Файл: "Личностные деформации стрессового типа".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует ряд способов борьбы со стрессом для выпускников школ. Такие как:

1. При распределении времени контролировать не менее важно, чем управлять стрессом. Ощущение контроля ситуации, скорее всего, самое важное и фундаментальное отношение, нужное для того, чтобы справиться со стрессом.

2. Защищаясь от стресса, можно использовать воображение. Его применяют для психической релаксации.

3. Недлительные прогулки по свежему воздуху.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Времяпровождение с друзьями или какой-то приятной компанией.

6. Отличным лекарством от стресса является смех. Он разрабатывает многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон.

7. Массаж.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Все физические упражнения выводят гормоны стресса.

Итак, стресс - это неотъемлемая часть обычной жизни каждого учащегося.

Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни.

От самого ученика выпускного класса зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет подвергаться состоянию стресса.

1.5 Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности

Информационный стресс в учебной деятельности также является подвидом психологического стресса. Причины его появления связаны с экстремальными воздействиями, в первую очередь, факторов учебного процесса, а потом уже - социальных, организационных, экологических и технических нюансов учебной деятельности. В его основе лежат сбои в информационно-когнитивных процессах регуляции деятельности. А также все жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью, становятся источником информационного стресса или оказывают влияние на его развитие в учебной деятельности.

Можно сказать, что развитие информационного стресса у учащегося связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающей среды.


Исходя из этого, разделение причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом всех особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут стать источниками стресса.

Большая часть наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с внутриличностным стрессом. Эта область является как бы центробежной силой, оказывающей влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В данную категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т. п.

Личностный стресс относится к тому, что делает человек и что происходит с ним, когда он не может выполнять и нарушает определенные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, учащегося и т.п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, тревога.

Семейный стресс - это все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней: работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с родителями, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и многое другое.

Рабочий стресс часто связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом, несправедливые оценки.

Общественный стресс можно отнести к проблемам, которые испытывают, переживают крупные группы людей (экономический спад, бедность, экономическая зависимость и так далее).

Экологический стресс находится под действием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс - невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, проблемы в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, необходимость платить за обучение и т.д.

Выводы по главе 1

Удачное преодоление стресса предполагает опору на личность. Человек должен сам определиться, какой способ поведения ему необходимо выбрать, когда у него стресс, вместо того, чтобы реагировать на стресс всегда одинаково. Многие стрессовые ситуации и отсюда, негативные эмоции возникают потому, что слишком часто в повседневной жизни люди соглашаются, подразумевая отказ.


Не вижу ничего плохого в том, что люди способны сочувственно относиться к потребностям других.

Плоховато то, что люди не способны оставлять эти потребности неудовлетворёнными, т.е. внутренне или реально давать отказ. А ведь, отказ быстрее и лучше всего уменьшает стресс! Тот кто переоценивает возникающие перед ним трудности и/или недооценивает свои возможности, переживает стресс. Точно также ведёт к стрессу и переоценка своих возможностей, и недооценка ситуации. Важно прийти к реалистичной оценке, основанной на логическом рассуждении.

Для быстрого и удачного преодоления стресса нужно правильно оценивать себя и окружающий мир. Многие люди когда переживают, постоянно едят, что приводит потом, особенно женщин, к ещё более сильному переживанию стресса, теперь уже, из-за лишнего веса.

Контрольное избавление от стресса в таких вопросах - общий сознательный настрой на здоровый лад жизни. Но и в борьбе за здоровый образ жизни нельзя перебарщивать. Физические движения являются отличным средством для быстрого избавления от стресса.

Достаточно будет делать небольшие физические упражнения ежедневно в течение получаса, чтобы остановить любые вредные для организма последствия стресса.

Для преодоления стресса важно нейтрализовать как можно больше ненужных стрессов, тем самым освободить энергию для тех задач, которые в действительности предстоит решать.

Человеку наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, а его собственное настроение и поведение.

Когда индивид чувствует себя чем-то неприятно затронутым, обиженным то, это чувство целиком и полностью является его реакцией, которой он должен уделить главное внимание, а не людям вокруг.

Если ситуация стресса больше, чем человек может выдержать, к примеру, потеря родственника, развод, расставание с любимым, то немецкие психологи, руководящие семинаром о стрессе для женщин, Клаудия Харс и Карин Майер, предлагают рассматривать своё состояние в качестве болезни, как минимум в первые 3 дня после происшествия.

Не надо пытаться заглушить свое горе активной деятельностью или отвлекающими манёврами. В первые дни не ставьте себе ни каких целей, кроме одной – «прожить день».

Не замыкайтесь полностью в себе. Лучше всего помогает присутствие хорошей подруги или друга, которые умеют слушать и сопереживать.

Руки прочь от лекарств, алкоголя и сигарет. Душевная боль останется, а способность сознательно переживать случившееся уменьшиться.

Позвольте сделать для Вас что-то хорошее: лёгкий массаж, посещение парикмахера. Даже если Вы при этом не можете удержаться от слёз, это лучше, чем постоянное самобичевание


Слёзы действуют благотворно. Открытое выражение горя помогает быстрее пережить потерю.

С течением времени Вы сможете лучше управлять своими чувствами и оставлять их в сфере личной жизни.

2 Эмпирическое исследование учебного стресса у выпускников школы

2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса выпускников школы

Исследование учебного стресса проводилось среди выпускников 11 класса ГУО «Гомельская средняя школа №25».

Возраст участников – 16-17 лет, пол - женский.

В диагностике участвовало 5 выпускниц 11 класса ГУО «Гомельская средняя школа №25».

Для исследования выбрано 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Данный тест определяет основные причины учебного стресса; выявляет, в чем проявляется стресс; определяет основные приемы снятия стресса учащимися.

Выпускницам 11 класса предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа.

Вопрос 7 - открытый, выпускницы вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

В данном тесте человеку необходимо оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

Методика включает 10 вопросов.

При выполнении теста учащимся выпускных классов ГУО «Жгунская средняя школа» было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

2.2 Диагностика учебного стресса у учащихся 11 класса

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.


Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс, и определить основные методы и приемы снятия стресса студентами.

Выпускницам 11 класса школы предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Тест на учебный стресс.

Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _______баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников __________

1.4 Непонятные, скучные учебники _______

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание ________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно)

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)

*Значительно уменьшился

*Незначительно уменьшился

*Не изменился

*Незначительно возрос

*Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки_______

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________