Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповая поляризация помогает объяснить, почему группы больше конкурируют и меньше сотрудничают между собой, чем отдельные индивиды. В естественных условиях это проявляется в эффектах безудержного инвестирования и подчеркивания, а также в существовании террористических организаций.


Объяснение поляризации

1. Теория информационного влияния это влияние, возникающее из признания реальности, аргументов, приводимых во время обсуждения.

2. Теория нормативного влияния влияние, возникающее из-за желания человека быть принятым и одобренным в группе. В данном случае срабатывает социальное сравнение (оценка своих мыслей и способностей путем сравнения себя с другими) и плюралистическое неведение (ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей).

Вероятно, в конкретной ситуации следует принимать во внимание обе эти теории.

Огруппление мышления

В истории можно проследить множество примеров того, как влияние группы мешает принятию разумных решений (начало Великой Отечественной войны в СССР, вьетнамская война, крах фашизма и др.). В данной ситуации мы имеем дело с эффектом огруппления мышления.

Огруппление мышления – это режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.

Алгоритм действия эффекта огруппления мышления

1 этап

Социальные условия

2 этап

Проявления огруппления мышления


3 этап

Признаки ущербного принятия решений

1. Дружеская сплоченность.

2. Сравнительная изоляция.

3. Директивный лидер.

4. Высокий уровень стресса.

5. Отсутствие методических процедур поиска и оценки в сочетании со слабой надеждой на существование иного решения (лучше одобренного лидером или другими значимыми людьми.


1. Иллюзия неуязвимости.

2. Никем не оспариваемая вера в этичность группы.

3. Коллективное оправдание своих действий, а не обдумывание и пересмотр.

4. Стереотипный взгляд на противника (преувеличение его злонамеренности или слабости). 5. Давление конформизма, то есть отпор сомнениям, относительно идей и планов группы, не с помощью аргументов, а с помощью насмешек, задевающих личность.

6. Самоцензура. Так как разногласия дискомфортны, то создается видимость консенсуса, при котором люди скрывают или отбрасывают свои опасения.

7. Иллюзия единомыслия.

8. Наличие «умохранителей», то есть защитников группы от информации, которая могла бы вызвать вопросы морального характера.

1. Не рассматриваются все возможные альтернативы и возможные возражения

2. Для предпочитаемого решения не оценивается степень риска.

3. Недостаточная степень информированности и предвзятость в отношении отобранной информации

4. Небрежность при переоценке возможных альтернатив

5. Не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств



10 правил руководителю для предотвращения огруппления мышления

1. Рассказать членам группы об огрупплении мышления, его причинах и последствиях.

2. Быть беспристрастным, не занимать предвзятую позицию.

3. Попросить каждого подходить к проблеме критически; поощрять возражения и сомнения.

4. Отвести одному или нескольким участникам роль «адвоката дьявола».

5. Время от времени делить группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем соберите всех вместе, чтобы выявить разногласия.

6. Если проблема касается соперничающей группы, найдите время рассмотреть все предупредительные признаки и вычислить разнообразные вероятные ходы противника.

7. Выработав предварительное решение, соберите «совещание второго уровня», попросив каждого высказать остающиеся у него сомнения.

8. Пригласите экспертов со стороны (по отдельности) присоединиться к совещанию; попросите их оспорить взгляды группы.

9. Поощряйте членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции.

10. Пусть над этой же проблемой одновременно работают независимые группы.

Влияние меньшинства

Р.-В. Эмерсон сказал: «Вся история – есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека». Действительно у истоков почти всех социальных движений стоит меньшинство, которое ведет за собой большинство.

Влияние меньшинстваэто процесс, посредством которого меньшинство мотивирует и ведет за собой большинство.

Причины влияния меньшинства

1. Последовательность. Если хотя бы 1/3 группы называет голубые полоски голубыми, то из оставшихся 2/3 никто не назовет их зелеными.

2. Уверенность в себе. Любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе.

3. Способность привлекать сторонников из числа большинства. Наличие перебежчиков, отступников со стороны большинства бывает более убедительно, чем аргументы представителей меньшинства.

Группа, которая состоит из «влиятельного меньшинства» называется референтной группой.

Референтная (эталонная группа) – это социальная единица, на которую индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. Обычно в коллективе референтная группа – неформальная группа, состоящая из 3-7 человек. Она может включать в себя специалистов разных возрастов и работающих в разных подразделениях.

Функции референтной группы

1) Удовлетворение потребности в неформальном общении с другими людьми.

2) Удовлетворение частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти.

3) Возникновение новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы.

В среде группы некоторые члены обычно оказывают большее влияние, чем другие. Мы называем этих индивидов лидерами.


Лидер – человек, обладающий авторитетом и влиянием в группе, организации.

