Файл: Юность книга окончательный вариант.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 567

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На просторах «Семиречья» оставили «творческий след» талантливые передовые представители казахского народа как просветитель И. Жансугуров. Его имя с гордостью носят школы, районные центры, главные улицы, проспекты, высшее государственное учебное заведение в г.Талдыкоргане. Мы гордимся известными талантливыми писателями – земляками: Гали Орманов, Ануар Алимжанов; самобытный народный художник А. Кастеев: великий труженик, дважды герой социалистического труда Нурмолда Алдабергенов; публицист Какимжан Казыбаев; состязательница устного народного творчества Акын Сара; знаменитая актриса Бекен Римова; этнографы Ч. Валиханов, Мухтар Арын и др.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему сегодня актуальна жизнь и деятельность великих мудрецов казахского народа?

  2. Какие обычаи и традиции существуют в честь прославленных сыновей казахского народа?

  3. Какой дополнительной информацией Вы владеете?

  4. Что можете рассказать о представителях своего родного края?

  5. Какие дополнительные эмоционально-волевые чувства возникли у Вас?

  6. Описать свое психологическое состояние по итогам беседы?


§2. Примерный классный час для старшеклассников


Тема: «Ш. Уалиханов - как представитель казахского этноса, в процессе формирования личности в ранней юности»

Цель: Опираясь на жизнь и деятельность Ш. Уалиханова формировать личностные качества у детей старших классов. Формировать у современного юношества акцентуационные характеристики.

Задачи: На примере исторической личности Ш. Уалиханова, оценить уровень национального самосознания, национального характера, национального темперамента у современника.

Формирование личностных качеств: альтруизм, интеллигентность, коммуникабельность, этнокультурная компетентность, адаптационность, уважение и соблюдение субординации, творческость, удовлетворенность.

Содержание.

Ш.Ш. Уалиханов – одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление на исторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало с важным этапом истории казахского народа – оживлением развития производительных сил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общения с Россией. Огромное значение Ш. Уалиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было общеизвестным. Профессор Н. И. Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественник П.П.Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казахов не найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом». Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью». Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалиханов примыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостнического строя, против колонизаторской политики царизма. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа, - писал он, - необходимы, прежде всего, свобода и знания». Вся его деятельность носит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов. Ш. Уалиханов решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи.


Вопросы для обсуждения:

  1. Где и когда родился Ш. Уалиханов?

  2. Как Вы считаете, какими качествами должна обладать великая личность?

  3. Как Вы считаете, какая роль отведена Ш. Уалиханову в этнопсихологии?

  4. Опираясь на полученную информацию, расскажите, какие у Вас чувства возникли, при проведении классного часа?


§3. Работа психолога со старшеклассниками


Беседа: «И. Жансугуров – как представитель этнопсихологии. Вклад И. Жансугурова в этнопсихологию».

Цель: Сформировать у детей старших классов личностные качества, опираясь на жизнь и деятельность И. Жансугурова.

Задачи:

  • Выявить в каких исторических этнопсихологических условиях, он вырос и сформировался, как яркий представитель этноса

  • Также, на примере И. Жансугурова, показать как образ жизни, поведения других этносов влияют на развитие этнической психологии Семиречья

  • Показать, как проявлялось у И. Жансугурова межэтническая связь к представителям других этнических групп

Формирование личностных качеств: дисциплинированность, доброта, свободомыслие, справедливость, ответственность, целеустремленность.

Содержание

На творческую деятельность И. Жансугурова, на развитие его как одаренной личности, становление как просветителя, формирование его как общественного деятеля оказали воздействие различные положительные этнопсихологические ресурсы: климат, приближающийся к климату жайлау, географическое положение – горы, степи, река, богатый животный и растительный мир, окружающая социальная среда – караванный торговый путь, благоприятная образовательная среда.

Родился И. Жансугуров на жайлау Капальских гор, его имя во всеуслышание огласил знаменитый Молыкбай кобызши. Само рождение в мае знаменательно, т.к. это время, когда пробуждается и благоухает природа, когда окружающий мир после долгой «спячки» неистово одевается во все яркие сочные цвета, омолаживается, земля согревается теплом. На земле Семиречья отмечаются благоприятные климатические условия, удачное географическое расположение, разнообразие и богатство природы, поэтому земля эта называется «Семиречье – жемчужина Казахстана». Без сомнения, на жизнедеятельность и творческий полет, целеустремленность, и мечты И. Жансугурова оказывали существенное влияние также и величественные снежные горы Джунгарского Алатау. И. Жансугурова особо отличали мужество и огромная сила воли; непоколебимость и цельность натуры поэта сформировало своенравное, сильное и стремительное течение реки Аксу, которая берет начало в этих горах и впадает в озеро Балхаш. О любви к природе, к родной реке он повествует в стихотворении «Аксу»

Через преграды,

Через годы,

Являя дикую красу,

Несешь ты вспененные воды,

Неукротимая Аксу.

