Файл: Юность книга окончательный вариант.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 568

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психология негативного воспитания

Схема №6

Эгоизм

Себялюбие, заложенное в процессе семейного воспитания, и отличается: преследует свои личные интересы, постепенно замыкается в самом себе, не считается с интересами других людей, вырабатывает своеобразное защитное проявление инстинкта самосохранения. Постепенный поиск выгоды для себя, проявление личных интересов в процессе общения, удовлетворение собственных потребностей во взаимодействии в социуме.

Гипер выраженная экстраверсия

Занижена собственная значимость, нарушен баланс внутреннего и внешнего мира у личности. Высокая сосредоточенность восприятия на внешний мир: объекты, субъекты. Им свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, чрезмерная общительность, частое проявление изменений инициативы везде и во всем, отсутствие контроля «а не надоела я окружающим».

Выражены эмоционально-волевые, национально-психологические особенности

Излишнее проявление динамических, изменчивых, доминирующих характеристик эмоциональных и волевых процессов как представителей конкретных этнических общностей (например: легкая возбудимость и горячность представителей кавказского народа; сдержанность, осторожность корейского народа и др.).

Слабое проявление эмпатии (отсутствие соперничества)

Личность, замечает или не осознает эмоциональное состояние другого человека или представителя другого этноса. Не принимает опыт, поведение, действия, поступки и не разделяет его эмоции. Что мешает человеку избавиться от собственных страданий, и поэтому аналогичные процессы других людей его раздражают. Такой человек не способен откликнуться на переживания других людей. Некоторые люди способны длительное время оставаться на эмоционально нейтральной позиции, то есть, не проявляя позитивных или негативных суждений о субъекте.

Недостаточно сформирована эмпатия этническая

Психологическая особенность личности не способной проникать с помощью чувств и переживаний в мир людей как представителей других эмпитечких общностей.

Существуют определенные затруднения в процессе социализации личности

Существуют ряды проблем в этапах социализации личности, наиболее составляющими являются: отсутствие соблюдения норм, правил, ценности, отношения в процессе проявления себя в социальной среде. Недостаточное выражение культуры, экологии личности в процессе осуществления различных видов деятельности, выражаться в критериях социализированности личности.


Не смотря на основные сходные ценностные ориентации в деле воспитания как в семье так и в обществе в целом, ясность и определенность идеологических идей правового государства, демократический стиль руководства, кооперативную взаимозависимость в социальных институтах, психологические отношения конкретных людей в социуме, в жизни имеют место негативные явления. Людей беспокоят внутриличностные конфликты, проявление девиантного поведения, встречаются дискриминационные ситуации, антиобщественные действия, встречаются предрассудки национальные, тщеславие, проявление черствости, обмана. Пословицы и поговорки могут служить основным средством в деле профилактики и коррекции отрицательных поступков,. Негативных действий, и способствуют исправлению поведения личности.




Конфликтный человек

Кредитор всегда желает здоровья должнику.

Лжеца гони до его дома.

Мало было в лесу шакалов – еще один прибыл на корабле.

Кто ищет друга без недостатков, остается один.

Кто много смеется, теряет уважение людей.

Кто откусывает чересчур большой ломоть, может подавиться.

Кто передает тебе о других, тот передаст другим о тебе.

Меж родных бывает ненависть, а меж соседей – зависть.

Много денег ослепляет человека.

Многословие – к неудачи.

Две бараньих головы в одну миску не положишь.

Деньги бедняка журавлями курлыкают.

Деньги бедняка уничтожают дурной товар.

Для него только свои девяносто — девяносто, чужие девяносто — во­семьдесят.

Доброта доброго придет в трудный час, коварство злого настигнет всегда.

Дом с двумя хозяйками грязен.

Друг — один, врагов — восемь

Друг смотрит тебе в лицо, враг — на ноги.

Дураков не сеют, они сами растут.

Дурная корова телится на берегу

Дурная птица свое гнездо пачкает.