Лидерство – частный случай влияния меньшинства.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов: «специалист-производственник» (инструментальный, формальный, целевой лидер), дающий задания и организующий действия по их выполнению и эмоциональный, экспрессивный, неформальный лидер, который хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. В результате исследований П. Смита и М. Тейеба (1989) выяснилось, что наиболее эффективные руководители проявляют черты как целевого, так и экспрессивного лидерства. Такие руководители проявляют энергичную озабоченность ходом работы и, кроме того, восприимчивы к нуждам подчиненных.

Руководство – вид управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных.

Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.

Задания для самостоятельной работы


1.Сущность социализирующей функции группы состоит в том, что

- группа необходима для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному;

- группа удовлетворяет стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию;

- группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни.


2. Социальная группа – это

- определенная группа людей, объединенная только по социальному статусу;

- двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы»;

- группа, не имеющая лидера, в которой все члены равноправны.


3. Социальная фасилитация – это

- усиление доминирующей реакции в присутствии других людей;

- ослабление доминирующей реакции в присутствии других людей;

- усиление доминирующей реакции в отсутствии других людей.


4. Человек, обладающий авторитетом и влиянием в группе, организации

лидер;

- организатор;

- руководитель.


5. Социальная леность – это

- тенденция людей прилагать максимальные усилия в том случае, когда они объединяют свои усилия ради своей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности;

- тенденция людей не прилагать усилий в том случае, когда они объединяют общие усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности;

- тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.



6. Что из ниже перечисленного не относится к функциям референтной группы?

- удовлетворение потребности в неформальном общении с другими людьми;

- удовлетворение частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти;

- удовлетворение от управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.


7. Среди причин социальной фасилитации

- воспитание человека, ценности и правила, заложенные родителями;

- боязнь оценки, обеспокоенность тем, как нас принимают другие;

- концентрация внимания, повышенное внимание к поставленной задаче.


8. Какие факторы повышают самосознание, снижают деиндивидуализацию?


9. Групповая поляризация – это

- вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы;

- утрата самосознания и боязни самооценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде;

- усиление доминирующей реакции в присутствии других людей.


10. При каком стиле руководства по манере оказания влияния практикуется жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий?

- при авторитарном;

- при либеральном (нейтральном, попустительском, анархическом);

- демократическом.


11. Что может предпринять руководитель для предотвращений огруппления мышления

- создание духа команды, то есть вознаграждение и поощрение группы как целостного образования;

- оценка мыслей и способностей каждого члена группы и сравнения их между собой;

- время от времени делить группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем все вместе выявляют разногласия.


12. Основные причины влияния меньшинства

- последовательность, уверенность в себе, способность привлечь сторонников из числа большинства;

- стереотипный взгляд на противника;

- физическая анонимность;

- уменьшение размеров группы.



Тема 8.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ОСНОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

План

  1. Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификация», основания и критерии стратификации.

  2. Характеристика основных социальных слоев общества.

  3. Исторические формы социальной стратификации.

  4. Проблемы социальной стратификации в современном российском обществе.

  5. Определение и типология социальной мобильности. Каналы мобильности в современном обществе.


8.1. Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификации», основания и критерии стратификации.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе.

Под неравенством понимают: 1) неравенство личностное; 2) неравенство возможностей достигнуть определенных результатов (неравенство шансов); 3) неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); 4) неравенство результатов.

Каждое общество упорядочено и имеет свою социальную структуру, таков закон социологии – не бывает хаотически организованных и неструктурированных обществ. Не бывает и абсолютно равных отношений в обществе. Даже примитивные общества не являются обществами абсолютного равенства, люди старшего поколения получают больший престиж, а в распределении добычи действуют сложные правила раздачи, в зависимости от родственных отношений. Например, если южно-африканский бушмен (или австралийский абориген) приносит охотничий трофей, то прежде, чем идти к своей стоянке, он припрячет добычу, и пойдет к своему племени, делая вид, что удача не сопутствовала ему сегодня, тогда ему предложат перекусить, все сядут у костра и тут он вдруг (неожиданно для всех) достанет свой трофей и поразит всех. Начнется великий праздник – ведь удачная охота редкость, при этом большая часть добычи достанется охотнику и его семье, часть уйдет дальним родственникам, часть начальству (вождю), что-то достанется пожилым людям.

Итак, общества упорядочены и стратифицированы. Социальный порядок, как его определяет М.Вебер, - это способ распределения престижа, власти и богатства между типичными для данного общества группами. Разделение общества на группы и слои предполагает стратификацию.

Социальная стратификация – это структурированные различия между группами людей, выражающиеся в неравном распределении прав, обязанностей, привилегий, ответственности, власти, собственности и влияния. Стратификация закрепляется и передается из поколения в поколение. Даже сегодня, при нашем уважении к собственным достижениям, наивысшие шансы стать богатыми у тех, кто родился в семье богатых родителей. Стратификация зависит от того, что считать ценностью (что будет неравномерно распределено), в современном обществе значимым критерием являются деньги, а в средневековом обществе критерием разделения на сословия было происхождение (ценилось происхождение и титулы, именно они и обеспечивали богатство).