Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) По количеству входящих в группу членов группы делятся на малые и большие, а также диады, триады, четверки, пятерки и т.д. Размер группы очень важен, так как оказывает влияние на характер нашего взаимодействия.

Малые группы – это, например, семья, круг друзей, соседей, группа играющих вместе детей, молодежная группировка, рабочая бригада, спортивная команда и т.п. В малых группах люди, как правило, лично знают друг друга, иногда только по внешнему виду, а иногда и по именам, они находятся в пространственной близости друг к другу.

Большая группа - это, например, нация, этнос, народ, последователи одной мировой религии, политическая партия, армия, парламент и т.д. В таких группах люди уже не могут точно распознать друг друга, становятся анонимными по отношению друг к другу.

Диада – это группа из двух человек, характеризуется хрупкостью (разрушается, если один из членов выбывает из группы) и соответственно тесным, упорядоченным и позитивным взаимодействием. Эмоции и чувства играют большую роль в диадах.

Триада – группа, состоящая из трех человек. В триадах наблюдается тенденция сближения между двумя членами группы и исключения из нее третьего. Третий член группы может играть одну из трех ролей: безучастного посредника (аустайдера), оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». (Г. Зиммель).

Более крупные группы являются более продуктивными, чем диады и триады. В таких группах в большей мере устанавливается взаимное согласие, но в тоже время в них почти отсутствует напряженность. Хотя может наблюдаться неравенство между членами. Группы с четным числом членов менее устойчивы, чем с нечетным, так как могут распадаться на фракции равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов – в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

Особо надо отметить пятерки. Пятерки не страдают от непрочности и напряженности отношений, свойственных диадам и триадам. В таких группах каждый член глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в пятерках диссиденты получают поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв с группой.

3) По способу рекрутирования выделяются группы эксклюзивные (элитарные), принадлежность к которым обусловлена строгими требованиями, особыми условиями и процедурами, например, спортивная команда высшей лиги, и инклюзивные (общедоступные), в которые каждый желающий может сразу вступить, например, туристическая группа.

4) По интенсивности участия различают одно- и многофункциональные группы. Однофункциональные группы – это такие группы, в которых мы осуществляем один вид деятельности, направленный на разрешение одной задачи. Многофункциональные группы – такие группы, члены которых руководствуются разными намерениями, стремлениями, способами действий. К таким группам относится, например, семья.


5) По строгости и мере контроля некоторые группы могут быть тоталитарными. В таких группах достаточно жестко регламентируются в качестве общеобязательных определенные правила и нормы, существует система господства-подчинения.

6) По уровню организованности группы могут быть формальными и неформальными. В формальных группах мы существуем как конгломерат взаимосвязанных социальных статусов, наши личные качества, если они только не связаны напрямую с выполняемыми ролями, не имеют для группы значения. Разновидность формальных групп – общественные организации.

В неформальных группах мы участвуем как личности с присущими нам качествами, увлечениями.

7) По типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (бригада строителей), политические (партии, политические движения), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы) и т. п.

8) По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – такие социальных группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность.

Аутгруппы - такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным.

7.3. Групповые взаимодействия.

Граница между просто коллективным поведением несвязанных индивидов и более взаимозависимым групповым поведением взаимодействующих индивидуумов иногда становится довольно расплывчатой. В социологии и социальной психологии существует ряд понятий, описывающих причины, закономерности и особенности подобных групповых взаимодействий, которые подразделяются на сильные и слабые.

7.3.1.Слабые групповые взаимодействия наблюдаются при минимальном групповом взаимодействии, минимальной групповой ситуации, то есть когда люди просто присутствуют рядом друг с другом, но ситуацию не обсуждают. К слабым групповым взаимодействиям относятся социальная фасилитация, социальная леность и деиндивидуализация.

Социальная фасилитация

Влияет ли на нас сам факт присутствия других людей, когда они ничего не делают, а мы бежим, едим, сдаем экзамены. Давно уже замечено, что во время спортивных соревнований результативность повышается в присутствии болельщиков, на своем поле, с другой стороны, когда спортсмен тренируется с секундомером, результативность несколько падает. Эксперименты показали, что в присутствии других люди быстрее заучивали стихотворения, но медленнее - бессмысленные слоги. Изучение этого феномена началось более ста лет назад, а в 1965 г. Р. Зайенс дал современное определение феномену социальной фасилитации:

Социальная фасилитация – усиление доминирующей (наиболее вероятной) реакции в присутствии других людей.

