Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задания для самостоятельной работы


1. Что такое социальный статус

- социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями;

- единичный человек как система устойчивых качеств, реализуемых в социальной жизни;

- единичный человек как биосоциальное существо.



2. Соотнести термины и их дефиниции

индивид

Единичный человек как система устойчивых качеств, реализуемых в социальной жизни

индивидуальность

Единичный человек как биосоциальное существо

личность

Характеристика уникальности, неповторимости каждой личности


3. Социальная роль это

- ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе;

- совокупность ролей, вытекающих из данного статуса;

- иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.


4. Социальный статус – это

- социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными правами и обязанностями;

- единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни;

- характеристики уникальности, неповторимости каждой личности.


5. Какой промежуток времени занимает в жизни человека «отрочество»

- занимает больше половины жизни;

- обществом отчетливо не выделяется;

- с рождения человека и до стадии зрелости.


6. Какой из типов статусов является всеобщим и основным

- предписанный (аскриптивный);

- приобретенный;

- генеральный.


7. Престиж – это

- совокупность ролей, вытекающих из данного статуса;

- ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе;

- иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.


8. Статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения

- предприсанные (аскриптинвые);

- приобретенные;

- генеральные.


9. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей – это

- воспитание;

- формирование;

- социализация.


10. В каком варианте правильно расставлены этапы социализации

- отрочество, молодость, зрелость, старость;

- молодость, отрочество, зрелось, старость;

- отрочество, зрелость, молодость, старость.


11. К какому типу статусов относится статус врача

- генеральный;

- предписанный;

- приобретенный.


12. Социализация – это процесс, который продолжается

- в период детства;

- от рождения до зрелости;

- от рождения до смерти.


13. Необходимо ли относительное равновесие социальных статусов в обществе?

- нет;

- необходимо;

- не имеет никакого значения.



Задания для самостоятельной работы по теме девиация



1. Что такое социальное поведение?

2. В чем заключается нормативность и ненормативность социального поведения?

3. Как соотносятся между собой понятия «социальная норма», «социальный порядок» и «социальный контроль»?

4. Каковы функции социального контроля?

5. Через какие способы осуществляется контроль?

6. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

7. Что такое социальные санкции?

8. Какие существуют виды социальных санкций и в чем их сущность?

9. Какие существуют в обществе социальные институты, специально созданные для осуществления социального контроля?

10. Что из себя представляет девиантное поведение? Что такое делинквентное поведение? В чем схожесть и отличие этих двух понятий?

11. Какие существуют основные причины, вызывающие и обусловливающие девиантное поведение?

12. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

13. Кто первым ввел в оборот понятие «аномия»?

14. Какие существуют наиболее социально опасные формы, в которых может выражаться девиантное поведение?

15. Можно ли к характеристике современного российского общества применить понятие социальной аномии и почему?

16. Какие методы и способы борьбы с различного рода девиациями Вы бы могли предложить?


17. Поведение, которое значительная часть общества оценивает как недопустимое отклонение от нормы

- бунт;

- девиация;

- конформизм.


18. Конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, бунт – это

- типы девиантного поведения;

- способы адаптации;

- способы социального контроля.


19. Ограничение контактов девианта с другими людьми

- обособление;

- реабилитация;

- изоляция.


20. Способ недевиантного поведения

- конформизм;

- ретреатизм;

- ритуализм.


21. Психологическая теория объяснения девиации определяет причиной девиации

- конфликты, свойственные личности;

- результаты противодействия нормам капиталистического общества;

- конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.


22. Социальный контроль – это

- полное отстранение девианта от общества;

- подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь;

- механизм, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение системы ограничений.


28. Изоляция – это

- полное отстранение девианта от общества;

- временное отсутствие девианта в обществе;

- полная свобода действий девианта.


29. Разработка классификации девиантного поведения принадлежит

- З. Фрейду;

- Э. О. Уилсону;

- Р. Мертону.


30. Кому принадлежит идея «Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества?

- Р. Квигли;

- В. Миллер;

- Э. Дюркгейм.


