Файл: Основные функции в системе менеджмента (виды управленческих работ, необходимые для достижения организацией своих целей и задач).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Сущность и взаимосвязь функции управления

Глава II. Планирование

Принципы организационной структуры управления, следует учитывать ряд принципов:

Мотивация как функция управленческого процесса

Контроль как функция менеджмента.

Глава III.Требования системы менеджмента.

Системы менеджмента предприятия

Система экологического менеджмента.

Глава IV.Основные системы менеджмента.

Система целей менеджмента.

Внедрение системы менеджмента.

Глава V. Этапы разработки и внедрения СМК

Процесс системы менеджмента

Классификация бизнес-процессов

Разработка систем менеджмента

Система менеджмента безопасности

Аудит системы менеджмента

Аудит системы менеджмента качества на предприятии

Современные системы менеджмента

Анализ системы менеджмента.

Система принципов менеджмента

Заключение

Библиография

Классификация бизнес-процессов

Выявление бизнес-процессов, создающих ценность, является ключевой и достаточно сложной задачей менеджмента качества. Одним из методических средств решения этой задачи является классификация бизнес-процессов.

Все бизнес-процессы по степени их влияния на получение добавленной ценности могут быть подразделены на следующие виды:

базовые (основные) процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг;

обеспечивающие процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов;

процессы менеджмента, результатом которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов.

Базовые процессы образуют фундамент для формирования ценности продукции и определяют выходные результаты деятельности организации. Эти процессы стратегически важны для успешного бизнеса организации и прямым образом влияют на удовлетворение потребителей. Базовые процессы непосредственно связаны с физическим созданием продукции, её доставкой, а также с послепродажным сервисом.

Через базовые бизнес-процессы реализуется миссия организации, на их основе формируется организационная структура, определяется набор обеспечивающих процессов и процессов менеджмента, по отношению к которым основные бизнес-процессы выполняют задающую роль, поскольку без них остальные бизнес-процессы просто теряют смысл. Но между основными процессами с одной стороны и обеспечивающими процессами и процессами менеджмента с другой стороны имеется не только прямая, но и обратная связь. Задающая роль основных процессов не может быть эффективно реализована (т.е. обеспечен максимум добавленной ценности), если не будет определен адекватный её комплекс обеспечивающих процессов и процессов менеджмента, настроенный на решение конкретных задач организации в бизнесе в каждый дискретный момент времени.

Базовые процессы среди всей совокупности процессов являются наиболее консервативными, ибо их перестройка, исходя из условий и требований рынка, сопряжена с наибольшими стоимостными и временными затратами. Например, переход на выпуск новых видов продукции требует значительных капитальных вложений в основные фонды, их монтаж и доведение до проектной мощности. Обратная связь основных процессов с обеспечивающими и процессами менеджмента реализуется через формирование необходимой организационной структуры, которая (с учетом фактора внешней кооперации) в полной мере обеспечивает текущее функционирование основных процессов, а при необходимости - их реинжиниринг. По своему характеру основные процессы являются горизонтальными, так как пронизывают всю производственную деятельность организации по горизонтали и объединяют весь бизнес.


В отличие от базовых обеспечивающие (иногда их называют поддерживающими) процессы и процессы менеджмента являются по своему характеру вертикальными, так как отражают деятельность организации по вертикали в соответствии с её структурой и формой взаимодействия руководителей функциональных подразделений. Хотя эти процессы лишь опосредованно добавляют ценность продукции, некоторые из них могут быть также значимы, как и базовые процессы, когда их выполнение стратегически важно для целей бизнеса организации. В современной рыночной практике организацией реализуется от 6 до 20 таких значимых бизнес-процессов. Наиболее типичными из них являются: изучение спроса (потребностей) и ожиданий потребителей; закупки; обслуживание продукции; менеджмент персонала; менеджмент финансов и др.

Наиболее мобильными, постоянно адаптирующимися к изменяющимся условиям бизнеса являются процессы менеджмента, призванные обеспечивать постановку и реализацию целей и задач организации, а также взаимосвязь и оптимизацию всех бизнес-процессов.

Каждый бизнес-процесс может состоять из ряда подпроцессов (субпроцессов) различной степени сложности, которые в свою очередь могут дробиться на процессы более низкого уровня, вплоть до индивидуальной деятельности.

Приведенная классификация бизнес-процессов в рамках системы менеджмента качества позволяет обеспечить взаимосвязь специфических интересов руководителей функциональных подразделений и руководителей отдельных бизнес-процессов и нацелить их на решение общих задач бизнеса организации. Вместе с тем, подход к процессам системы менеджмента качества как к бизнес-процессам в полной мере согласуется с позицией ИСО/ТК 176.

