Файл: Анализ организационной культуры (в ООО «СПОРТИВНАЯ АМУНИЦИЯ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 3.2 наглядно видно, что в настоящее время компания «Спортивная амуниция» – очень дружественное место работы, так как явно преобладает клановый квадрант. Сотрудники держатся вместе благодаря преданности компании и традициям, сильно развито чувство семьи и родственности.

Слишком слабо выражены рыночные и иерархические атрибуты. Для торговой организации отсутствие данных признаков сказывается на ее успешности, конкурентоспособности и прибыльности. Таким организациям тяжело одерживать победу в сильной конкурентной борьбе. В будущем сотрудники видят компанию более гибкой и динамичной, возможно, лидером отрасли с перспективой новаторства и экспериментирования, успехом для которой является реализация уникальных и оригинальных материалов.

Связующей сущностью компании, по мнению всех сотрудников, несомненно, должен стать баланс атрибутов рыночной, адхократической и клановой культур (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Профиль «Связующая сущность организации» ООО «Спортивная амуниция» ( ____ - настоящее, ---- - желаемое)

Основными критериями успешности компании должны стать более высокий уровень эффективности и увеличение занимаемой доли рынка, опережение конкурентов при помощи новаторства и уникальности предлагаемых материалов вместе с уже имеющимися признаками сплоченности и доверия внутри коллектива.

В будущем сотрудники видят своего лидера рисковым предпринимателем. Отношения в коллективе построены на утверждении, что конкуренция порождает производительность и эффективность. Лидер умеет предвидеть и сосредотачивает всеобщее внимание на будущем.

На данный момент лидер в компании родитель и наставник, который постоянно поддерживает и укрепляет преданность к организации и всеобщей деятельности. Слабо выражены рыночные и иерархические атрибуты. Увеличение значений по шкалам «рынок» по кривой «желаемое» говорит о том, что работники компании хотели бы видеть своего руководителя не только в качестве воспитателя, а еще и в качестве надсмотрщика, порождающего в них дух соперничества. Рисунок профиля стиля лидерства представлен на рисунке 3.4.

Рис. 3.4. «Профиль стиль лидерства» в ООО «Спортивная амуниция» ( ____ - настоящее, ---- - желаемое)

В настоящее время для ООО «Спортивная амуниция» характерны сплоченность и преданность делу. Управление наемными работниками построено по принципу рациональной инфраструктуры. Поощряется личная инициатива и совершенствование квалификационных навыков.


На графике 3.5. (кривая «желаемое») видно, что персонал организации хотел бы повышения внутренней конкуренции (увеличение значений по шкале «рынок») и появления определенных организационных изменений в области управления персоналом (увеличение значений по шкале «адхократия»).

Рис. 3.5. Профиль «Управление наемными работниками» ООО «Спортивная амуниция» ( ____ - настоящее, ---- - желаемое)

Среди основных стратегических целей компании (рис. 3.6) на данный момент можно выделить: направленность на появление новых спортивных товаров, спортивного инвентаря и амуниции в продуктовой линейке, ведение инновационных проектов в области разработки новых и уникальных материалов, а также рост компании на новых рынках лакокрасочной продукции. Предпочтительными должны стать конкурентные действия фирмы (значительный рост значений по шкале «рынок»), повышение эффективности и лидерство среди дистрибьюторов спортивных товаров, спортивного инвентаря и амуниции.

Рис. 3.6. Профиль «Основные стратегические цели» ООО «Спортивная амуниция» ( ___ - настоящее, ---- - желаемое)

Исследуя рисунок 3.6, можно говорить о том, что цели, являющиеся приоритетными в данный момент, совпадают со стратегическими целями, которые сотрудники выделяют как предпочтительные (близкие значения в квадранте B). Это подтверждает тот факт, что в настоящее время все работники компании видят организацию в будущем также, как и представляют ее руководители. Анализируя рисунок 3.7, успех в компании «Спортивная амуниция» на данный момент, определяется здоровым внутренним социальнопсихологическим климатом, заботой о людях и потребителях, личностном развитии сотрудников и созданием нового стандарта предоставления услуг на рынке лакокрасочной продукции. В перспективе работниками компании было отмечено увеличение значимости рыночного критерия, то есть увеличения рыночной доли и завоевание статуса лидера среди конкурентов путем внутриорганизационных изменений.

Рис. 3.7. Профиль «Критерии успеха» ООО «Спортивная амуниция» ( ___ - настоящее, ---- - желаемое)

В качестве дополнительной оценки типа организационной культуры, а именно для ее рассмотрения в разрезе характера управления предприятием, преобладающей в исследуемой компании, была использована методика «Определение типа организационной культуры по Ч. Хэнди».


Усредненные данные, полученные в результате опроса всех сотрудников, представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Усредненные результаты методики «Определение типа организационной культуры по Ч. Хэнди» для ООО «Спортивная амуниция»

Тип организационной культуры

Полученные значения

Культура Власти

9,57

Культура Роли

13,42

Культура Задачи

14,43

Культура Личности

8,28

Самые высокие значения оценки были получены по типу «Культура Задачи».

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что в исследуемой компании управленческая культура ориентирована на решение задач, основной смысл которой – это выявление проблем и подбор нужных человеческих и материальных ресурсов для их решения. Здесь сотрудники с легкостью объединяются в команды, проявляют излишний творческий энтузиазм и чувство общности. Обучение происходит по типу передачи и приобретения новых навыков и знаний в процессе межличностного взаимодействия, каждый член команды воспринимается как личность, имеющая определенные ресурсы для решения поставленных задач.

