Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работники управления бухгалтерского учета и отчетности несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных соответствующими должностными инструкциями.

В процессе работы на предприятии были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации: плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия.

Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций.

В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

Еще одним недостатком организации бухгалтерского учета на предприятии является отсутствие автоматизации учета.

Нет внутренних рабочих программ для формирования базы данных.

На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота.

Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

Главному бухгалтеру следует составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.

Инвентаризация оформляется не должным образом (в отсутствии материально ответственных лиц). На данном предприятии инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация основных средств раз в три года.

Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию основных средств каждые два года, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение этих недостатков в большей мере зависит от применения на предприятии вышеуказанных рекомендаций.


ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  НА ОАО «СВЕТЛОГОРСКХИМВОЛОКНО»

Важнейшим направлением совершенствования организации бухгалтерского учета на ОАО «СветлогорскХимволокно» является перевод его на международные стандарты.

Международные стандарты учета и отчетности разрабатываются с целью выработки единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, достижения единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, единого подхода к построению форм и толкованию показателей бухгалтерской отчетности.

Положительный эффект от внедрения и использования международных стандартов проявляется в том, что, это позволяет: сформировать отчетность, которая отличается высокой информативностью и значимостью для пользователей, а также открывает отечественным организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала; значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки нового комплекта национальных правил учета и отчетности; активно содействовать укреплению бухгалтерской профессии, так как в рыночной экономике бухгалтер должен превратиться из счетовода, фиксирующего события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в экономиста высочайшего класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но и предусмотреть его, предложить пути развития событий.

Далее, одним из основных направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на ОАО «СветлогорскХимволокно» являются сокращение и упрощение документов, разработка их рациональных форм, унификация и стандартизация документов, сокращение количества экземпляров составляемых документов за счет большего использования накопительных документов и, следовательно, упрощение на этой основе документооборота. Унификация документов – это разработка единых форм документов для учета однородных операций на предприятиях различных отраслей экономики. Создание унифицированных документов облегчает их составление, разработку программного обеспечения для ПЭВМ, а также позволяет централизовать изготовление бланков документов.

Стандартизация документов – это установление одинаковых стандартных размеров бланков для однотипных документов, применяемых в различных отраслях экономики. Стандартные размеры бланков документов позволяют лучше использовать бумагу при печатании документов, уменьшить ее отходы. Стандартизация также облегчает бухгалтерскую обработку документов, последующее их хранение. Для экономии времени и труда при оформлении документов постоянные реквизиты в них печатаются типографским способом. От руки или на пишущей машине (компьютере) заполняются лишь переменные реквизиты, характеризующие оформляемую документом операцию.


Одним из путей сокращения и упрощения документами на ОАО «СветлогорскХимволокно» является более широкое применение комбинированных, накопительных и многострочных документов, что значительно сокращает число отдельно выписываемых документов.

Одно из важнейших направлений совершенствования организации бухгалтерского учета, повышения его роли в управлении производством – использование в учете персональных ЭВМ и прогрессивных технологий обработки учетной информации и создание на этой основе АРМ бухгалтера (автоматизированного рабочего места бухгалтера по основным участкам учетного процесса: по учету основных средств; по учету материальных ценностей; по учету труда и его оплаты; по учету производства; по учету готовой продукции и ее реализации и др.).

Широкое использование персональных компьютеров в управлении производством ОАО «СветлогорскХимволокно» позволяет создать на предприятии сеть АРМ работников, участвующих в совершении и оформлении документами хозяйственных операций, подлежащих отражению в бухгалтерском учете (АРМ начальников цехов, участков, мастерских, бригадиров, заведующих отделами, диспетчеров и т. д.). В этом случае регистрацию информации о хозяйственных операциях и ее первичная обработка проводятся техническими средствами АРМ соответствующих служб или структурных подразделений. Данные, необходимые для учетного процесса автоматически, передаются по каналам связи в центральную бухгалтерию на АРМ бухгалтера.

В условиях использования ПЭВМ расширяются возможности обеспечения нужной информацией руководителей и специалистов предприятия по их запросу. Эта задача успешно решается в условиях компьютеризации благодаря интеграции различных видов хозяйственного учета и всей экономической информации о деятельности предприятия.

Внедрение автоматизированной обработки учетно-экономической информации на базе персональных ЭВМ существенно изменяет должностные функции не только работников бухгалтерии, но и других специалистов предприятия.

Работники учетной службы, используя возможности ПЭВМ, не выполняют рутинных трудоемких операций по обработке первичной документации, составлению накопительных ведомостей, журналов-ордеров и других учетных регистров. Эта работа возложена на ПЭВМ. В этом случае существенно повышаются контрольно-аналитические функции учетной информации, а труд бухгалтеров становится более производительным и приобретает творческий характер.

