Файл: ответы по сой.праву.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 564

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные органы образования разрабатывают целевые программы, государственные (федеральные) образовательные стандарты1, создают структуру образования, осуществляют государственную аккредитацию образовательных учреждений (после этого они вправе выдавать документы, дипломы об образовании единого государственного образца), устанавливают эквивалентность документов об образовании, в частности иностранных (нострификация), определяют порядок аттестации педагогических работников, финансируют созданные ими образовательные учреждения и устанавливают нормативы материальной и иной обеспеченности образовательного процесса.

Основную роль в осуществлении государственной политики в области образования играет Министерство образования РФ. Оно руководит подчиненными ему образовательными учреждениями (среднего и высшего профессионального образования) и выполняет функциональные обязанности по отношению к неподчиненным образовательным учреждениям (например, негосударственным вузам). Министерство обеспечивает сохранение единого образовательного пространства РФ, условия для реализации конституционного права граждан на образование, координацию сферы образования и научно-исследовательской деятельности, внедрение научных разработок в сферу образования, координирует и контролирует деятельность других исполнительных органов в сфере образования. Оно разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, устанавливает для подведомственных учреждений ежегодные контрольные цифры всех категорий обучающихся и порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), устанавливает правила защиты, присваивает ученую степень доктора наук (эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, являющуюся структурной частью Минобразования России). Оно вправе издавать нормативные акты, обязательные для ведомств, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и инспектировать любые образовательные учреждения и органы управления образованием.

Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразовательными (начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования), среднего и высшего профессионального образования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), дополнительного образования (например, второго высшего образования) и др. Кадры высшей квалификации готовят учреждения высшего профессионального образования — институты, университеты, академии и др. В России около 600 государственных вузов и несколько сотен негосударственных, в целом в них обучаются около 3 млн студентов. Вузы теперь имеют значительную административную и хозяйственную самостоятельность, утвердилась академическая свобода — право преподавателя вуза излагать материал с тех идеологических позиций, которых он придерживается, при соблюдении объема знаний, определенного в федеральном образовательном стандарте. Гражданин России имеет право на получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, если образование данного уровня он получает впервые, второе высшее образование он может получить только за плату. Вуз должен иметь лицензию, пройти аккредитацию (она дает право на выдачу диплома, иных документов государственного образца), для чего надо иметь опыт подготовки кадров не менее трех лет. Студенту, прошедшему итоговую аттестацию, присваивается степень бакалавра (после не менее четырех лет образования), дипломированного специалиста (пяти лет) и магистра (шести лет). Управление вузом осуществляется на основе типового положения устава данного вуза. Оно строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный ученый совет — совещательный орган при ректоре, практически ректор не принимает основные решения без ученого совета. Оперативное руководство вузом принадлежит ректору, избираемому тайным голосованием на общем собрании (конференции) сотрудников сроком до пяти лет; его кандидатура утверждается вышестоящим органом управления, в ведении которого находится вуз. Основным звеном вуза является кафедра — группа преподавателей одной или смежных специальностей во главе с заведующим, избираемым (аттестуемым) ученым советом. Кафедра проводит учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу со студентами, ведет подготовку кадров ученых (аспирантура).


В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют научный работник (исследователь) — лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант); работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они могут заниматься научной деятельностью индивидуально, в составе научных коллективов или организации.

Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука соз­дает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.

Формирование и обеспечение реализации единой научно-технической политики возложено на Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Оно осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, работает в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми государственными академиями наук, сотрудничает с вузами. Министерство определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научных и научно-технических проблем, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, содействует международному научно-техническому сотрудничеству, разрабатывает меры по рациональному размещению на территории страны научно-технического потенциала, определяет исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям, утверждает номенклатуру научных специальностей и др. Министерство осуществляет аккредитацию научных организаций и ведет сводный реестр таких организаций.

Важное значение имеет государственная охрана научных достижений. Российское агентство по патентам и товарным знакам выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, изобретений, товарных знаков и др. Охраняются также авторские права литературного произведения.

К числу научных организаций относятся Российская академия наук, а также российские отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительства, художеств). Все они являются самоуправляющимися организациями, действующими на основании устава, имеют государственный статус, создаются и ликвидируются актами Президента или Правительства РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. В системе этих академий существуют научные учреждения — научно-исследовательские институты, лаборатории, проектно-конструкторские и другие организации. На базе ведущих научно-исследовательских институтов создано 60 государственных научных центров, с каждым из которых Правительство РФ заключило договор о проведении фундаментальных и прикладных работ, жизненно необходимых стране. Финансирование имеет целевой характер. Существуют также научно-производственные центры, научно-конструкторские бюро в сфере оборонной, ракетной, ядерной промышленности.


Некоторые ученые создали по своей инициативе несколько академий (Российская академия общественных наук, информатизации, права и др.), действующих на общественных началах. Они тоже присваивают своим членам титул академиков.

В условиях многонациональной России огромное значение имеют федеральные и национальные отношения. Они являются предметом постоянного внимания всех органов государства. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики в 2001 г. упразднено. Его функции переданы другим министерствам и ведомствам (МВД, МИД и др.). Впоследствии была учреждена должность министра, который занимается разработкой и координацией национальной политики, однако соответствующего министерства не создано.

Понятие культуры многогранно, культура включает многие стороны духовной жизни общества.



22 вопрос:

ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА — действие права на ограниченных участках социального пространства. Данный уровень присущ неразвитым социально-правовым системам. Его особенности заключаются в том, что действие права проявляет себя на ограниченных участках социального пространства: права и свободы действуют избирательно, право не признается приоритетной формой (системой) регуляции общественных отношений; видимое правовое благополучие достигается ценой тотального применения принуждения, которое воспринимается как приоритетное средство обеспечения осуществления государственных установлений; государство отдает приоритет обеспечению законопослушности граждан и фактически не обеспечивает использование им правовых возможностей; правовое мышление адресатов носит консервативный характер, что отражает социально-правовое состояние личности — ее правовую закрепощенность.

23 вопрос.

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.



Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.




Раздел IV

ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ



Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.



Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровьяв соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

26 вопрос

Ссылка:

http://do.isiorao.ru/document/untitled.php/prikaz%20o%20concepcii.php

27 вопрос.

Задачи законодательства о культуре

Защита прав на культурную деятельность

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы - все это является задачами законодательства Российской Федерации о культуре.

Цели общества в культурной сфере

Основные цели:

всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России; помощь населению в становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания; всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в фундаментальную основу социального бытия, культурных потребностей -- в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни;


приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности; воспитание демократического и плюралистического миропонимания, осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культуры, понимания того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием Личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).

Структура законодательства о культуре

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ. Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.

Основные понятия законодательства о культуре

Культурная деятельность

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Творческая деятельность

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация

Культурные ценности

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).





28 вопрос.

Раздел IV Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.