Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения стресса
1.1 Научное объяснение стресса
1.2 Концепция Г. Селье о стрессе
1.3 Адаптация человека к стрессовым ситуациям
1.4 Стресс в жизни учащихся выпускных классов.
1.5 Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
2 Эмпирическое исследование учебного стресса у выпускников школы
2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса выпускников школы
3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________
3.14 Напряжение или дрожание мышц ______
3.15 Головные боли______
3.16 Низкая работоспособность,
повышенная утомляемость ________
3.17 Иное (напишите сами и оцените)
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (подходящее подчеркнуть)
алкоголь, сигареты, наркотики, телевизор, вкусная еда, перерыв в учебе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержка или совет родителей, прогулки на свежем воздухе, хобби физическая активность
иное ______________________________
5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе): баллов
6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя?
6.1 Учащенное сердцебиение ______
6.2 Сухость во рту _________
6.3 Затрудненное дыхание ______
6.4 Скованность, дрожание мышц ______
6.5 Головные или иные боли _______
6.6 Иное (напишите, что) _________________________________
7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?
7.1___________________________________________________
7.2 ____________________________________________________
7.3____________________________________________________
Можно сделать вывод, что основными причинами появления стресса у учащихся являются огромная учебная нагрузка и боязнь перед будущим.
Наименьшая проблема для выпускников - это совместное проживание с другими учащимися, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).
Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3.
Выпускницы переживают больше нормы, скорее всего, это связано с одной из популярных причин стресса - страх перед будущим.
Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:
Значительно уменьшился у 4 выпускниц (26,7%);
Незначительно уменьшился у 5 выпускниц (33,3%);
Не изменился у 1 выпускницы (6,7%);
Незначительно возрос у 2 выпускниц (13,3%);
Значительно увеличился у 3 выпускниц (20%).
Таблица 1.
Причины стресса выпускников 11 класса
№ |
Причина стресса |
Результаты max = 10 б. |
1 |
Большая учебная нагрузка |
5,4 |
2 |
Страх перед будущим |
4,9 |
3 |
Нежелание учится или разочарование в профессии |
4,7 |
4 |
Непонятные, скучные учебники |
4,7 |
5 |
Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами |
4,5 |
6 |
Строгие учителя |
4,3 |
7 |
Проблемы в личной жизни |
4,1 |
8 |
Нерегулярное питание |
4,1 |
9 |
Неумение правильно организовать свой режим дня |
4,1 |
10 |
Стеснительность, застенчивость |
3,6 |
11 |
Излишнее серьезное отношение к учебе |
3,2 |
12 |
Отсутствие учебников |
2,5 |
13 |
Жизнь вдали от родителей |
2,3 |
14 |
Конфликт в группе |
1,9 |
15 |
Проблемы в классе |
1,5 |
16 |
Иное - |
Таблица 2.
Результаты проявления стресса
№ |
Причина появления стресса |
Результаты max = 10 б. |
1 |
Спешка, ощущение постоянной нехватки времени |
4,9 |
2 |
Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания |
4,7 |
3 |
Плохое настроение, депрессия |
4,7 |
4 |
Плохой сон |
4,4 |
5 |
Невозможность избавиться от посторонних мыслей |
4,2 |
6 |
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость |
4,2 |
7 |
Раздражительность, обидчивость |
4,1 |
8 |
Страх, тревога |
4,1 |
9 |
Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами |
3,9 |
10 |
Головные боли |
3,9 |
11 |
Потеря уверенности, снижение самооценки |
3,4 |
12 |
Нарушение социальных контактов, проблемы в общении |
2,5 |
13 |
Учащенное сердцебиение, боли в сердце |
2,3 |
14 |
Проблемы с желудочно-кишечным трактом |
1,6 |
15 |
Затрудненное дыхание |
1,5 |
16 |
Напряжение или дрожание мышц |
1,2 |
В группе стресс проявляется в своем большинстве на психологическом уровне, что оказывает сильное влияние на снижение работоспособности учащихся, плохом сне, нехватке времени и т.д.
Биологические признаки возникновения стресса у большей части выпускниц школы проявляются в небольшом количестве.
Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья учащихся одиннадцатого класса.
Приемы снятия стресса
Таблица 3.