С учетом изложенного концепция процессного подхода может быть охарактеризована как концентрация усилий менеджмента организации на бизнес-процессах, которые обеспечивают создание потребительской ценности продукции.

Разработка систем менеджмента

Первой стадией в создании систем управления качеством является предпроектная подготовка организационного проектирования систем управления качеством Предпроектная подготовка оргпроектирования системы управления качеством среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы.

Содержание работ:


1. Подготовка и подписание приказа директором, служащего правовой основой создания проекта системы управления качеством на предприятии.

2. Координация работ через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданного штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее руководство всеми работами в этой области.

3. Повышение квалификации, обучение и подготовка кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и другой нормативно-методической и нормативно-технической документации, их применение на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приоритетным перед другими результатами деятельности предприятия.

4. Определить содержание программы предпроектного анализа действующей на предприятии системы с использованием системного подхода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей фактических результатов деятельности предприятия в этой области.

5. Сформировать и затем подобрать полный комплект нормативно-технической, нормативно-методической документации и другой специальной документации и авторитетной отечественной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки технических заданий на создание системы управления качеством. Эту работу следует осуществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы создания систем, привлекать специальные подразделения и службы информации.

6. Подготовить план-график работ по созданию систем управления качеством. Его разработку следует начинать с определения перечня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполнителям. План-график утверждается директором предприятия.

7. Проанализировать действующую на предприятии систему управления качеством. Цели анализа достигаются выполнением той программы, которая намечена. При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого показателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.


8. Разработка технического задания на проектирование системы управления качеством. Техническое задание устанавливает требования к разрабатываемым системам и порядку их создания.

Естественным продолжением предпроектной подготовки являются работы по проектированию и реализации проектных материалов непосредственно на предприятии.

Непосредственно при проектировании рабочего проекта осуществляется:

1. Подбор комплекта нормативно-технической, нормативно-методической документации и другой необходимой литературы и документации, образцов-аналогов подобных систем.

2. Разработка проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов. В малых предприятиях можно ограничиться разработкой первой редакции "Общее руководство по качеству". В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы управления качеством, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем состоянии и ее улучшения.

3. Разработать соответствующие конкретные мероприятия (научного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению системы управления качеством. Он формируется на основе суммирования мероприятий по каждому разработанному проектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в техническом задании на систему. В плане следует предусматривать мероприятия по сертификации продукции и системы управления качеством. Все планы мероприятий должны быть согласованы и утверждены.

4. Осуществление комплексной оценки эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы управления качеством, уточнение расчетов технико-экономического обоснования создания системы, проведенного на этапе составления технического задания, с учетом более конкретных исходных данных.

5. Оформление рабочих проектов:

титульный лист;

ведомость документации (перечень нормативно-технической, нормативно-методической документации и руководства по качеству) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия;

сводный перечень используемых в документации рабочего проекта нормативно-технической, рабочей и нормативно-методической документации со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта;


комплект документации рабочего проекта, относящийся к системе управления качеством (утвержденные в процессе разработки или ранее, но принятые к использованию без каких-либо доработок);

план мероприятий по внедрению системы управления качеством;

расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы;

пояснительная записка, содержащая следующие разделы: основание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработки рабочего проекта; краткую характеристику производственно-хозяйственной системы предприятия; проектные решения и обоснования их принятия; состав рабочего проекта (с указанием места проектных решений в соответствующих документах рабочего проекта); источники информации (список использованных литературных источников).

6. Организация рецензирования рабочего проекта, а в необходимых случаях - и экспертизы. Результаты объективного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучшении его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы управления качеством.

Заключительной стадией создания системы управления качеством является стадия реализации (внедрения) организационных проектов, от которой во многом зависит эффективность и достижение целей каждой системы.

Эта стадия состоит из следующих этапов:

1. Издание приказа о введении в действие утвержденной проектной документации как системы управления качеством, а также о выполнении мероприятий по их внедрению. В приказе следует указать задачи руководства предприятием и рабочих структур системы управления качеством, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты;

2. Выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систему является официальным признанием функционирования эффективной системы обеспечения надлежащего качества;

3. Стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществлять всемерно, совмещая их с мероприятиями по внедрению различного характера инноваций и новой техники.

Контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы управления качеством, который должен включать:

1. Контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить координационно-рабочая группа и руководители системы управления качеством. Формы отражения контроля могут быть различными (например, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.);