в регуляции психических состояний, в том, как человек воспринимает воздействие стрессоров внешней среды, занимают индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы обладают большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с личностями, которые имеют слабую силу нервной системы. Так существуют подтверждения того, что жизнерадостные люди гораздо более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в тяжелых ситуациях.

Влияние самооценки отображается в том, что люди с низкой самооценкой показывают более высокий уровень боязни или тревожности в агрессивной ситуации. Они воспринимают себя в основном, как имеющих очень низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют не энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются убежать от трудностей, так как уверены, что не в силах с ними бороться.

Таким образом, становится понятно, что стресс в основной мере является индивидуальным феноменом.


Одним из важных направлений психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и восприятие самого себя.

Когда люди становится понятно, как протекают события, то они могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса сильно снижается. Касательно, учебной деятельности можно говорить о том, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором.

Можно рассмотреть возможные реакции организма на стресс, начнем:

Реакция стресса: индивид сознательно или подсознательно пытается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем приходит выравнивание, или адаптация. Человек либо получает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не оказывает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические расстройства.

Пассивность: она проявляется у людей, адаптационный резерв которых недостаточен и организм не способен бороться со стрессом. Появляется состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса - это, когда человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, то, что ведет к улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма (психическую и физическую).

Такая реакция наиболее действенная.

Стресс может быть сровоцирован факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида. Выпускникам школ можно посоветовать и порекомендовать:

1. Разработать систему приоритетов в своей учебной деятельности.

2. Научится говорить “нет", когда достигнут предел, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладить особенно эффективные и крепкие отношения с вашими учителями.

4. Не соглашаться с кем-либо, кто начинает предъявлять противоречивые требования.

5. Сообщить своему учителю, когда появиться ощущение, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найти день, время для отключения и отдыха.

К иным факторам, относящимся к понижению вероятности стресса, относятся соблюдение правильного питания, поддержание себя в хорошей физической форме, с помощью упражнений, и достижение общего равновесия в собственной жизни.