Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты этого эксперимента многозначны. С одной стороны, студенты оказались в тисках социальных ролей. Функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции, как следует вести себя тюремщику и заключенному, иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания обусловили типичное и легко узнаваемое поведение сторон.

Но с другой стороны, не совсем верно обобщать результаты эксперимента, проведенного только в США. На наш взгляд, многое зависит от социокультурных особенностей этой страны, и, возможно, что в других странных сценарии были бы несколько иными. Кроме того, возникает вопрос: этично ли вообще проводить такие эксперименты, в которых психика испытуемых может травмироваться на всю жизнь?

Культурные стандарты той или иной социальной роли существенно сказываются на поведении конкретной личности в данном обществе.

Тот же Ф. Зимбардо провел кросскультурное исследование «застенчивости» на основе самооценок молодых людей в возрасте 20-21 года. Сочли, что для них характерна «застенчивость», 60% опрошенных японцев, 55% тайваньцев, 50% - немцев, 48% - американцев азиатского происхождения, 42% - опрошенных американских студентов, 30% мексиканцев, 31% - израильтян, 24% - американцев еврейского происхождения.

Выводы: 1) Личность достаточно «отзывчиво» реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе. 2) Обращает на себя внимание социокультурная определенность этих стандартов. Любая социальная группа стремится к тому, чтобы личность вела себя более или мене идентично принятым в данной общности нормам, ожиданиям. Причем в зависимости от сплоченности социальной общности, наличия жестких регламентов поведения обязывающая сила воздействия социальной общности будет различной.

Механизмы обусловливания социальной средой поведения конкретной личности

Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не любая личность может рассчитывать на ту или иную социальную роль. В обществе, где сложились элементы сословной организации могут быть требования и по социальному, национальному происхождению.

Механизм предписывания. Социальная среда через образец выполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор качеств, которыми она должна обладать. Данные предписания могут выступать как в виде жестко фиксированных требований (воинский устав), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает достаточно высокую вероятность эффективного решения своих целей, ощутимые гарантии того, что она получит вознаграждение, признание, кадровое продвижение.


Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ролей, но и контролируют их исполнение. Контроль осуществляется в самых различных формах: от воздействия общественного мнения до репрессий.

Таким образом, общество, социальная среда обладают достаточно ощутимыми механизмами обусловливания ролевого поведения личности. В целом происходит существенная унификация, стандартизация личности. Но при этом личность сохраняет свою автономию.

Автономия индивида в процессе ролевого взаимодействия проявляется в нескольких аспектах:

1) индивид способен к поиску вариантов в выборе социальной роли;

2) в конкретной ситуации конфликта ролей личностные приоритеты, иерархия ценностей определяют выбор личности;

3) любое ролевое предписание определяет лишь самую общую схему поведения. Выбор путей конкретного исполнения остается за личностью;

4) сила, обязывающая личность подчиниться требованиям, предъявляемым социальной общностью, зависит не только от ее сплоченности, но и от того, насколько личность идентифицирует себя с ней;

5) личность способна дистанцироваться то роли.

Таким образом, в рамках предложенных обществом обстоятельств личность имеет возможность творить свою судьбу.

5.3. Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет социализации, так как поведение животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У слонов, волков уже меньше инстинктов, еще меньше – у обезьян. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей).

Функции социализации

1) формирование и действие механизма трансмиссии культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;

2)создается определенный уровень общественного согласия и порядка. Действия людей должны отвечать общественным ожиданиям, что гарантирует взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов.


Разновидности социализации

Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы.

Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).

Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры.

Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).

Речь идет о предвосхищающей социализации и ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.

Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.

Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1)Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки

2)Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки,

3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.

4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.


Механизмы социализации

По Г. Тарду (1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:

- Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

- Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

- Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

Институты (агенты) социализации

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.


Этапы социализации

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации.

Отрочество в большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.

Проблемы, стоящие перед молодыми, вращаются вокруг работы и любви. В идеале эти проблемы развивают способность чувствовать ответственность, испытывать доверие и поддержку и предполагают взаимоотношения с другими индивидами. Они закладывают основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи рассматривали стадии, через которые молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более важную роль в развитии.

В среднем возрасте (зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.

Подобно другим периода человеческой жизни, время, когда начинается старость, - предмет социального определения. Кроме того, общества различаются по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами.

Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы индивиды установили новое определение себя. Это вызывает присвоение социального статуса, который не всегда присутствует в социальной структуре, но образует направление испытания смертью. Изменения в медицинской технологии и социальные условия сделали смерть другим испытанием, чем это было раньше. Смерть в современном мире часто удлиняется в сроках и опутывается бюрократическими формальностями.