Результаты дополнительной методики Ч. Хэнди только подтверждают утверждения о том, что культура в компании «Спортивная амуниция» - это культура команды, где важен общий результат работы и групповые цели. Одновременно высокие значения были получены по типу «Культура Роли». Это говорит о том, что деятельность в организации построена вокруг работы, которую необходимо сделать, где исполнители – это определенные функциональные подразделения. Каждый сотрудник четко знает свою должностную инструкцию и следует ей без любого малейшего отклонения. Такая культура эффективна только при неизменной внешней среде и стабильности деятельности.

Главным выводом может быть то, что компания «Спортивная амуниция» на данный момент – это компания с хорошо распределенными ролями внутри организации и командной работой, но только лишь в рамках одного функционального подразделения. Каждый отдел четко следует своим внутренним целям и инструкциям, и при малейшем изменении в окружающей среде и смене ориентации фирмы, медленно и неохотно реагирует на них, что подтверждает возможность появления межфункциональных разногласий и конфликтов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На данный момент организационная культура ООО «Спортивная амуниция» напоминает клановый тип, основанный на семейных отношениях внутри коллектива, доверии и сплоченности. Организация стремится к надежности и обеспечению комфортной и стабильной системы.


Руководство компании по-семейному заботится о своих работниках, а они, в свою очередь, проявляют лояльность и высокие деловые способности. Деятельность предприятия построена по типу эффективной командной работы внутри функциональных подразделений с отсутствием внутриорганизационной конкуренции. Руководство поощряет инициативу и участие работников в бизнес-процессах. Лидер в этой компании объединяет людей и показывает, что конечный результат деятельности всей организации зависит от вклада каждого участника. Отбор персонала в исследуемой компании происходит по типу «похож ли на нас», оценка результатов почти отсутствует, система мотивации и стимулирования труда построена на основе партнерства и командной работы. В будущем сотрудники предприятия видят организационную культуру компании как оптимальный баланс между адхократическим типом и клановым. Готовность идти на риски, новаторство и преданность экспериментированию хорошо сочетаются с основными стратегическими целями предприятия. ООО «Спортивная амуниция» является торговой компанией, ведущей свою основную деятельность на рынке с жесткой конкуренцией.

В настоящее время компаниям с клановой организационной культурой в такой сфере деятельности тяжело побеждать в сильной конкурентной борьбе и удерживать лидерские позиции на рынке. К. Камерон и Р. Куинн на основе проведенных исследований выделили идеальный тип организационной культуры, подходящий для предприятия, занимающегося оптовой и розничной торговлей [13]. Профиль организационной культуры данного предприятия представлен на рисунке 3.8.

Рис. 3.8. Усредненный профиль организационной культуры торговой фирмы [13, с.121]

Иллюстрация наглядно показывает, что торговому предприятию для достижения своих экономических целей, необходимо делать основной акцент именно на рыночном типе организационной культуры с четким балансом трех остальных, подразумевающих конкурентоспособность, прибыльность и результативность деятельности вместе с иерархическим распределением должностных обязанностей, сплоченностью коллектива и новаторством в своей деятельности. Сотрудники в такой компании ориентированы на достижение поставленных общеорганизационных целей и способствуют повышению репутации компании.

В такой культуре локус направленности сменяется с внутреннего на внешний. Большое внимание уделяется исследованию рынка, изучению предпочтений потребителей, осуществляется вовлечение в свою деятельность заказчиков и поставщиков.


3.2. Диагностика материальной и духовной составляющих организационной культуры в исследуемой фирме

Для более глубокого изучения основных материальных и духовных объектов имеющейся организационной культуры в компании «Спортивная амуниция», был проведен опрос всех сотрудников организации, основанный на ситуационной балльной оценке. Данная методика оценки основных составляющих организационной культуры была составлена лично автором курсовой работы.

Суть данного метода состоит в определении рейтинговой оценки, которая отражает эффективность выбранных элементов организационной культуры предприятия в соответствии со следующей шкалой:

- «5» – отлично разработаны;

- «4» – хорошо разработаны;

- «3» – средние показатели;

- «2» – слабо разработаны;

- «1» – отсутствуют либо их проявление незначительно.

Сотрудникам компании предлагалось оценить следующие материальные и духовные элементы организационной культуры: ценности и верования, философию компании, обряды и ритуалы, существующие в организации на данный момент, легенды и мифы, нормы поведения, а также символику и корпоративную атрибутику, фирменную одежду, предоставляемую сотрудникам, интерьер офиса и оснащение рабочих мест.

Каждому сотруднику компании «Спортивная амуниция» был предложен бланк опроса, который включал себя: паспортичку (необходимо указать пол, возраст, должность и стаж работы) и таблицу, которая состоит из выделенных элементов организационной культуры и шкалы для проставления баллов (приложение 2).

В начале опроса всем сотрудникам была дана инструкция по заполнению бланков и гарантирована конфиденциальность полученных данных. Основная цель данного метода – посмотреть, насколько высоко каждый сотрудник компании оценивает имеющиеся атрибуты культуры и от чего зависит эта оценка. Для выявления существующей взаимосвязи был проведен корреляционный анализ данных при помощи программы «Статистика» с использованием «Коэффициента корреляции Спирмена».

Для обработки эмпирических данных, их систематизации, наглядного представления в форме графиков и таблиц, а также для их количественного описания посредством основных статистических показателей использовались методы описательной статистики, такие как: среднее значение, минимальное и максимальное значение, стандартная ошибка, среднеквадратическое отклонение.