Другими словами, если студент хорошо знает предмет (то есть его доминирующая реакция – знание предмета), то экзамен в присутствии экзаменаторов он сдаст хорошо. Если же студент слабо разбирается в предмете (доминирующая реакция – незнание предмета), то присутствие экзаменаторов еще более усугубит печальную картину на экзамене. По наблюдениям П. Ханта и Дж. Хиллери хорошие игроки в бильярд без присутствия посторонних показывают 71% попаданий в лузу, в присутствии других – 81%, а плохие игроки – 36 и 25 % соответственно.


Причины социальной фасилитации

1. Боязнь оценки – обеспокоенность тем, как нас оценивают другие. Ник Котрелл во время эксперимента завязывал наблюдателям глаза, либо поворачивал наблюдателя спиной, и эффект социальной фасилитации не прослеживался.

Боязнь оценки помогает объяснить:

а) почему люди работают лучше всего, когда их чуть-чуть опережают;

б) эффект социальной фасилитации уменьшается, если к группе лиц с высоким статусом присоединяются люди, чье мнение не особенно важно для нас;

в) почему люди, в наибольшей степени обеспокоенные тем, как их оценивают окружающие, наиболее чувствительны к присутствию других;

г) почему эффект социальной фасилитации проявляется ярче всего, когда наблюдатели нам незнакомы или за ними трудно уследить;

д) смущение.

2. Из первой причины вытекает вторая – перегрузка из-за рассеивания внимания (внимание к другим и внимание к задаче).

3. Присутствие других как таковое. Р. Зайенс провел эксперимент, в котором просил высказаться о своих вкусах в цветовой гамме в присутствии других людей. Эта тема нейтральна и не вызывает боязни оценки, но эффект социальной фасилитации наблюдался в ходе проведения и этого эксперимента.

Социальная леность

Социальная фасилитация проявляется, когда человек прикладывает определенные усилия для достижения индивидуальных целей. По иному складываются групповые взаимодействия в ситуации, когда в группе есть общая цель, но нет индивидуальной ответственности. Когда люди работают в группе, они делают это менее упорно, чем индивидуально. Например, если в группе объявить, что заработанная выручка пойдет на общую экскурсию, то результативность группы упадет. При перетягивании каната в команде на 18% тянут хуже, чем по парам. Или еще один поразительный пример из советского прошлого: в СССР 1% земли находился в частной собственности, с этой земли советские крестьяне собирали 27% урожая. Эта цифра дает представление о размерах социальной лености тех же крестьян в колхозах.

Макс Рингельманн, изучавший эти явления, сделал вывод, что коллективная работоспособность группы примерно равна ½ суммы работоспособности каждого в отдельности. Этот процесс получил название социальная леность (социальное безделье).

Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Вероятно, люди лодырничают в группах, потому, что не чувствуют справедливой доли доверия к ним или потому, что они думают, что в толпе они могут меньше работать. При этом никто в группе не считает себя лодырем, но всегда существуют «зайцы» - люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен.

Боязнь оценки в групповой ситуации уменьшается. Таким образом, когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, то результат – социальная леность.


Леность увеличивается с увеличением размеров группы. Например, мотивация студента к подготовке практического занятия резко падает, если в группе не 10, а 30 человек.

Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья, а не чужие люди, то есть сплоченность усиливает старание. В коллективистских культурах социальная леность проявляется в меньшей степени, чем в индивидуалистическая, так как сильна лояльность по отношению к семье и рабочей группе. Женщины в меньшей степени подвержены социальной лености, чем мужчины, так как мужская психология в большей степени индивидуалистическая.

Для борьбы с социальной леностью и увеличения мотивации членов группы применяются две основные стратегии:

1) стратегия идентификации индивидуальной продуктивности, то есть руководитель дает индивидуальные задания и учитывает личный вклад каждого в полученный результат;

2) создание духа команды, то есть вознаграждение и поощрение группы как целостного образования.