Использование компьютерных технологий позволяет переложить трудоемкие операции по обработке, хранению, передаче информации на автоматизированные устройства. В результате повышается оперативность учета, сокращаются сроки выполнения учетных работ, совершенствуется документация и документооборот, создается основа безбумажной технологии учета, повышается достоверность учетных данных, изменяется характер и условия труда бухгалтеров, повышается производительность их труда. Приводя к коренной перестройке системы управления, компьютеризация учета позволяет повысить качество и своевременность принимаемых управленческих решений и, в конечном счете, обеспечить более успешную работу организации в целом. При формировании учетной политики в целях построения единой учетной системы, необходимо ориентироваться на соблюдение принципов бухгалтерского финансового учета, достижения достоверности информации в обеих учетных системах. Отдавать приоритет правилам Налогового кодекса необходимо только в случае отсутствия описания способа финансового учета в нормативном регулировании. В связи с этим закрепление способа учета, отсутствующего в нормативной базе по бухгалтерскому финансовому учету, но имеющегося в налоговом законодательстве, должно быть всесторонне обосновано исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации и специфики деятельности организации. В нормах финансового и налогового учета имеются и сходства и различия, поэтому возможность их сближения зависит от особенностей деятельности конкретной организации, состава хозяйственных операций осуществляемых ею. Построить единую учетную политику, в которой все методы и способы учета применялись как для финансового, так и для налогового учета, может достаточно ограниченное количество организаций. Но учетная политика позволяет интегрировать финансовый и налоговый учет, и, соответственно уменьшить число участков учета, по которым необходимо переносить данные в налоговые регистры из первичных документов. Формируя учетную политику необходимо исходить из того, что она, прежде всего, обеспечивает точность, достаточность, объективность учета и бухгалтерской отчетности. Сближение финансового и налогового учета должно осуществляться без ущерба достоверности бухгалтерской отчетности организации.


В последнее время с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу унификации учётных стандартов. Уже в самом ближайшем будущем ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Поэтому еще одним направлением совершенствования учетной политики на ОАО «СветлогорскХимволокно» является ориентация ее на нормы МСФО, внедрение которых рассматривается и на нормативном уровне. МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Технический прогресс и постоянно развивающиеся рыночные отношения предъявляют все более высокие требования к управлению экономикой, а вместе с тем и к бухгалтерскому учету, являющемуся одним из поставщиков необходимой для управления информации. Бухгалтерская информация, отражаемая в учетных документах, должна быть качественной и эффективной, то есть формироваться с наименьшими затратами труда.

Многообразие и большой объем данных первичного учета, различные условия их получения и регистрации, многочисленность возникновения исходной первичной информации, значительная сложность процесса заполнения бумажных носителей создают определенные трудности по проведению работы на первой стадии учетного процесса.

Возможным направлением совершенствования бухгалтерского учета является внедрение автоматизации первичного учета и процесса сбора информации. Современные средства вычислительной техники, включая устройства сбора, измерения, регистрации, передачи, накапливания информации в условиях функционирования автоматизированных систем управления предприятием и автоматизированных систем управления технологическими процессами, позволяют автоматически получить всю первичную информацию о происходящих хозяйственных операциях, процессах и явлениях. Механизация бухгалтерского учета способствует уменьшению трудоёмкости учета, но не позволяет в полной мере сделать его оперативным, сократить сроки на остальные отчетности. Наиболее полно эти вопросы решаются в условиях автоматизации всего комплекса учетных работ. Особое значение придается разработке пакетов прикладных программ, реализующих автоматизированное решение всех типовых задач бухгалтерского учета. Наконец, эффективным методом совершенствования учетной политики на предприятии является обособление управленческого учета. К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы приемы. В общем, в целях совершенствования технологии учета на ОАО «СветлогорскХимволокно» могут применяться следующие мероприятия: разработка нового плана счетов, соответствующего МСФО; внедрение полного цикла автоматизации учета путем применения новейших программ для автоматизации первичных документов и сбора информации. Усовершенствованная организацией учетная политика должна оказывать существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.


Возможным направлением совершенствования бухгалтерского учета на ОАО «СветлогорскХимволокно» является внедрение полной автоматизации первичного учета и процесса сбора информации. На данный момент присутствуют только отдельные элементы автоматизации. При этом необходимо добиться, чтобы при вводе первичных данных один раз, учет велся бы как для составления бухгалтерских отчетов, расчета налогов, так и для целей управленческого учета. Работая со специализированной программой ОАО «СветлогорскХимволокно» будет иметь возможность вводить первичную документацию в автоматизированную систему непосредственно в момент совершения операции, что обеспечит оперативность отражения операций в учете. Таким образом, одной из рекомендаций совершенствования учетной политики на ОАО «СветлогорскХимволокно» является внедрение «1С: Бухгалтерия 8 для Беларуси». Программный продукт «1С: Бухгалтерия 8 для Беларуси» включает технологическую платформу «1С: Предприятие 8» и прикладное решение (конфигурацию) «Бухгалтерия для Беларуси».

«1С: Бухгалтерия 8 для Беларуси» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности, в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, оказание услуг, производство и т.д. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

«1С: Бухгалтерия 8 для Беларуси» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами. Так, в «1С: Бухгалтерию 8 для Беларуси» заложена возможность совместного использования с прикладными решениями «Управление торговлей для Беларуси» и «Зарплата и Управление Персоналом для Беларуси» системы «1С: Предприятие 8». Состав счетов, организация аналитического, валютного, количественного учета на счетах соответствуют требованиям законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в отчетности. При необходимости пользователи могут самостоятельно создавать дополнительные субсчета и разрезы аналитического учета. Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.