31. Закончите заполнение приведенной ниже таблицы

Теории объяснения девиации

Тип объяснения

Теория

Автор

Основная идея

биологический



Физические особенности являются причиной девиации

биологический



Образцы поведения людей обусловлены особенностями их телосложения, и мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к девиантному поведению

психологический

психоанализ


Конфликты, свойственные личности вызывают девиацию

социологический

аномия


Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм

социологический

аномия


Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения

социологический

Теория культурного переноса


Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

социологический

Теория стигматизации (клеймения)

Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

социологический

Радикальная криминология


Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества




Тема 7.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ


План

1. Понятие «социальная общность», ее виды и факторы функционирования.

2. Понятие, функции и классификация социальной группы.

3. Групповые взаимодействия


7.1. Понятие «социальная общность», ее виды и факторы функционирования.

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности.

Функции социальных общностей

1)объединение усилий, координация совместных действий людей;

2)повышение эффективности индивидуальных действий людей, входящих в социальных общностей

3)удовлетворение потребности людей в солидарности для отстаивания своих интересов, выживания и совершенствования.

Какие же группы людей можно назвать социальной общностью?

Так, например, существует понятие статистическая категория.

Статистическая категория (номинальная социальная общность) – это совокупность людей, схожих между собой с какой-либо точки зрения и отличающихся с этой точки зрения от других (например, домохозяйки, пенсионеры, рабочие, русские, блондинки, астраханцы и т. п.).

Статистические категории нельзя причислять к социальным общностям, так как они выделяются на основе множества, по формальному признаку, социальные связи отсутствуют.

Под социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной связью. На основе двух типов социальных связей (социальный контакт и социальное взаимодействие) выделяются и два вида социальных общностей:

Социальный круг люди, между которыми существуют социальные контакты, т. е. социальные связи носят спорадический, нерегулярный характер. Можно говорить о круге соседей в поезде, круге знакомых, квазигруппе, аудитории и т. п.

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами социальных связей, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм. Квазигруппа обладает такими свойствами как анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Разновидностями квазигруппы выступают аудитория, фан-группа, толпа.

Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, телеаудитория). Социальная связь здесь выстраивается на передаче-приеме информации непосредственно или с помощью технических средств.

Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе и т.п.

Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом, идеей.

Социальная группа – это общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий. Социальные связи имеют регулярный, скоординированный характер.

7.2. Понятие, функции и классификация социальной группы.

Следует отметить, что существует огромное множество определений понятия «социальная группа». Приведем еще одно из них.


Социальная группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы». (М. Шоу).

Функции группы

1. Социализирующая, то есть группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни.

2. Инструментальная, то есть группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному.

3. Экспрессивная (выразительная), то есть в группе удовлетворяется стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию.

4. Поддерживающая, то есть люди объединяются в группы для ослабления неприятных чувств. Эксперименты Шахтера (1959 г.), Сарнофа и Ф. Зимбардо (1961 г.) показали, что если люди испытывают страх (внешний источник опасности), это способствует их объединению в группу. Если же они испытывают беспокойство (внутренний источник опасности), то объединение в группу не происходит.

Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп.

1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные.

Первичные группы – два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей.

Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения. Инструментальные связи, когда один человек является средством для другого, доминируют во вторичных группах. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.

Первичные группы – основные и для нас, и для общества, они составляют их фундамент и инструмент социального контроля. Они обеспечивают окружающую среду, в которой мы удовлетворяем большинство личных нужд.

В течение последних 200 лет теоретики общественных науки отмечали ослабление роли первичных групп в современном обществе. Они считали, что промышленная революция, развитие городов, возникновение корпораций привели к созданию крупной обезличенной бюрократии. Но социологические исследования, проводимые с 20-30-х гг. 20 в. (хотторнские эксперименты Мэйо, наблюдения за поведением людей во время стихийных бедствий Л. Киллиана (1952 г.) и др.), свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно в современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время, первичная группа оказалась вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.

Порой отношения во вторичных группах выдаются за отношения в первичных группах. Об этом пишет Хоманс в работе «Человеческая группа». Такое стремление к неформальным отношениям может приводить к ложной неформальности. Но ложное единство часто хуже формального, эту ситуацию Э. Фромм назвал «бегством от свободы».