Дурной скот дорогу загораживает.


Конфликт внутри личности

И от ума сходят с ума.

Умная голова, да дураку досталась.

Щеголять смолоду,

А под старость – умирать с голоду.

Берет – так кланяется,

А возьмет – так отворачивается.

В долгах по горло.

Долг не ревет,

А спать не дает.

Тот, кто много клянется, много лжет.

У лжеца сгорел дом – никто не поверил.

Язык без костей, но кости разбивает.

Язык твой – конь твой: если сбережешь его – сбережет тебя; если распустишь его – унизит.

Язык твой – лев: если удержишь его – защитит тебя; если выпустишь – растерзает.

В молодости бродил без дела, взрослым стал – мечтает клад отрыть, старость придет – в монахи пойдет.

Вонючие утиные яйца сами себя хвалят.

Дверь, за которой скрыто хорошее, трудно открыть;

Дверь, за которой скрыто дурное, трудно закрыть.

Все собирается от мужа уйти – уж троих родила и все уходит.

Всем хорошим себе обязан, всем дурным – предкам.

Мрачен лицом тот, у кого пустые руки.

Завистнику власти не видать.

Женитьба – это радость на месяц и печаль на всю жизнь.

Из любопытства, назойливый влез в огонь и сообщил, что дрова сырые.

Кто сердится из-за пустяка, удовлетворяется пустяком.

Кто спешит с ответом, тот медленно думает.

Кто стесняется своей жены, не будет иметь детей.

Кто хвалит в человека то, чего в нем нет, тот насмехается над ним.

Лучше открытый упрек, чем тайная злоба.

Несправедливость человека поражает его самого.

Ничтожный человек тот, кто нуждается в негодяях.

Обжорство затуманивает разум.

Оружие слабого – жалоба.

Поддержка правды – честь, поддержка лжи – потеря чести.

Подобно праздничному ореху – разукрашен и пуст.

Свеча лжеца не светит.

Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце.

Сила – глупая вещь.

Сколько ни учи тупицу, к утру все забудет.

Скорпион – брат змеи.

Скупой богач беднее щедрого бедняка.


Слабый в делах обращается к судьбе.

Смех без причины – признак дурного воспитания.

Стены – тетрадь сумасшедших.

Страдает от жажды, а рот – в море.

Странствующая наседка никогда не вырастит цыплят.

Страсть к обогащению сильнее жажды.

Суетливый не найдет удовлетворения, сердитый – радости, скучный – друга

В вырытый погреб сам и упадешь.

Боль забывается, привычка нет.

Все беды человека- от его языка.

Лентяй всегда в раздумье.

Лжец на память слаб.

Обезьяне плотничать ни к чему.

Он и собачий язык знает, и дорогу в ад.

Беда завистника в его зависти.

Болтливость приводит к раскаянию.

Лентяю сказали: “Прикрой дверь”; тот ответил “Ветер прикроет”.


Человек паникер

Ума много, а толку мало.

Ума палата, да разума маловато.

Умен, да не разумен.

Дрожит как лист на осине.

Душа в пятки ушла.

Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.

Кто назад бежит, то честью не дорожит.

Пуганая ворона куста боится.

Дерево упало – макаки разбежались.

В урожайный год нищий еще более жалок.

Весной фазан пугается шума, который сам производит.

Воет, как собака на луну.

Кто боится воробьев, тот не посеет проса.

Кто боится, того и бьют.

Не спит голодный, озябший и напуганный.

Подобно пугалу огородному – пугает из далека.


Человек невежда

Умен на словах, да глуп на деле.

Не по наживе еда – видимая беда.

Тот, кто приходит без приглашения, спит без постели.

Вылетевшее слово и на четверке коней трудно догнать.

Выпадет снег – собакам радость, а у воробья в животе полно злости.

Ворона на двенадцать ладов каркает – и все одинаково противны.

Вороньего мяса объелся!

Глупому прощают семьдесят ошибок, а ученому – ни одной.

