Файл: "Основные этапы формирования налогового учета в России"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Таблица 3.1 – История развития ФНС в России

Период

Описание

1573 год

Учрежден Приказ Большого Прихода. Впервые в России создан орган, объединивший под своим управлением сбор   основных государственных доходов.

1653 год

Утвержден первый Торговый устав. Впервые в едином документе, который стал прообразом Налогового кодекса, сведены общие правила сбора и исчисления торговых пошлин.

1665 год

Утвержден Приказ Большой Казны.

1699 год

Учреждена Бурмистерская палата и ее отделения на местах, возглавляемые бурмистрами. Впервые создан прообраз современного налогового ведомства – с единым центральным органом и подразделениями на местах.

1718 год

Учреждена Камер-Коллегия, ведающая государственными доходами и Штатс-Контор-Коллегия, ведающая государственными расходами. Впервые выделено отдельное ведомство, занимающееся составлением смет государственных расходов.

1755 год

Камер-Коллегия заменена Казенной палатой. Впервые в рамках единого налогового ведомства объединены налоговые сборы и таможенные пошлины.

1780 год

Казенная палата заменена Экспедицией государственных доходов, которая просуществовала всего несколько лет и была разделена на самостоятельные экспедиции по доходам, расходам и ревизии счетов. Впервые создано единое финансовое ведомство, объединяющее управление государственными доходами и расходами с контрольными функциями.

1802 год

Учреждено Министерство финансов с департаментами, ведающими как доходами, так и расходами государства.

1811 год

Выделено из состава Министерства финансов Государственное казначейство, ведающее расходами, а также ведомство Государственного контролера, занимающееся финансовым контролем и ревизией счетов.

1898 год

Введен промысловый налог. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества, а также сборы с аукционных продаж, векселей и заемных писем.

1916 год

Утвержден и одобрен Государственным советом и Государственною думою закон «О государственном подоходном налоге».

1917 год

Учрежден Народный комиссариат финансов РСФСР.

1918 год

Введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных рабочих;

30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым были обложены буржуазия и зажиточное крестьянство.

1919 год

В составе Наркомфина РСФСР создано Центральное налоговое управление с подчиненными ему налоговыми органами на местах.

1920 год

Отдел косвенных налогов передан из Наркомфина РСФСР в ведение ВСНХ РСФСР.

1921 год

Замена продразверстки продовольственным налогом;

Закладываются основы налоговой системы советского государства – Центральное налоговое управление Наркомфина РСФСР реорганизовано в Управление налогами и доходами.

1923 год

Учрежден Наркомфин СССР;

К концу 1920-х годов в СССР сформировалась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет.

1930 год

В СССР проведена налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли;

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.

1941 год

Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 1990-х годов.

1946 год

Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.

1990 год

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция;

Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.

1991 год

Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство;

В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.

1993 год

Создан Государственный реестр предприятий;

Начата разработка программы информатизации Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части федеральной программы информатизации России;

На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.

1995 год

Разработка Концепции модернизации налоговой службы, которая заключалась в переходе инспекций на типовую организационную структуру, внедрении эффективных налоговых технологий и повышении уровня информатизации налоговой службы России.

1996 год

Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

1997 год

Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция создания АИС «Налог-2».

1998 год

Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635)

Начало кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам

1999 год

Введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.

2001 год

Введена в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»;

На налоговые органы возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

Налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).

2002 год

Введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»;

Повсеместное внедрение системы электронной обработки данных как стандарта в работе территориальных налоговых органов;

Организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде;

Подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.

2003 год

Организован удаленный доступ к федеральному информационному ресурсу – Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН);

Централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу «одного окна»;

Отменен налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ – «Транспортный налог», Глава 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» и Глава 26.3 НК РФ – «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

2004 год

В ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу;

Введены в действие новые главы II части НК РФ – Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1 НК РФ);

Отменен налог с продаж.

2005 год

Введены Глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина», Глава 31 НК РФ «Земельный налог»;

Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами.

2008 год

Выполнен проект «Модернизация налоговой службы-2».

2010 год

Замена единого социального налога страховыми взносами;

Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде посредством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам: «Личный кабинет налогоплательщика»;

Разработана концепция создания АИС «Налог-3».