Деиндивидуализация

В случаях, когда социальная фасилитация (возбуждение людей) суммируется с социальной леностью (размывание ответственности) ослабевает нормативное сдерживание и результатами могут быть явления от легкого нарушения (разбрасывание еды в столовой, проклятия в адрес арбитра, выкрики во время рок-концерта) до разрушительных социальных взрывов (групповой вандализм, полицейская жестокость, уличные беспорядки, самосуды).

Видимо, группа вызывает чувство принадлежности к чему-то большему, чем «Я» (трудно представить одинокого рок-фаната). В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормативное сдерживание, утратить чувство индивидуальной ответственности.

Деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Обстоятельства возникновения деиндиндивидуализации

1. Размер группы. Исходя из этого, Ф. Зимбардо выдвинул гипотезу обезличенности в больших городах, что само по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он провел эксперимент, в ходе которого на улице маленького городка и респектабельного района большого города были оставлены без присмотра два автомобиля. В маленьком городке за неделю к автомобилю подошел 1 человек только для того, чтобы закрыть крышку багажника, так как начинался дождь. В большом городе только за первые 10 минут было совершено 23 эпизода вандализма, и за трое суток автомобиль был практически уничтожен.

2. Физическая анонимность. В 1970 г. Ф. Зимбардо провел серию экспериментов, в ходе которого женщинам из Нью-Йоркского университета предлагалось наносить удары электрошоком. Сила ударов была больше всего, когда женщин одевали в одежду ку-клус-клана, и была меньше, если женщинам надевали именные таблички. И меньше всего интенсивность ударов электрошока была, когда им выдавали халаты медсестер.


С этим связан эффект ношения униформы, где используется целенаправленная деиндивидуализация. По исследованиям Р. Уотсона в тех армиях, где воины деперсонализованы (маски, раскраска лица), более жестоко обходятся с пленными.

Видимо, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает отчет в своих действиях и становится более восприимчивым к ситуационным намекам как отрицательным (маска ку-клус-клана), так и положительным (халат медсестры). При наличии альтруистических намеков деиндивидуализированные люди жертвуют денег даже больше, чем обычно. Анонимность высвобождает не только отрицательные импульсы, так как не все импульсы негативны. Как показал эксперимент, в ходе которого две группы людей собирали в темной и освещенной комнатах, в темной комнате зафиксировано на 30% больше прикосновений, чем в освещенной, на 50% больше обнимали соседей. Люди из темной комнаты требовали эксперимент повторить.

3. Отвлекающие и возбуждающие занятия. Малозначительные акции могут привести к снижению самосознания, вызвать эмоции и привести взрывам агрессии (например, секта Муна использует выкрики «чу-чу-чу»).

Но, надо сказать, что деиндивидуализация иногда нужна. Мы ищем возможности деиндивидуализироваться, когда нам нужны сильные эмоции и ощущение общности с окружающими. В культуре - это функция проективной разрядки (карнавалы, праздники, богослужения в храме, дискотеки, войны, уличные беспорядки).

4. Ослабленное самосознание, то есть рассогласование поведения и установок. Одним из мощных факторов, ослабляющих самосознание, является алкогольное опьянение.

К факторам, повышающим самосознание, и снижающим деиндивидуализацию, можно отнести наличие зеркал, телекамер, яркого света; маленькие поселки; ношение именных табличек или нестандартной одежды; структурирование толпы, т. е. выделение в ней частей и лидеров; отсутствие отвлекающих внимание стимулов; подача позитивной информации, так как ее отсутствие может привести к смене настроения толпы на негативное, панике; необычная обстановка; сильное чувство самосознания, индивидуальности.

7.3.2. Сильные взаимодействия в группе.

В отличие от слабых групповых взаимодействий, сильные взаимодействия в группе наблюдаются в групповой ситуации, в которой присутствует обсуждение какой-либо проблемы, события. К таким взаимодействиям относятся групповая поляризация, огруппление мышления и влияние меньшинства.

Групповая поляризация

Многочисленные наблюдения и эксперименты, исследования повседневной жизни показали, что в ситуации конфликта, принятия решения обсуждение в группе усиливает предварительные внутренние установки как положительные, так и отрицательные. Этот эффект получал название групповой поляризации.

Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.