Файл: "Особенности политики мотивации персонала корпораций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В В Е Д Е Н И Е

Эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Одной из большого основных проблем в менеджменте важную роль играет вопрос совершенствования управления персоналом корпорации. Любой руководитель знает, что необхо­димо побуждать людей работать, но при этом почему-то считает, что для них достаточно материального вознаграждения. Но данная политика не всегда бывает верной. В настоящее время в России ощущается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей целью и превратился в средство выживания. В таких условиях речь не может идти о качественном и высокопроизводительном труде, а так же развитии инициативы сотрудников и о формировании трудовой мотивации.

Управление персоналом включает в себя множество составляющих. Среди них такие как :

  • кадровая политика;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • социально-психологические аспекты управления;

Ключевым звеном является определение способов повышения производительности, а также стимулирование и мотивация сотрудников организации.

Руководитель, не имеющий определенного опыта, не сразу может заметить процесс потери интереса сотрудника к труду, его пассивность; первому приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными. В связи с этим эффективность организации падает.

Чтобы не допустить потерю прибыли в организации, руководство должно добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления «человеческим ресурсом» менеджеру необходимо выделить конкретные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он сможет воздействовать на психологическое состояние исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

Любой руководитель, который хочет добиться плодотворной работы и видимых результатов от своих подчинённых, должен не забывать о стимуле трудиться.

Мотивация персонала – это основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.

Актуальность проблемы мотивации одна из важнейших в наши дни. Главной особенностью многих компаний является ограниченность, а иногда и вовсе отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. Причина данной проблемы заключается в том, что система мотивации не учитывает особенностей конкретной организации. Комплекс мероприятий по мотивации каждого предприятия должен разрабатываться с учетом его специфики работы. Как правило, существуют два пути привлечения сотрудника к выполнению определенной задачи – принуждение и мотивация. Можно согласиться с тем, что принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижения результатов. Для компаний мотивационный механизм является определяющим фактором мотивации персонала на выполнение поставленных задач.


Объектом исследования является система мотивации акционерного общества «Эталон» ( АО «Эталон»).

Предметом исследования являются социально-экономические и организационные факторы, влияющие на эффективность системы мотивации персонала.

Целью является разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала в современных условиях на примере АО «Эталон».

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать теоретические основы и современные тенденции мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
  2. Дать характеристику деятельности АО «Эталон».
  3. Проанализировать систему мотивации персонала АО «Эталон».
  4. Разработать комплекс мероприятий направленный на совершенствование системы мотивации труда.

Для раскрытия темы курсовой работы использованы научные труды Анисимова О.С., В. Врума, Давыдова А.В., Зайцевой О.А., Радугина А.А., Барановой И.П., Маклакова А.Г., С.А. Шапиро, Суторминой Л.И.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивации персонала

1.1. Сущность понятия мотивации

В современном менеджменте большое значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности сотрудника. Соответственно, меняется и соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины соотношения отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.


Смысл мотивации заключается в выполнении персоналом работы в соответствии с поставленными ему правами и обязанностями.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. На данный момент попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, тем самым затрудняется практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабо развитой изученностью особенностей мотивации сотрудников, занятых в определенных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов, посвященных данной тематике, всё же был опубликован. Определенную помощь в изучении структуры мотивации и стимула персонала руководителям организации могут оказать социологические исследования, которые проводятся по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности на сегодняшний день.

При планировании и организации работы руководитель выявляет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда должен это выполнять. Если выбор этих решений сделан верно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих сотрудников и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители организации воплощают свои принятые решения в действия, осуществляя на практике основные принципы мотивации. Сотрудники, трудящиеся в современных организациях, обычно более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единой схемы выработки механизма эффективной мотивации сотрудников к труду. Эффективность мотивации всегда связана с конкретной ситуацией.

Мотивацию можно рассмотреть с разных сторон. С одной, под мотивацией понимают готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, сконцентрированную конкретно на достижение определенных целей. В понятие «мотивация» входят вопросы активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: зачем так, а не иначе поступает данный человек.[1] С другой стороны, мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.


Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.[2]

Авторское определение мотивации трудовой деятельности – это процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда сотрудников.

В данном определении сочетаются два основных фактора, принимаемых руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование.

Мотивация и стимулирование – это разные вещи, хотя и служат для достижения единой цели – повышения эффективности труда сотрудника. Процесс удовлетворения – это мотивационная политика, выстраиваемая руководством на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер – это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику и являющееся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных.

В первую очередь рассмотрим различие «стимула» и «мотива». Приведем три определения стимула.

Стимул – это остроконечная палка, которой погоняли животных.

Стимул (от лат. stimulus – стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.[3]

Стимул – физический раздражитель, воздействующий на орган чувств (рецептор).[4]

Из вышеперечисленных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Также стимулу свойственно «раздражать» органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Можно сказать в широком смысле, что стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, выгодному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Вывод заключается в том, что стимул задается человеку кем-то извне (рис. 1).

В отличие от стимула мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека; это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета.[5] Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как отмечал классик психологии А.Н.Леонтьев, лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. «Встреча потребности с предметом есть акт ... опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень»,[6] то есть в мотив. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, идет изнутри (рис. 2)


Объект в качестве стимула воспринимающий стимулирующее воздействие

автор
стимулирования
воздействия

действие в соответствии со стимулом

2 1

Рис.1 Стимулирующее воздействие

Внутренний план сознания человека актуальная потребность

Совокупность потребностей человека

Рис. 2 Мотивообразование

Подводя итоги, следует отметить, что путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование сотрудников.

Также необходимо учесть, что основными факторами эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. На предприятиях, где люди тесно взаимодействуют друг с другом, при использовании стимулов должны учитываться потребности и их удовлетворение, предприимчивость и интересы личности, даже характер и образ жизни. Тогда стимулирование будет реально действенным , а также личностно значимым.

1.2. Система мотивации персонала труда

В современной организации одной из главных задач является создание эффективной системы управления, в реализации которой огромную роль играет управление персоналом. В настоящее время в экономике сложилась достаточно непростая ситуация, которую можно назвать «кадровым голодом». Преобладает острая нехватка высококвалифицированных специалистов во многих отраслях. С каждым годом данная проблема осложняется ухудшающейся демографической ситуацией. В этих условиях качественно выстроенная система мотивации является важным звеном системы управления персоналом, особенно для быстрорастущих и динамично развивающихся компаний. [7]

Существует огромное количество мотивационных тенденций, из которых складывается понятие мотивации и которые свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения мотивации не существует. Разные авторы дают определение мотивации исходя из своего подхода к проблеме.