Файл: "Основные этапы формирования налогового учета в России"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3-й этап – действующий период (с 2002 г.). Введена в действие гл. 25 НК РФ.

И.Е. Куренков является единственным из вышеперечисленных авторов, который дает названия этапам (дореформенный, переходный и действующий), а также первым, кто рассматривает изменения, происходящие в 1990 г. Достаточно обще представлен переходный период. Е.А. Лешина, М.А. Суркова, Н.А. Богданова выделяют аналогичные этапы, которые отмечены М.А. Тюминой, за исключением последних двух, у данных авторов они отсутствуют. После рассмотрения вышеизложенных точек зрения необходимо отметить определенную точность при формировании этапов в работах следующих авторов: А.В. Брызгалина, В.Р. Берник, А.К. Головкина, Е.В. Дементьевой и Ю.В. Носковой (несомненным плюсом является наличие ссылок на нормативные акты).

Тем не менее, по мнению автора, выделенные этапы нуждаются в корректировке, основанной на ключевых изменениях в налоговом законодательстве, касающихся исключительно налогового учета, а не бухгалтерского:

1-й этап – с 01 января 1992 г. по 05 августа 1992 г. Корректировка мотивирована тем, что в основу формирования этапов заложены ключевые изменения налогового законодательства и целесообразно замыкать первый этап введением Постановления № 552 .

2-й этап – с 05 августа 1992 г. по 03 декабря 1994 г. Характеризуется усилением расхождений в формировании себестоимости и как результат – несовпадение бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.

3-й этап – с 03 декабря 1994 г. по 01 июля 1995 г., поскольку ключевым документом, принятом на данном этапе, является Постановление № 660.

4-й этап – с 01 июля 1995 г. по 01 января 1999 г. Вводится первая часть НК РФ, в которой не закреплен налоговый учет, но впервые вводится понятие «учетная политика для целей налогообложения».

5-й этап – с 01 января 1999 г. по 01 января 2002 г. Вступает в силу гл. 25 НК РФ, которая вводит термин «налоговый учет» на законодательном уровне.

Необходимо отметить, что на данном этапе был принят Приказ от 15.06.2000г. № БГ-3- 02/231 «Об утверждении инструкции Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В соответствии с данным Приказом сумма налога по-прежнему определялась предприятием самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.

До введения гл. 25 НК РФ этапы формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выглядели следующим образом:

1 этап. Сбор данных на счетах бухгалтерского учета.

2 этап. Корректировка себестоимости и альтернативы при определении выручки в соответствии с Положениями по формированию налогооблагаемой базы.


3 этап. Формирование показателей для целей налогообложения (прибыль и себестоимость).

4 этап. Отражение в налоговой отчетности по налогу на прибыль.

Можно констатировать отсутствие специальных учетных механизмов для целей налогового учета. Реформирование системы налогообложения привело к усложнению расчета налога на прибыль. Поскольку бухгалтерский учет не способен сформировать налогооблагаемые показатели, в Российской Федерации начинается становление налогового учета.

До 1 января 2002 г. существовала система корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. В научной литературе практически не рассмотрены основные изменения за последнее десятилетие, касающиеся налогового учета.

6-й этап – с 01 января 2002 по 29 июня 2012 г. В гл. 25 НК РФ было внесено немало поправок, но все изменения практически не касались основных статей по налоговому учету ст. 313 «Налоговый учет. Общие положения» и ст. 314 «Аналитические регистры налогового учета», которые были приняты в 2002 г. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть II НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» № 57-ФЗ от 29.05.2002 г.

Отметим годы, когда были внесены определенные изменения, касающиеся налогового учета определенных операций и субъектов налогообложения:

В 2004 г. и в 2005 г. изменялась ст. 321 «Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций».

Изменения касались перечня организаций, на которые распространяется данная статья (исключены АРКО и Федеральная служба почтовой связи, включено Агентство по страхованию вкладов).

В 2007 г. изменена ст. 330 «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций» (Федеральный закон № 216-ФЗ от 27.07.2007 г.). Изменены правила по признанию дохода по договорам страхования жизни и пенсионного страхования.

В 2008 г. изменена ст. 323 «Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом». Введено исключение по начислению амортизации. Также корректировалась ст. 322 «Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества» (Федеральный закон № 158-ФЗ от 22.07.2008 г.).

В 2009 г. корректировались статьи: 333 «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов по операциям РЕПО» (изменения касаются правил по организации аналитического учета) и 326 «Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления» (Федеральный закон № 281-ФЗ от 25.11.2009 г.).


Изменились правила по ведению раздельного учета срочных сделок, а также правила по признанию доходов.

В 2010 г. включена новая ст. 325.1 «Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий охраны труда при добыче угля» (Федеральный закон № 425-ФЗ от 28.12.2010 г.), а также изменена ст. 325 «Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов» (Федеральный закон № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.), изменения касаются правил по принятию данных расходов к учету.

