ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 1224
Скачиваний: 1
Системные характеристики стратификации
1) социальность (внебиологичность), то есть биологические признаки (пол, возраст, интеллект, здоровье и т. п.) не относятся к моделям господства или подчинения, пока они не включены в систему социальных установок, ценностей. Так, физически слабый и старый буржуа доминирует над сильным и молодым рабочим;
2) традиционность, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения различных групп, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации.
Среди критериев определения принадлежности к той или иной страте выделяют:
-
распределение дохода и благосостояния;
-
различия в продолжительности и качестве образования;
-
участие в политической власти;
-
уровень престижа.
-
.Характеристика основных социальных слоев общества.
Какие только типологии классов не придумывали ученые и мыслители. Первыми свою модель предложили античные философы Платон и Аристотель.
Сегодня социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы XX века американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала шесть классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:
1. основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные;
2. неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.
Верхний-высший класс включает <аристократов по крови>, которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний-высший класс состоит главным образом из <новых богатых>, еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет <аристократов по крови>.
Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира ил и редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.
Верхний-низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты и т.п.), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.
Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жилья мест. Они не имеют никакого либо имеют лишь начальное образование, чаше всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть <социальным дном>, или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.п.
Термин «верхний-высший класс» означает верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится. «Верхний-низший класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою являются не только доход, но также объем власти, уровень образования и престиж занятия, которые предполагают специфический образ жизни и стиль поведения. Можно получать очень много, но все деньги неумело потратить или пропить. Важен не только приход денег, но и их расход, а это уже образ жизни.
Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний-средний и верхний-низший. Все работники умственного труда, как бы мало они ни получали, никогда не зачисляются в низший класс.
Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие.
Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но они составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы».
-
. Исторические системы социальной стратификации.
Примитивные общества.
В примитивном обществе критерием упорядочивания и стратификации служит естественный фактор – возраст, пожилые люди (старейшины) получают больший доступ к власти и соответственно обладают большим престижем. Такие общества не обеспечивают абсолютного равенства, но вследствие всеобщего распределения (каждому хоть что-то, но достается), являются равнообеспечивающими, в них нет нищих, сирот или пенсионеров. Поскольку нет собственности на имущество (есть только тотемическая собственность на территорию группы), то нет и имущественных различий. Обладание властью (вождь) или монополия на знание (шаман) не воспроизводит различие в благосостоянии (у вождя племени индейцев Чироки только перьев в головном уборе побольше), но даже если различия появляются, то они не закрепляются в следующем поколении. Признается только статус приобретенный (сила, ловкость, хитрость, мужество, отвага).
Архаические общества
Архаические общества, как правило, кастовые общества. Каста представляет собой абсолютно замкнутую социальную группу, характеризующуюся общей профессией или занятием, наследуемым статусом и обоснованную в общественном сознании религиозными догмами («не по воле людей, а по воле богов»). Португальцы, которые в 15-16 вв. были самыми отважными мореходами, очень удивились, когда увидели в Индии такую социальную организацию. В Индии такая система почему-то хорошо сохранилась с древнейших времен, поэтому ее пример показателен. Сами индийцы не имеют слова «каста», а обозначают такую группу словом «варна»: существуют четыре касты или варны – «брахманы», т.е. люди знания; «кшатрии» - воины; «шудры» - крестьяне; «вайшьи»- торговцы и ремесленники; система гораздо сложнее в действительности, есть еще много разных по характеру и значимости групп. Переход из одной касты в другую абсолютно невозможен, браки между членами разных каст тоже. Удивительно, что официально такая система сохранялась до 1950 года.
Древние общества
Древние общества, во всем своем многообразии – Греция, Рим, Египет, Вавилон, оставили более сложную и разнообразную, чем кастовую, систему стратификации. Их система упорядочивания строилась на основе обладания правами и свободами (как видите, это гражданский критерий, религия уже немного в стороне). Люди делились на свободных и несвободных, в зависимости от обладания гражданскими (общественными и государственными) правами. В системе рабства (сначала патриархального, потом классического) заключался огромный шаг вперед в социальном порядке общества. Впервые в истории появляется возможность включить чужих в свое общество и свою семью.
Рабство построено на понятии собственности, раб принадлежал хозяину как и другие орудия производства. Но раб был таким дорогим товаром, что обращаться плохо с ним мог только умалишенный, например, в Древнем Риме рабу была положена бутылка вина каждый день – недостижимая задача для современных профсоюзов. Ничего аморального в рабстве в классическую эпоху не видели – ведь члены семьи и всякие домочадцы также принадлежали главе семьи, а статус свободного рабочего был ниже, чем статус раба. Но рабство как система стратификации имела несколько фатальных недостатков – не было системы воспроизводства рабства (рабам не разрешалось иметь семью), поэтому, когда заканчивались военные походы, заканчивался и источник рабов; рабы не были заинтересованы в эффективном труде (всякую технику они ломали, чтобы только не работать), поэтому необходима была целая армия надсмотрщиков, а техника в эпоху начала Римской империи была выше, чем в эпоху упадка.
