Файл: ответы по сой.праву.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 559

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов регулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реализации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений.

10 вопрос: Социальные институты, их характеристика.

Понятие и определение социального института.

Само понятие институт (от лат. institutum -- установление, учреждение) употребляется в трех смыслах:

1. Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.).

2. В дореволюционной России -- название привилегированных женских средних учебно-воспитательных заведений закрытого типа для дочерей дворян. Институты благородных девиц начали открываться со второй половины XVIII в. Из истории наиболее известен Смольный институт благородных девиц -- первое в России подобное заведение для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге под названием Воспитательное общество благородных девиц, а после Октябрьской революции сразу закрыт.

3. Определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами, -- это социальный институт.

Таким образом, как видно из вышеприведенного, понятия «институт» и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу, например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование.


Социальные институты являются специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. Они могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной («материальной») структуры, а также их внутренней, содержательной деятельности. Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -- это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Существуют различные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четырем основаниям:

1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции.

2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.

3. Система материальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).

4. Социальные роли, особо важные для группы или общности.

В большинстве западных социологических теорий социальный институт рассматривается как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему».

Типология:

Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

Р.Милс выделяет в обществе пять основных социальных институтов:

- 1. экономические.

- 2. политические.

- 3. институт семьи.

- 4. военные.

- 5. религиозные.

Цели:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.

2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели.

12

Советская концепция прав человека

Советский Союз был создан на большей части территории бывшей Российской империи после тяжелых и кровопролитных войн. Экономический и политический кризис во время первой мировой войны вначале спровоцировал крушение многовековой монархии. В ходе последовавшей гражданской войны бывший правящий класс, поместное дворянство, был изгнан из страны, а новое политическое руководство, партия большевиков, специальным законом уничтожило прежнее деление граждан на сословия и провозгласило своей социальной базой городской пролетариат. В соответствии с Декретом об уничтожении сословий и другими законами основной целью нового государства было установление равноправия, как политического, так и экономического, и недопущение эксплуатации человека человеком, то есть запрет не только рабства, но и использования наемного труда в частных хозяйствах. Найм был разрешён только для государственных или коллективных хозяйств.


В результате советская концепция прав человека сильно отличалась от концепции превалирующей на западе, где частная собственность является основой экономики. По мнению Дориана Ламблет, согласно «западной правовой теории», «права человека, которые могут оказаться заявленными наперекор правительству, идут во благо именно человеку как частному лицу», советский же закон, по его мнению, декларировал прямо противоположное[1]. Советское государство рассматривалось как источник прав человека. Поэтому, по мнению Дэвида Шимана, советский закон отклонил западные понятия «верховенства права», как вера в то, что закон должен быть больше, чем просто инструментом политики. Политические и гражданские права считались бессмысленными без основных «экономических прав», которые на государственном уровне обеспечивают первичную медико-санитарную помощь, адекватное питание, право на образование вместо либерального права собственности. Наконец, каждый был обязан пожертвовать своими личными правами и желаниями в пользу коллективных потребностей.[2]

Де-юре граждане обладали широким спектром прав, в частности Конституция СССР 1936 года и Конституция СССР 1977 года всем гражданам предоставляли равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни,

свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Де-факто многие из этих деклараций не соблюдались. Например, цензура в СССР носила тотальный и идеологический характер, а переписка подвергалась массовой перлюстрации.[3]

В Конституции СССР 1977 года говорилось, что граждане СССР «обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами». Вместе с тем отмечалось, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан» (ст. 39). Конституция провозглашала следующие права:

право на труд (ст. 40). Под этим понималось право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятии и работы.

право на отдых (ст. 41). Для рабочих и служащих устанавливалась рабочая неделя, не превышающая 41 часа. Предусматривались сокращённый рабочий день для ряда профессий и производств, сокращённая продолжительность работы в ночное время; предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, расширение сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитие массового спорта, физической культуры и туризма.


право на охрану здоровья (ст. 42). Данное право обеспечивалось бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждении для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием.

право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца (ст. 43). Это право обеспечивалось социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах.

право на жилище (ст. 44). Право обеспечивалось развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

право на образование (ст. 45). Право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

право на пользование достижениями культуры (ст. 46). Право обеспечивалось общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах: развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48). Право обеспечивалось возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.


право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе (ст. 49).

право объединяться в общественные организации (ст. 51). В Конституции оговаривалось, что данное право закрепляется «в соответствии с целями коммунистического строительства».

право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду (ст. 52).

право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 57).

Конституция также провозглашала защиту семьи: создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация службы быта и общественного питания, выплата пособий по случаю рождения ребёнка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а такие других видов пособий и помощи семье (ст. 58).

Конституцией гарантировалась неприкосновенность личности (арест не мог проводиться иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора) и неприкосновенность жилища (никто не имел права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нём лиц).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, накануне его распада в Советском Союзе была введена многопартийная политическая система

13 вопрос.

. Формирование новой социальной стратегии и ее реализация в современных условиях

Социальная политика сегодня является едва ли не самым важным элементом государственной политики, последствия которой могут заблокировать проводимые в Российской Федерации экономические реформы. Нет ни одной области в общественных отношениях, которая не имела бы связи с социальной политикой. Как показывает жизнь, искусственное сужение социальной политики до рамок изолированного формирования и регулирования процессов в социальной сфере не дает положительных результатов. Назрела необходимость системно подойти к разработке целей социальной политики. Такой подход был продекларирован в Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан. Системный подход в области формирования социальной политики в республике выглядит следующим образом:

1. формулировка целей социальной политики;

2. разработка понятийного аппарата;

3. причинно-следственный анализ проблем;

4. определение путей и средств достижения целей;

5. определение механизмов принятия решений и критериев оценки достижения целей;

6. разработка индикаторов оценки состояния социальных процессов;

7. разработка процедур анализа состояния социальных процессов;

8. разработка перечня социальных услуг и социальных стандартов, определяющих уровень государственных гарантий;

9. разработка социальных норм обеспечения населения социальными услугами и социальной инфраструктурой;