Способ снятия стресса
№ |
Способ снятия стресса |
Выбор в % |
1 |
Сон |
100% |
2 |
Общение с друзьями или любимым человеком |
80% |
3 |
Прогулки на свежем воздухе |
80% |
4 |
Вкусная еда |
73,4% |
5 |
Перерыв в работе или учебе |
60% |
6 |
Поддержка родителей |
53,4% |
7 |
Физическая активность |
46,7% |
8 |
Телевизор |
26,7% |
9 |
Секс |
26,7% |
10 |
Хобби |
20% |
11 |
Сигареты |
2,0% |
12 |
Алкоголь |
2,0% |
13 |
Наркотики |
Есть и другое, к примеру, танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение, смехотерапия.
Самым важным и главным способом избавления от стресса является сон, его используют 100% опрошенных учениц.
Хочу обратить внимание, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса практически не используются, и это очень радует.
Признаки проявления стресса.
Таблица 4.
Признак проявления стресса
№ |
Признак проявления стресса |
Выбор в % |
1 |
Учащенное сердцебиение |
86,7% |
2 |
Головные или иные боли |
73,4% |
3 |
Затрудненное дыхание |
53,4% |
4 |
Сухость во рту |
40% |
5 |
Скованность, дрожание мышц |
33,4% |
6 |
Иное: нарушение сна, боли в животе. |
Из биологических признаков проявления стресса выделяется учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у малой части учащихся.
Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
3. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):
Оценка стрессоустойчивости
Возраст
От 18 до 29
От 30 до 44
От 45 до 54
От55 до 64
Отлично
0,5 - 6,7
2,0 - 5,9
1,8 - 5,6
1,3 - 5,1
Хорошо
6,8 - 14,1
6,0 - 12,9
5,7 - 12,5
5,2 - 11,8
Удовлетворительно
14,2 - 24,1
13,0 - 23,2
12,6 - 22,5
11,9 - 21,8
Плохо
24,2 - 34,1
23,3 - 32,9
22,6 - 23,2
21,9 - 31,7
Очень плохо
34,2 - 40
33,0 - 40
23,3 - 40
31,8 – 40
Во время проведение теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости учащихся, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости выпускников в классе школы.
Тест для определения депрессии по Maria Kovacs (Опросник CDI «описание депрессии»)
Данный тест позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Надежно различает людей и подростков с психиатрическим диагнозом «большая депрессия» от других психопатологических состояний и здоровых учащихся школы.
Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубинны депрессии. Опросник был переведен на многие языки, и по этому может применяться для обследования детей различных культур.
Каждый пункт содержит три варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине депрессии. Учащийся выбирает одно из трех значений по каждому пункты шкалы на основе последних двух недель. Общий нормальный показатель по CDI может варьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубина симптоматики возрастает. Интерпретация должна основываться на анализе ответов на отдельные показатели, факторных показателях и значениях, а также интеграции данных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком и прямым наблюдением за его поведением.
Таблица 5.
Самооценочная шкала из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет
№ |
Содержание вопроса |
Баллы |
Шкала |
1 |
Мне никогда не грустно |
0 |
А |
Я часто бываю грустный |
1 |
||
Мне всегда грустно |
2 |
||
2 |
У меня никогда ничего не получается |
2 |
Е |
Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится |
1 |
||
У меня все получается хорошо |
0 |
||
3 |
Я практически все делаю хорошо |
0 |
С |
Я многое делаю не так |
1 |
||
Я все делаю неправильно |
2 |
||
4 |
Многое приносит мне удовольствие |
0 |
D |
Кое что доставляет мне радость |
1 |
||
Меня ничто не радует |
2 |
||
5 |
Я всегда плохой |
2 |
В |
Я часто бываю плохим |
1 |
||
Я редко бываю плохим |
0 |
||
6 |
Я редко думаю что со мной случится плохое |
0 |
А |
Я беспокоюсь об этом |
1 |
||
Я уверен что со мной произойдет что то ужасное |
2 |
||
7 |
Я ненавижу себя |
2 |
Е |
Я не люблю себя |
1 |
||
Я себе нравлюсь |
0 |
||
8 |
Все плохое происходит из – за моих ошибок |
2 |
А |
Много плохое происходит |
1 |
||
Плохое происходит не из – за меня |
0 |
||
9 |
Я не думаю о суициде |
0 |
Е |
Я думаю о суициде, но не смогу |
1 |
Предъявление
Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.
Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.