ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1514

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.)

3) уровень развития всей системы правовых актов. т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.


Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.

СОРОКИН:

Правосознание – духовная основа в правовой системе.

Классики: Ильин, Синюков, Цыбулевская.

Правосознание – отношение субъекта права к происходящим юридическим явлениям и процессам через осмысленные идеи, особую правовую интуицию, правовые эмоции и чувства.

По мнению Ильина, укрепление правопорядка зависит не от количества принимаемых законов, а от воспитания и укоренения одухотворенного правосознания.

В правосознании выделяют две формы:

1) правовая идеология

2) правовая психология

Это структура правосознания.

Правовая идеология – это совокупность осознанных воззрений, взглядов, идей, которые рационально отражают отношение лица к праву.


Правовая идеология зависит от господствующей в обществе и государстве юридической доктрины.

Правовая идеология транслируется через идеологическую функцию государства, пропаганду правовых знаний, юридическое образование.

Правовая идеология – это рациональная часть правосознания.

Правовая психология – вторая сторона правосознания, представляет собой совокупность чувств и эмоций субъекта права по поводу правовых событий, а также его интуитивное отношение к качеству права. (Петражицкий)

Отношение субъекта к праву является сложным по характеру, т.к. включает в себя и сознательные и бессознательные представления.

Между сознательной и эмоциональной сторонами правосознания может возникать конфликт. При этом принято считать, что правовая идеология выше по значению, чем правовая психология, существеннее ее.

Правосознание имеет разновидности, с точки зрения его развитости и приближения к общечеловеческим духовно-нравственным идеалам.

Уровень правосознания зависит не от степени осведомленности о правах и обязанностях, не от знания многочисленных норм, актов, а от тех целей, которые ставит перед собой субъект, реализуя право.

НАСЫРОВ.

Особенности российского правосознания сформировались исторически (Каверин). Они отражают традиции, менталитет России. Речь идет об особенностях как о недостатках, которые следует устранить (Семидко).

Но это и те особенности, которые необходимо учитывать – правильнее так ставить вопрос.

Особенности российского правосознания:

  1. право в России рассматривается как охранительный институт. Назначение права – это не обеспечение социального мира, а наказание правонарушителей (Соловьев: право- это институт нравственности);

  2. утилитарное отношение к праву, т.е. следование правовым предписаниям определяется не их обязательностью, а конкретной ситуацией. Но если ситуация позволяет, то считается допустимым нарушение правовой нормы (нарушение ПДД);

  3. в российском правосознании к государству относятся как к приказывающему субъекту. Если на Западе существует договор государства и общества о взаимном уважении закона, то в России существует скрытый сговор между государством и обществом в возможности взаимного нарушения закона. Образцы правового нигилизма отходят во многом от государства.

  4. В российском правосознании юридические нормы предполагают их нравственное оправдание.

Как это трактовать? Как недостатки или особенности? Пр-р: в своих работах В.В. Сорокин обосновывает, что в 90-х гг. общество показало более высокий уровень, чем государство (гос. элита) => необходимо разграничить юридическое правосознание и правосознание. В России низкий уровень именно юридического правосознания.

Виды деформированного правосознания: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, перерожденное правосознание.


Нигилизм – общее мнение, что право не действует, неверие в силу права.

Носитель перерожденного правосознания считает нарушение закона с своих собственных корыстных интересах.

Правовой инфантилизм – неразвитое правосознание, отсутствие информированности о своих правах.

Матузов: в группе перерожденного правосознания нужно называть правовой идеализм – это переоценка роли права, убежденность в том, что с помощью закона можно обеспечить не только элементарный порядок, но и социальный мир, гармонию. Само по себе принятие хороших законов приведет к положительным результатам – пример идеализма.

Виды правосознания.

Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследойателей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.


Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное правосознание". Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.


Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.

Законность — явление многоплановое, емкое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или иную ее связь с социальными процессами: это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое требование соблюдения законов.

Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Да, если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы — основа законности. Управление людьми посредством издания законов, содержащих общие правила поведения, обязательные для исполнения, — альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что законы издавались, а законности никакой или почти никакой не было.

Нельзя отождествлять законность и с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Именно правопорядок определяют обычно как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности; как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении. Не случайно в официальных статьях и докладах, да и в научной литературе всегда ведут речь об укреплении одновременно законности и правопорядка.

Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и к проведению их в жизнь. Главные из них следующие: во-первых, требование точного и неуклонного соблюдения законов теми, кому они адресованы. Во-вторых, требование соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов. В-третьих, законность включает в себя непререкаемость закона, т. е. требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал.

Перечисленные требования составляют содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальная. Если названные требования проводятся в деле (независимо от того как они выражены и как часто о них говорят), законность будет реальная.


Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако в так называемом полицейском государстве даже при наличии законов власти всегда могут отбросить законность и начать управлять с помощью подзаконных (часто полусекретных) актов и основанных на них дискреционных полномочий должностных лиц государства. В лучшем случае в таком государстве устанавливается режим формальной законности.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором все органы власти не просто подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т. и.), можно судить о состоянии режима законности.

При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь не место какой-либо двусмысленности и тем более вуалированию сути дела с помощью терминологических ухищрений. Обычно имеется в виду включение в термин "законодательство" постановлений правительства. Для каких-то целей допустимо широкое понимание законодательства, когда в него включаются все нормативные акты. Но если речь идет о соотношении актов, об их юридической силе, об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения, то о законах надо вести речь только как об актах высших органов государственной власти. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова. Законность требует исполнения законов.

Однако точку здесь ставить не следует. Если какой-то орган принимает подзаконный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходит за рамки законных полномочий, то это, во-первых, одно из требований законности, а во-вторых, при таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного акта. Нужно отдавать отчет в том, что посредством законов всех вопросов Не решить, все отношения не урегулировать. Правительственные акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять а, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных актов, контроле за ними со стороны компетентных органов.

В уяснении режима законности важную роль могут сыграть понятия "субъект законности" и "объект законности", g отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Другими словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. (Но есть и иное мнение, согласно которому субъектами законности являются государственные органы, общественные организации, должностные лица. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.)