Дверь бедствий широка.

Дверь плотника всегда сломана.

Движение – благо, медленность – гибель.

День ученного ценнее, чем вся жизнь невежды.

Дружба глупца утомительна.

Как барабан: голос громкий, а внутри пусто.

Как верблюд: его рот полон травы, а он все на траву смотрит.

Когда исчезает стыд, появляется беда.

Когда лев стареет, шакалы над ним смеются.

Когда окрепла его рука, он выстрелил в меня.

Корабль, у которого два капитана, тонет.

Не учи сироту плачу.

Невежда – враг самому себе.

Осел, остается ослом, даже если везет казну султана.

От ворона не родится сокол.

От медведя спасся, да в колодец попал.

Отправился, осел за рогами, да вернулся с остриженными ушами.

После моего осла хоть трава не расти.

Пьяный чувствует себя султаном, пока пьян.

Решила ворона ходить, как куропатка, позабыла и собственную походку.

Самый несчастный день для петуха – когда моют его ноги.


Человек – манипулятор

И сила уму уступает.

С умным браниться – ума набраться,

С дураком мириться – свой растерять.

У глупого умный – как бельмо на глазу.

Умная голова сто голов кормит,

А худая и себя не прокормит.


Ум горы рушит, хмель ум сокрушит.

Умный дает, а глупый берет.

Умный любит учиться, а дурак учить.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Из него хоть веревки вей.

Он под чужую дудку пляшет.

Глухой учит немого – один не умеет говорить, другой не умеет слушать.

Гнилая солома сама себя хвалит.

Горы и реки изменить легко, характер человека – трудно.

Государь – что лодка, а народ – как вода: может нести, может и утопить.

Бери жену в руки, пока она не сносила красной юбки.

Горе не извещает, когда придет.

Если бы наблюдая можно было научиться, собака стала бы мясником.

Иглой могилу роет.

Из Мекки прибыл Я, а рассказываешь о ней Ты.

Куда бы лиса ни пошла – хвост за ней.

Дурные вести доходят быстро.

Если теща меня полюбит – пошлет в печь,

Если возненавидит – все равно пошлет в печь.

Жаждущий разбивает кувшин.

Желудок – враг человека.

Тот, кто дал тебе ягнят, выманит у тебя верблюда.

Алмаз режется алмазом, вора ловит вор.

Арба сломается — дрова будут, бык подохнет — мясо. (О беспечном человеке.)

Беда из-под ног выползает.

Беда по вершинам деревьев не ходит, а по головам людей идет.

Без ветра листья не колышутся.

Без воды моет, без ветра сушит.(Говорится о ловкаче, пройдохе.)

Без надежды — один шайтан.

Без хитрости — мир бесполезен.(Осуждение ловкачей и пройдох.)

Борода есть и у козла, усы есть и у кошки.

Бояться мышей — не сеять хлеба, бояться волков — не разводить скот.

Бросишь в огонь — не сгорит, бросишь в воду — не утонет.

Быть кислым молоком в чужом супе.

(О подхалимах и льстецах. Кислое молоко у татар употребляется как постоянная приправа к кушаньям).

Вину черной собаки — белой собаке.

Вить аркан из песка (т. е. заниматься безнадежным делом).

В заболоченном пруду черви кишат.

В решете вода не держится. (О болтуне.)

Вертится, как кошка с обожженным хвостом. (О виноватом человеке.)

Глупец скажет: победил, мудрый скажет: уступил дорогу

Глупый конь бежит за жеребенком, глупый старик следует за мальчиком.

Говорит бий — получается по слову бия, говорит раб — получается по слову раба.

('О легковерном человеке. Бий — судья по обычному праву).

Говорящий кривду — попадется, говорящий правду — спасется.

Голову о камень не стукнешь: камень не разобьется, голова разобьется.

Горечь подгоревшего хлеба из памяти не исчезает (т. е. обида не забы­вается).