2011 год

Создание ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, функциями которого определены массовый ввод налоговой отчетности, массовая печать налоговых документов, ведение федеральных информационных ресурсов и организация деятельности Контакт-Центра ФНС России;

Создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС).

2012 год

Внедрение сервиса электронной регистрации;

Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий оплатить текущие платежи, контролировать наличие задолженности, производить сверку по объектам налогообложения, осуществлять контроль за проведением проверки декларации 3-НДФЛ.

2013 год

Тестируется новое программное обеспечение АИС «Налог-3». Новая система АИС «Налог-3» - это комплексная перестройка организационной структуры Службы, изменение законодательства, выстраивание новых бизнес-процессов и создание новой единой автоматизированной системы, учитывающей все изменения;

Реструктуризация официального сайта ФНС России.

2014 год

Введение в промышленную эксплуатацию Функционального блока № 1 АИС «Налог-3»;

Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»;

Внедрение фирменного стиля ФНС России в целях организации и оформления помещений налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате.

2015 год

Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»;

Открытие федерального Центра обработки данных ФНС России в г.Дубне, созданного для консолидации, обработки, анализа и хранения всей налоговой информации в одной точке централизованно.


Таким образом, миссия ФНС России – эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении выделим основные негативные последствия существования налогового учета:

налоговый учет узок с точки зрения сферы распространения, так как юридически охватывает лишь налог на прибыль, что не обеспечивает целостность налогового законодательства;

налоговый учет широк с точки зрения своей структуры: гл. 25 НК РФ построена не рационально, ее нормы противоречивы, содержат огромное количество требований, не преследующих реальной цели налогообложения;

ярко выраженные фискальные функции, проявляющиеся в наличии финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Значительный уровень налогового бремени;

нормативно-правовое обособление налогового учета от бухгалтерского проводилось непоследовательно и не привело к освобождению бухгалтерского учета от фискальных функций;

рост издержек налогоплательщика на ведение налогового учета, составление и представление налоговой отчетности.

И предложим основные направления совершенствования налогового учета на современном этапе.

Государственным органам: распространить действия налогового учета на налогообложение в целом с четко прописанной целью, определив основные понятия и термины налогового учета в первой части НК и распространив их действия на все налоги. Это позволит законодательству о налогах и сборах сформироваться как системное целое.

Устранить внутренние противоречия в ряде статей НК РФ. Определить формы налоговой отчетности на законодательном уровне непосредственно в НК РФ, либо установить жесткие рамки для их утверждения государственными органами.

Исключить из законодательства о налогах и сборах ответственность за нарушение ведение бухгалтерского учета и предоставление недостаточных данных финансовой отчетности.

Полное обособление систем регулирования бухгалтерского учета от налоговых претензий. При этом максимально стремиться к совпадению правил налогового и бухгалтерского учета.

Стремиться приближать правила налогового учета к правилам бухгалтерского учета, при этом никакие совпадения существа норм не должны выражаться в совмещении источников норм. Установить пределы допустимых вариантов. Упростить правила, регулирующие моменты признания доходов и расходов.


Налогоплательщикам: обеспечить налоговое сопровождение с помощью автоматизированных справочно-правовых систем.

Организовать службу внутреннего контроля и привлекать экспертные организации, тем самым обеспечить строгое соблюдение налоговой дисциплины и надлежащий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Осуществлять налоговое планирование.

Самостоятельно решать проблему методического совмещения учетных систем на уровне обработки первичной информации, что значительно повысит эффективность методик трансформации по сравнению с методиками, нормативно закрепленными государством.

Использовать предусмотренные законодательством возможности, максимально сближать бухгалтерский и налоговый учет. Это позволит использовать единый массив учетных данных при формировании финансовой и налоговой отчетности, минимизировать временные разницы в бухгалтерском учете.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие/О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 285 c.

2. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник/В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2012. - 488 c.

3. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие/А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c.

4. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.

5. Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

6. Кибанова, А.Я. Налоги и налогообложение / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 488 c.

7. Колчин, С.П. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / С.П. Колчин. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 272 c.

8. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.

9. Кругляк, З.И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

10. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО/Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 c.

11. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.

12. Малис, Н.И. Налоговый учет и отчетность: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.И. Малис, Л.П. Грундел, А.С. Зинягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 341 c.