О том, что И. Жансугуров заряжается определенной психологической энергией, укрепляет силу духа и формируется как волевая личность, под воздействием реки свидетельствуют следующие строки:


Ах, скольких немощных сносило

Твое теченье.

Но всегда

Меня одаривала силой,

Как лед холодная вода.

Как и река Аксу, наш земляк И. Жансугуров родился на жайлау, в горах, жил у подножья гор, и как его любимая река, вырвался на общественную арену, стал известной личностью.

В вопросе об этнической особенности казахского народа прошлых веков удачным на, наш взгляд, является высказывание исследователя В.Г. Крысько, который считает, что казахский этнос был одним из центров, где происходило становление мировой цивилизации. Автор так характеризует основные отличительные этнические признаки казахского народа, который обладает:

- практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;

  • способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;

  • высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим» (3, 178).

При определении этнических особенностей казахского народа не следует оставлять без внимания научную работу В. Тимошинова, где он исследует проблему этнической структуры казахского общества и высказывает следующую интересную мысль «… каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, вело свое происхождение от одного общего героического предка или вымышленного легендарного образа». Поэтому на современном этапе каждый представитель казахского этноса обязан знать свою родословную до седьмого колена.

Таким образом, с одной стороны, на становление личности И. Жансугурова определенным образом влияло семейное воспитание, окружающая среда, природа, общественное воспитание в школе «Мамания». С другой стороны, определенный вклад в развитие этнопсихологических особенностей казахского народа внес И. Жансугуров посредством передовых произведений, бессмертных поэм о казахском народе, о природе, о земле родной.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы считаете, почему сегодня актуальна жизнь и деятельность великих личностей, казахского народа, к примеру, И. Жансугурова?

  2. С какими событиями связана жизнь и деятельность просветителя И. Жансугурова?

  3. Какими качествами должна обладать великая личность?

  4. Как Вы считаете, играют ли роль исторические, географические, климатические условия на формирование великой личности?


§4. Примерный открытый урок для детей старших классов


Тема: «История правового воспитания в этнопсихологии казахского народа».

Цель: На примере истории правового воспитания, показать правовое воспитание в 21 веке, показать разницу правового воспитания в 21 веке и правовое воспитания в истории казахского народа. И с какой стороны лучше изучать правовое воспитание.

Задачи:

  • Рассмотреть проблемы воспитания в историческом плане;

  • Опираясь на историю правового воспитания, выявить сходства с Конституцией Республики Казахстан;

  • Рассказать какую роль сыграли легендарные личности: Айтеке би, Толе би, Казыбек би которые внесли вклад в историю правового воспитания и правового развития.


Формирование личностных качеств: уважение, гордость, создание идеала, динамичность, лидерство.

Содержание

Основной задачей данной статьи является рассмотрение проблемы правового воспитания в историческом плане. Мы хотим исследовать, как решалась названная нами проблема на протяжении примерно трехсот лет. Это сегодня на пороге XXI века правовое воспитание позволяет опираться на Конституцию Республики Казахстан, гражданское право, уголовное право. Реалии сегодняшнего дня диктуют, чтобы во всех звеньях системы образования обучающиеся знакомились с элементарными правами и обязанностями современного человека. Однако в потоке множества информации индивид зачастую теряется и не всегда способен выбрать правильное решение в сложных социально-правовых ситуациях, не всегда способен соблюдать законность и оградить себя от негативных явлений. И поэтому важно знать историю своего народа, изучать жизненный путь знаменитых деятелей прошлого и брать на вооружение их опыт, чтобы ошибки, которые совершало человечество на пути своего исторического становления, не передавались следующим поколениям. Изучая историю нашего государства, славные подвиги, трудовые свершения, благородные деяния наших предков в развитии казахской цивилизации, мы видим, какую значительную роль сыграли легендарные личности: Айтеке би, Толе би, Казыбек би, которые в те далекие времена внесли существенный вклад в историю правового воспитания и правового развития. Уже тогда существовала гибкая структура управления государством. Так, например, Тауке хан осуществляет идею солидарности трех жузов следующим образом: Толе би возглавляет Старший жуз, Казыбек би возглавляет Средний жуз, Айтеке би возглавляет Младший жуз,что позволило бы эффективно поддерживать идею централизованного, объединенного ханства и способствовало созданию единного государства. Айтеке би, Казыбек би, Толе би внесли огромный вклад в дело правового развития степного народа. Они заложили основы для составления ряда законов, которых обязан был придерживаться человек, если он живет в социуме. Поэтому наши современники, изучая жизненный и общественный опыт легендарных судей-биев, могут брать на вооружение следующие положительные психологические черты их характеров:

