Файл: Анализ организационной культуры (в ООО «СПОРТИВНАЯ АМУНИЦИЯ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отсутствие общеорганизационных целей и четкой стратегии развития;

- конфликтность и недопонимание между функциональными подразделениями;

- различие в потребностях и мотивах деятельности сотрудников.

При указанном конкурентном положении фирмы и внутренней рассогласованности между функциональными подразделениями по определенным причинам, руководители компании приняли решение о формировании оптимальной организационной культуры в компании. При помощи разработки материальных объектов культуры, а именно логотипа и корпоративного стиля, компания повысит свою узнаваемость среди конкурентов, разработка основного элемента визуальной организационной культуры – веб-сайта компании, является одним из способов поиска новых заказчиков, усовершенствование предметов овеществленного труда таких как, мебель, интерьер, дизайн помещений и оборудования, будет способствовать повышению лояльности сотрудников к организации и повлияет на их удовлетворенность своей работой.

Поскольку материальная культура – это душа всей компании, воплощенная в форму вещи и цвета, в настоящее время в ООО «Спортивная амуниция» ведется активная работа по разработке нового корпоративного стиля, а именно основной корпоративной символики организации.

Так как корпоративная символика формирует уникальный образ компании в глазах партнеров, заказчиков и сотрудников предприятия, в компании «Спортивная амуниция» существуют свои определенные корпоративные атрибуты, такие как: логотип, фирменная одежда, корпоративные календари и сувениры, ежедневники, фирменные бланки, девиз. Перечисленные материальные объекты, характеризующие организационную культуру исследуемой торговой фирмы, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Объекты материальной составляющей организационной культуры ООО «Спортивная амуниция»

Элементы материальной составляющей организационной культуры

Есть / нет

Визуальные элементы (корпоративная символика)

Логотип

+

Веб-сайт

-

Фирменная одежда

+/-

Индивидуальные знаки отличия

-

Корпоративная атрибутика

+/-

Фирменные бланки

+

Девиз

+

Рекламный лозунг

-

Цветовая гамма корпоративного стиля

-

Визуальные элементы (предметы овеществленного труда)

Интерьер и мебель в корпоративном стиле (дизайн)

-

Оснащение рабочих мест

+

Техника

-

Высокотехнологическое оборудование

+

Основные традиции компании Внутриорганизационные кодексы / положения

-

Корпоративные праздники

+

Обучение персонала (повышение квалификации)

+

Нормы поведения в организации

+

Корпоративные легенды и истории

-

Корпоративные ритуалы и награды


В ООО «Спортивная амуниция» логотип был разработан при создании компании в 2006 году. За время функционирования компании на рынке данный логотип стилистически устарел и потерял свою актуальность, так как компания за 12 лет работы расширила области своей деятельности по направлениям и стала мультибрендовым дистрибьютором. В связи с этим появилась необходимость разработки нового современного и запоминающегося целевой аудитории логотипа, который бы стал имиджевым элементом компании и способствовал повышению узнаваемости компании на рынке спортивных амуниций.

Одним важным атрибутом имиджа компании является фирменная одежда, предоставляемая сотрудникам. Фирменная одежда подчеркивает корпоративную принадлежность сотрудников к организации, повышает их лояльность, положительно влияет на доверие клиентов и отлично выражает индивидуальность и неповторимость компании.

В ООО «Спортивная амуниция» корпоративная одежда предусмотрена не для всех функциональных подразделений. В основном такая одежда предназначена только для работников склада, а офисные сотрудники и технико-коммерческие представители придерживается нестрого дресс-кода.

Компания выпускает и свою фирменную канцелярию, и сувенирную продукцию. Каждый год руководство организации выделяет денежные средства на печать фирменных календарей и производство ежедневников и письменных принадлежностей с фирменным логотипом для сотрудников и основных заказчиков.

Корпоративные знаки отличия, а именно такая канцелярская продукция, являются важнейшим визуальным элементом организационной культуры. Такие атрибуты привлекают внимание потенциальных клиентов, формируют позитивный образ компании у постоянных заказчиков и являются отличным рекламным продуктом, позволяя ненавязчиво рекламировать свою компанию, постоянно напоминая и информируя о себе и своем товаре.

В исследуемой организации за все время ее существования также сформировался ряд традиций и ритуалов, которые, несомненно, являются отражением материальной культуры организации.

Одними из главных традиций в ООО «Спортивная амуниция», относящихся к наследию компании, объединяющих всех сотрудников и сохраняющихся на протяжении долгих лет, является совместные празднования официальных государственных праздников и дня рождения сотрудников.

Проведение таких совместных мероприятий позитивно влияет на сплочение коллектива и способствует улучшению межличностных отношений, так как дает персоналу возможность пообщаться в неформальной обстановке. На такие праздники в компании принято совместно выбирать подарки (в зависимости от праздника) и организовывать праздничный стол. Так как у организации есть успешный опыт сотрудничества с российскими партнерами, несколько раз в год руководство компании организует профессиональные выезды для сотрудников в города России.


Вывод по второй главе:

Анализ организационной культуры ООО «Спортивная амуниция» позволил понять, насколько слабо развита культура в исследуемой компании. Отсутствует даже веб-сайт компании. Основными объектами, существующие в культуре компании, является корпоративная атрибутика (фирменная канцелярия как объект корпоративного стиля). Также проявлением организационной культуры в исследуемой компании можно назвать устоявшуюся систему организации обучения для сотрудников. Такая слабо развитая материальная составляющая организационной культуры – это результат недостаточного внимания руководства к данным элементам и организационной культуре в целом.

3. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «СПОРТИВНАЯ АМУНИЦИЯ»

3.1. Определение типа организационной культуры исследуемой фирмы по зарубежным методикам

Поскольку организационная культура отражает коллективные базовые представления всех членов организации, для исследования настоящей организационной культуры в ООО «Спортивная амуниция» был проведен опрос сотрудников предприятия по известным зарубежным методикам.

Для определения типа организационной культуры исследуемой фирмы использовались следующие инструменты оценки:

1) методика «OCAI» К. Камерона и Р. Куинна, основанная на теоретической модели «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» с построением профиля организационной культуры;

2) методика Чарльза Хэнди «Определение типа организационной культуры по Ч. Хэнди».

Выбор данных инструментов оценки обоснован их высокой надежностью и валидностью [23]. Оценка организационной культуры компании «Спортивная амуниция» проходила в три этапа.

1 этап. Анкетирование сотрудников предприятия. В исследовании организационной культуры ООО «Спортивная амуниция» приняли участие 12 человек: 10 сотрудников из различных функциональных отделов и высшее руководство компании. Выборка состояла из мужчин и женщин в возрасте от 22 до 53 лет, стаж работы сотрудников от 1 года до 7 лет. Каждому сотруднику предлагалось заполнить заранее подготовленный бланк опроса, состоящего из 6 блоков вопросов методики «OCAI» и 86 утверждений методики «Оценка типа организационной культуры по Ч. Хэнди» (приложение 1). В начале опроса всем сотрудникам была дана инструкция по заполнению бланков и гарантирована конфиденциальность полученных данных.


2 этап. Обработка полученных данных и построение профиля организационной культуры. Для обработки эмпирических данных и наглядного представления в форме графиков и таблиц использовались методы математической и описательной статистики, такие как: среднее значение, максимальное и минимальное значение, а также методы агрегирования данных. После обработки данных были построены 7 профилей организационной культуры фирмы «Спортивная амуниция»: «Общий организационный профиль»; «Характеристики организации»; «Общий стиль лидерства в организации»; «Управления работниками»; «Основная сущность организации»; «Стратегические цели» и «Критерии успеха». Все 7 профилей были построены не только по результатам графы «Теперь», которая характеризует состояние организационной культуры в настоящий момент, но и по результатам графы «Предпочтительно», отражающую желаемое состояние организационной культуры в будущем.

3 этап. Интерпретация профилей организационной культуры и полученных данных по результатам методики «Определение типа организационной культуры по Ч. Хэнди».

На основе вычерченных профилей организационной культуры и шести ее атрибутов были интерпретированы результаты с трех основных разрезов организации, которые выделяли К. Камерон и Р. Куинн:

- по настоящему доминирующему типу культуры;

- по различию между нынешней и предпочтительной культурой;

- по согласованности профилей разных атрибутов организационной культуры.

На основе полученных усредненных данных были интерпретированы результаты по дополнительной методике Ч. Хэнди.

Для построения общего профиля организационной культуры ООО «Спортивная амуниция» были использованы данные, полученные на основе средней арифметической. Результаты представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Усредненные данные общего организационного профиля для ООО «Спортивная амуниция»

Тип организационной культуры

Теперь

Предпочтительно

A (клан)

40,59

29,99

B (адхократия)

27,61

30,23

C (рынок)

16,20

23,94

D (иерархия)

17,61

15,59

Опираясь на полученные результаты, был построен общий организационный профиль настоящей и предпочтительной культуры для компании «Спортивная амуниция» (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Общий профиль организационной культуры ООО «Спортивная амуниция» ( - настоящий тип организационной культуры, ---- - желаемый тип организационной культуры)


Анализируя полученный профиль, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в организации преобладает ярко выраженный клановый тип организационной культуры с внутренним локусом направленности, гибкостью к внешней среде и личной индивидуальностью.

На данный момент организационная культура компании «Спортивная амуниция» построена по типу большой семьи, люди доверяют друг другу и имеют много общего.

Руководители в исследуемой компании проявляют себя больше как воспитатели, чем как организаторы и наставники. В организации самым важным является развитие человеческих способностей и моральный климат в коллективе, а не результаты деятельности и достижение поставленных целей. Исследуя профиль желаемой организационной культуры в будущем, можно сделать вывод о том, что он не столь сильно отличается от настоящего. Здесь имеет место более ярко выраженные рыночные атрибуты культуры, которые неизменно должны присутствовать в организации, занимающейся торговлей, так как направлены на проведение операций с внешними агентами с целью достижения конкурентного преимущества.

В основном сотрудники ООО «Спортивная амуниция» хотят видеть компанию динамичной, специализированной организационной единицей, адекватно реагирующей на все внешние и внутренние изменения. На рисунке 3.1 наглядно видно, что желаемый профиль организационной культуры почти напоминает квадрат, а это значит, что идеальная организационная культура в компании «Спортивная амуниция» – это оптимально собранные атрибуты каждой из выделяемых типов культур с более ярко выраженными атрибутами адхократии и клановости.

Для более информативного представления нынешней культуры и желаемой, были построены профили шести отдельных атрибутов организационной культуры, которые выделяли К. Камерон и Р. Куинн:

1) важнейшие характеристики организации;

2) общий стиль лидерства;

3) управление работниками в компании;

4) связующая сущность организации;

5) стратегические цели;

6) основные критерии успеха.

Важнейшие характеристики организации – это внутренние особенности строения компании, включающие в себя ее основные цели, принципы функционирования и межличностные способы взаимодействия всех ее членов. Профиль важнейших характеристик ООО «Спортивная амуниция» представлен на рисунке 3.2.

Рис. 3.2. Профиль «Важнейшие характеристики организации» ООО «Спортивная амуниция» ( __ - настоящее, ---- - желаемое)