Средневековое общество
В средние века европейские христианские общества сформировали сословную систему стратификации.
Сословное деление, пожалуй, самое сложное, оно основывалось на многих критериях – обладания правами и обязанностями, по отношению как к государству, так и к другим людям (отношения вассала и сюзерена); происхождение (знатное и незнатное); вид занятия; образование и т.д. Выделялись два главных сословия – аристократия и крестьяне, но и много дополнительных (духовенство различных видов, ремесленники, торговцы, и т.д.) Но сословное деление обеспечивало основополагающий принцип равенства – все равны перед Богом, каждый имеет право на жизнь (поскольку она дается только Богом) и собственность (крестьяне имели землю либо в коллективной, общинной, либо личной собственности). Сословное деление обеспечивало невиданную ранее мобильность – межсословные браки были разрешены.
Современные капиталистические общества
Поскольку современные общества отличаются более всего от всех досовременных, то и система их стратификации отличается. Нет теперь никакого наследуемого статуса в социальном порядке, положение человека случайно. Если раньше разорившийся дворянин оставался дворянином, то разорившийся капиталист превращается сразу в бедняка. В основу стратификации положен экономический критерий – либо доход, либо собственность. Собственность, особенно на средства производства – вот ключевой критерий, она обеспечивает и доход. К.Маркс считал, что в современном обществе всего два класса – бедные (пролетарии) и богатые (буржуазия), хотя присутствуют и другие слои – деклассированные элементы (бродяги, или бомжи в российской терминологии). Классы обеспечивают специфический образ жизни, формируют классовое сознание, и самое главное, отношение к другим. Основное достижение классового общества – невиданная социальная мобильность.
Исчезают ли классы в сегодняшнем обществе? Считается, что государство благосостояния (welfare state) с огромным перераспределением ресурсов, прогрессивным налогообложением, всеобщим образованием и медицинским обслуживанием, сглаживает классовые различия существенным образом. Однако в реальности никакого равенства не достигнуто – дети рабочих имеют меньший вес при рождении, для них характерна более высокая детская смертность, дети и сами рабочие чаще болеют такими заболеваниями как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет, пневмония и т.д. Бедность приобретает не абсолютный (критерием абсолютной бедности является доход менее 1 доллара в день), а относительный характер – это значит, что люди считают себя бедными, если не могут обеспечить принятый стандарт потребления в данном обществе (в США семья, имеющая в год доход ниже 13 тысяч долларов, находится за чертой бедности). Бедность воспроизводится не столько закрепленным неравенством, сколько культурой и сознанием бедности. Все капиталистические страны стремятся обеспечить равные шансы (стартовые возможности) для всех. Но дело в том, что шансами надо уметь воспользоваться – культура бедности не позволяет этого, ребенок из бедной семьи, в силу своего воспитания и специфического сознания, вполне возможно и не заметит никаких шансов, подчеркивал П.Бурдье. Общество и не очень-то стремится разрешить проблему бедности. Как правило, богатые люди считают, что бедные сами повинны в своих проблемах, а общество тут ни при чем. Интересно, что примерно 80% людей относят себя к среднему классу, только 8% - к высшему. На деле высший класс менее значителен, а низший класс - более. В Великобритании 1% людей (это и есть высший класс) владеет 20% всего личного богатства, 20% высших слоев получает 40% всех доходов, 20% низших – 5% всех доходов.
Но равенство и неравенство можно измерить. Можно сравнивать – какой процент населения владеет каким процентом доходов (такая кривая называется кривой Лоренца). Сравнивая эти кривые, получается коэффициент Джинни, который отражает степень равенства-неравенства в данной стране. В Швеции и других странах «скандинавского социализма» с высоким уровнем равенства он низок (0.291), а в странах высокого неравенства доходов (например, в Бразилии) он составляет 0.565. В США и России показатели примерно одинаковые – 0.33.
Излишнее неравенство, так и полное равенство не обеспечивает достаточных стимулов для мотивации и тормозит экономическое развитие страны в целом. С точки зрения теории справедливости Дж.Роулза неравенство может быть оправдано, если оно приносит благо всем и каждому человеку в отдельности.
Кроме социальной стратификации существуют и другие виды стратификации – расовая, этническая, гендерная. Неравенство сегодня воспринимается не как классовое, а как межстрановое.