  • Альтруизм – особая форма социального поведения наших предков-биев. Это качество заключается в бескорыстном стремлении делать добро окружающим людям; желании систематически оказывать различную помощь своему народу; регулярно осуществлять поддержку всем, кто в этом
    нуждается; постоянно проявлять заботу о людях в ущерб себе и своим личным интересам во имя человечества.

  • Гениальность – исключительные, выдающиеся способности
    убеждать людей, вести народ за собой, умение видеть позитивные идеи которые постепенно воплощаются в жизнь, особый дар изучать содержание различных проблем людей и предсказать верное решение, успешно управлять целым родом в житейских, бытовых, военных делах.
    Одаренность, народные самородки, которые, как бриллиант, светят различными гранями, проявляя разносторонние способности, которыми через века восхищаются новые поколения.

  • Динамичность – способность проявлять поведение так, чтобы найти
    коммуникативные способы общения с людьми ханского происхождения, с богатыми самодостаточными слоями общества, с бедняками, у которых масса социально-бытовых, житейских проблем, с военноначальниками, с
    обычными казахами-воинами, с другими этносами.

  • Идеал – таких легендарных личностей, как Айтеке би, Толе би, Казыбек би можно считать эталоном в правовой практике казахского народа. Это определяет их жизненные цели, смысл их жизни, их деятельности. Они воплощение лучших человеческих качеств: доброты, справедливости, принципиальности, мудрости, объективности, которые востребованы во все времена и эпохи человеческого общества.

  • Лидер – каждый из выше перечисленных биев-предков является ярким образом, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признавались народом. И люди шли за ними, верили им, воспевали их славу во все века.


Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите имена великих мудрецов в истории казахского этноса?

  2. Как Вы считаете, почему на протяжении многих столетий жизнь и деятельность великих мудрецов высоко оценивалась современниками каждого поколения?

  3. Какие чувства Вы испытываете, когда слышите такие великие личности как: Айтеке би, Казыбек би, Толе би?


§5. Работа психолога с детьми старших классов.


Тема: «Цивилизация и этнопсихология»

Цель: Проблема роли цивилизации казахского народа и значение этнопсихологии в формировании социальных качеств у детей старших классов.

Задачи:

  • Дать полное определение понятиям «цивилизация» и «этнопсихология»

  • Значение этнопсихологии в формировании социальных качеств у детей старших классов

  • Взаимодействие цивилизации и этнопсихологии

  • Взаимодействие наций внутри государства

  • Раскрыть ценность устного народного творчества, также творчество ярких представителей (аль-Фараби, Коркут - ата).

Формирование социальных качеств: доброжелательность, терпимость, верность традициям, сила воли, единство, позитивизм, творческость.

Содержание

Проблема цивилизации и этнопсихологии существовали во все века, они как два неизбежных процессов взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Так о значении этнопсихологической науки на современном этапе удачно подчеркивает Н.Н. Палагина «Этнопсихология – наука молодая и быстро развивающаяся… Развитие этнопсихологии связано с запросами практики межнационального общения, с расширяющимися возможностями делового сотрудничества, торговли, образования в странах зарубежья, с проблемой взаимопонимания и политики по отношению к другим народам». Автор тем самым подчеркивает о значимости этнопсихологической науки на пути к цивилизованному обществу. Так как, эти знания позволяют строить правильные взаимоотношения с различными этносами как внутри Республики Казахстан, так и с ближним и дальним зарубежьем. Изучить этнические особенности мирового пространства с целью осуществления более цивилизованного подхода к культуре, традициям, языкам, религии, во избежание межэтнической напряженности и т.д. Знания в области этнопсихологии позволяет успешно решить проблемы:

  • по сближению нации,

  • этнических взглядов,

  • формирование толерантности к другим нациям,

  • культуры общения в разнонациональных группах,

  • позитивное решение проблем этнической маргинальной личности,

  • этническое самосознание,

  • этническая идентичность

Цивилизованное общество было способным не имея, письменности, донести до наших дней огромный вклад:

  • пословиц, поговорок,

  • обрядные песни, песни-состязания,

  • сказки, изречения, философские толгау, легенды.

В устной форме слово в слово передавались из поколения в поколение, основной смысл, которых поучителен и остаются, актуальными и по сей день.