В 2011г. включена новая ст. 321.2 «Особенностей ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков» (Федеральный закон «О внесении изменений в части I и II НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» № 321-ФЗ от 16.11.2011г.), изменены ст. 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» (Федеральный закон № 239 от 18.07.2011 г. и ст.262 «Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР»), (Федеральный закон № 132-ФЗ от 07.06.2011 г.). Последние две статьи подверглись кардинальным изменениям. В 2012 г. можно отметить Федеральный закон № 97 от 29.06.2012 г., который внес небольшую поправку в ст. 314 «Аналитические регистры налогового учета», касающуюся ведения налоговых регистров. В старой редакции было указано на электронный вид формирования аналитических регистров, новая редакция заменила электронный вид на электронную форму.

Таким образом, выделенные этапы целесообразно распределить следующим образом:

1. Зарождение – первые четыре этапа с 01.01.1992 – по 01.01.1999 гг.

2. Становление – пятый этап. Он наступил с 01.01.2002 г., поскольку в 2002 г. налоговому учету дано определение и сформированы правила его ведения на законодательном уровне.

3. Развитие – к нему относится шестой этап. Последние тенденции работы ФНС и Минфина заключаются в том, что планируется отменить параллельный налоговый учет и перейти к составлению корректировок на данные бухгалтерского учета. Инструментом для расчета налогов будут выступать регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.

Цель – устранить избыточные, малоиспользуемые, не имеющие значительных налоговых последствий расхождения.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговые органы РФ – единая система органов, осуществляющих контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов плательщиками.


Основная цель, стоящая перед налоговыми органами – гарантия правопорядка в налоговых отношениях, базирующегося на пунктах Налогового Кодекса.

Главным налоговым органом России является ФНС (федеральная налоговая служба), которая подчиняется непосредственно Минфину:

 

Рисунок 3.1 – Структура налоговых органов России

1. ФНС – орган исполнительной власти, занимающийся регистрацией юридических лиц и ИП, делами о банкротстве, устанавливающий налоговые ставки. Руководитель ФНС назначается и увольняется Правительством по представлению главы Минфина.

2. Межрегиональные инспекции создаются для контроля над самыми крупными налогоплательщиками. Каждая инспекция контролирует представителей только одной отрасли.

3. Управления ФНС по субъектам (УФНС) – элементы регионального уровня. В обязанности УФНС входят методическое обеспечение контроля, координация работы нижестоящих инстанций.

4. Межрайонные инспекции контролируют налоговый учет крупных плательщиков на региональном уровне. Такие инспекции подчинены не только ФНС, но и УФНС по субъекту.

5. Территориальная инспекция – основной орган. Этот орган производит налоговый контроль по муниципальному образованию (район города) или по мелкому населенному пункту, не разделенному более детально.

Структура предполагает наличие четырех уровней – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный. Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.

Чтобы достичь главной цели, о которой говорилось выше, ФНС выполняет следующие функции:

организация работ подконтрольных инстанций по осуществлению контроля за исполнением пунктов Налогового Кодекса;

проверка финансовой документации предприятий и корректности ведения налогового учета;

организация работ по оценке и продаже изъятого имущества;

возврат уплаченных сверх нормы налогов через кредитные учреждения;

анализ статистических сведений и формулирование на основе анализа рекомендаций по усовершенствованию и повышению эффективности налогового контроля.

Все права, которыми обладают налоговые органы, принято делить на четыре категории:

 

Рисунок 3.2 – Права налоговых органов

В рамках организационных прав налоговые органы могут вызывать лиц, располагающих сведениями об особенностях ведения налогового учета в конкретной фирме (в роли свидетелей), либо лиц, ответственных за налоговый учет, для дачи пояснений.


К информационным правам относится, например, право требования у банков документов, подтверждающих, что плательщиком было дано платежное поручение, а также право рассчитывать величину налога, основываясь на имеющейся информации.

К контрольным правам причисляются права организовывать налоговые проверки и осуществлять выемку необходимых бумаг.

Юрисдикционные права – это право начислять пени и штрафы, право арестовывать имущество и подавать иски в арбитражные суды при обнаружении факта нарушения законодательства.

Помимо прав налоговые органы обладают и рядом обязанностей:

распространять по предприятиям актуальные формы деклараций и объяснять порядок их заполнения;

возвращать суммы, которые были взысканы с плательщиков сверх необходимого;

предоставлять плательщикам и налоговым агентам информацию, необходимую для оформления поручений, бесплатно;

хранить налоговую тайну;

давать плательщику по запросу справку, удостоверяющую, что он не имеет долгов перед государством;

предоставлять копии актов налоговых проверок и решений ФНС;

предоставлять в правоохранительные органы материалы для решения о возбуждении уголовного дела в течение 10 дней с момента получения информации;

в деятельности руководствоваться актуальным налоговым законодательством и разъяснениями Министерства финансов.

Таким образом, федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.