Дав одну копейку, не заставишь говорить; дав две копейки, не заставишь замолчать.

Даже если рот у тебя полон крови, не выплевывай при людях.

Два бедняка на одной подстилке уместятся, двум падишахам целый свет будет тесен.

Две иголки на одной нитке, два дуба от одного корня. (О неразлучныхдрузьях.)


Агрессивный человек

Горячий человек, как кипяток, опасен.

Воровство начинается с кражи луковицы.

Встретит человека – говорит как человек,

Встретит черта – говорит как черт.


В большом нарыве гною много.

В долине, где нет тигров, и заяц – царь.

Когда лев связан – и зайцы нападать начнут.

Когда на стадо нападает волк, горе тому, у кого одна коза.

Он и собачий язык знает, и дорогу в ад.

Барабань обо мне, и я на свирели поиграю о тебе.

Волосок с хвоста свиньи – и то благо.

Все сны кошки – одни только мыши.

Всякий хвостатый хвастает своим хвостом.

К слепым пришел мальчик; так они выдавили ему глаза тем, что все время ощупывали их.

Научить свою собаку кусаться – укусит и тебя.

Начало гнева – безумство, а конец его – раскаяние.

Палка – оружие слабого.

Плохие мысли от большой скупости.

Победа над слабым подобна поражению.

Раннее применение народной мудрости через пословицы, поговорки позволяет устранить в процессе воспитания следующие негативные процессы: бороться с человеческой апатией, с жизненными сложными стрессовыми ситуациями, убирать и снимать психологические барьеры, избавляться от состояния невроза, ликвидировать паническое расстройство, избегать проявление агрессивности к окружающему миру, контролировать собственное антиобщественное поведение и не допускать их проявление, снижать и снимать конфликтную ситуацию.
























Глава 2. Этнопсихологические идеи в учебно-воспитательной работе школы


§1. Работа психолога со старшеклассниками


Беседа: «Прославленные сыновья казахского народа»

Цель: На примере знаменитых исторических личностей на казахской земле формировать у школьников чувства патриотизма, гордости за общеизвестных знаменитых людей в истории нашего народа. Личности, которые отличались гуманизмом, любовью к народу, они внесли определенный вклад развитие этнопсихологии, как самостоятельной науки.

Задачи:

  • Познакомить с именами великих людей, как представителей казахского народа;

  • Определить их вклад в развитие общества;

  • Дать историческую, географическую особенность той территории, где родились, трудились и оставили творческий след как представители определенного этноса.

Формирование личностных качеств: патриотизм, любовь к Родине, гордость, честь, уважение.

Содержание

Земля Семиречья в истории казахского народа, во-первых, славится своим величием, красотой, богатством, плодородием, разнообразием флоры и фауны, где переплетаются могущественные горы с равнинами, степями, лесами, реками. Во-вторых, являясь «жемчужиной» Казахстана вскормила и вырастила достойный дочерей и сыновей, которые не только любили, но и прославили свою родину. К числу самобытных, уникальных, героических личностей мы с гордостью перечисляем следующих мудрецов казахского народа: Ескелды бий, Балпык бий, Каблиса жырау, Малай сары батыр, Каракерей Кабанбай батыр, Котен тауп, Айтеке бий и др. Сегодня наши современники, почитая их прах, отдавая дань уважения как к святым людям все чаще посещают места их захоронения. Паломничество по святым местам совершают, не зависимо от возраста, пола, национальности, социального положения. Чаще наведываются семьями, объединяя различное поколение (старшие, средние, младшие) либо по родственным линиям. Это в свою очередь укрепляет взаимоотношения, взаимопонимание членов семьи, имеет огромное положительное психологическое воздействие на людей. Об этом свидетельствует восстановленные, возведенные мавзолеи, окруженные заботой, образцовым отношением к святым местам, соблюдая традиции казахского народа (қурбан шалып, жеты шелпек пісіріп, ақ мата жауп, куран оқытып).