Файл: Основные функции в системе менеджмента (виды управленческих работ, необходимые для достижения организацией своих целей и задач).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Сущность и взаимосвязь функции управления

Глава II. Планирование

Принципы организационной структуры управления, следует учитывать ряд принципов:

Мотивация как функция управленческого процесса

Контроль как функция менеджмента.

Глава III.Требования системы менеджмента.

Системы менеджмента предприятия

Система экологического менеджмента.

Глава IV.Основные системы менеджмента.

Система целей менеджмента.

Внедрение системы менеджмента.

Глава V. Этапы разработки и внедрения СМК

Процесс системы менеджмента

Классификация бизнес-процессов

Разработка систем менеджмента

Система менеджмента безопасности

Аудит системы менеджмента

Аудит системы менеджмента качества на предприятии

Современные системы менеджмента

Анализ системы менеджмента.

Система принципов менеджмента

Заключение

Библиография

Специфические условия рынка в России порождают своеобразные союзы неплатежеспособных промышленных предприятий – «депрессивные картели» появились, к примеру, в Нижнем Новгороде. В рамках этих объединений родственные предприятия договариваются при содействии администрации о своем добровольном сокращении при сохранении части наиболее эффективных и конкурентоспособных мощностей. Освободившиеся мощности продаются малому и среднему бизнесу, перепрофилированным компаниям других отраслей.

Анализ системы менеджмента.

Анализ системы менеджмента в организации необходим абсолютно любой организации, если ее руководство стремится к наиболее продуктивной работе. Эффективность работы системы менеджмента качества напрямую зависит, в первую очередь, от эффективной деятельности организационных структур управления. К примеру, линейно-функциональные структуры менеджмента лучше всего организуют отлаженную деятельность в стабильной среде, а дивизиональные являются наиболее работоспособными в среде динамичной, потому что они имею возможность осуществлять разнообразные гибкие действия. Качество менеджмента в организации должно быть тем выше, чем больше структура всего управления соответствует всякого рода внутренним и внешним обстоятельствам. Анализируя систему менеджмента, нужно помнить о том, что эффективность деятельности управленческих структур сводится к ряду факторов, которые обеспечивает руководство предприятия. Осуществляя анализ системы менеджмента в организации, необходимо учитывать эти факторы.

Анализ системы менеджмента в организации необходим абсолютно любой организации, если ее руководство стремится к наиболее продуктивной работе. Эффективность работы системы менеджмента качества напрямую зависит, в первую очередь, от эффективной деятельности организационных структур управления. К примеру, линейно-функциональные структуры менеджмента лучше всего организуют отлаженную деятельность в стабильной среде, а дивизиональные являются наиболее работоспособными в среде динамичной, потому что они имею возможность осуществлять разнообразные гибкие действия. Качество менеджмента в организации должно быть тем выше, чем больше структура всего управления соответствует всякого рода внутренним и внешним обстоятельствам. Анализируя систему менеджмента, нужно помнить о том, что эффективность деятельности управленческих структур сводится к ряду факторов, которые обеспечивает руководство предприятия. Осуществляя анализ системы менеджмента в организации, необходимо учитывать эти факторы.


К таким факторам можно отнести:

во-первых, взаимодействие всех функциональных подразделений компании для достижения общих целей;

во-вторых, надежность управленческих коммуникаций снизу вверх и сверху вниз, а также всевозможных горизонтальных производственных связей между различными функциональными подразделениями;

в-третьих, следование принципу единоначалия во всех имеющихся звеньях управления вместе со специальным принципом разделения ответственности и прав в существующих рамках демократизации управления;

в-четвертых, определенную преемственность и стабильность в руководстве, необходимое следование выработанным в организации правилам и приемам, ритму работы;

в-пятых, способность довольно быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий работы, всячески совершенствовать методы и способы управленческих действий, видоизменять свою собственную структуру прежде, чем она станет «тормозить» развитие организации.

В целом, разработка системы менеджмента качества и структуры управления в организации, а также составление положений о различных подразделениях и распределение функций между этими подразделениями не являются крайне сложными задачами, однако здесь надо помнить, что абсолютно любое предприятие не будет работать максимально эффективно, когда в ней полностью отсутствует четкое распределение персональной ответственности и обязанностей.

Анализ системы менеджмента в организации позволяет, кроме того, дать правильную оценку эффективности работы. Эта оценка представляется важнейшим элементом разработки всякого рода плановых и проектных решений, которые позволяют определить степень прогрессивности и рациональности действующей модели менеджмента, и проводится с целью дальнейшего выбора наиболее оптимального варианта структуры или, к примеру, способа её совершенствования. Степень соответствия системы менеджмента необходимым стандартам должна оцениваться уже на стадии проектирования, когда осуществляется анализ систем управления организации для различного планирования и проведения мероприятий по усовершенствованию управления.

В целом, при анализе системы менеджмента в организации учитываются:

во-первых, взаимосвязи, которые возникают в процессе управления;

во-вторых, политика руководства организации, выбранный им стиль и методы управления, влияющие на человеческое поведение;

в-третьих, существующая система функций и полномочий сотрудников предприятия на разных уровнях менеджмента.


При этом принципиальное для оценки и анализа значение имеет выбор эталона для сравнения, который принимается за нормативный.

Интегрированная система менеджмента

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое.

За последние годы многие организации все чаще внедряют несколько ИСМ, с целью активного развития и повышения уровня конкурентоспособности.

Наиболее распространенными составляющими ИСМ организации являются система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001, система экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001, система управления охраной труда по ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001), а также другие системы менеджмента.

Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом.

Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирует действия внутри организации.

Интегрирование систем менеджмента, которые отвечают требованиям одновременно нескольких международных стандартов, является перспективой для стабильного развития организации или предприятия.

Важно отметить, что сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) наиболее оптимально позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр.

В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью.

Не вызывает сомнений, что внедрение группы стандартов как интегрированной системы более экономично и эффективно по сравнению независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента. Однако, несмотря на актуальность проблемы и эффективность внедрения ИСМ, в литературе встречается крайне мало рекомендаций по этому вопросу.

Модель интегрированной системы менеджмента, кратко описанная в рамках настоящей статьи, может применяться на предприятиях практически любых отраслей и форм собственности. Это обусловлено, в первую очередь, межотраслевым характером стандартов, требования которых интегрированы.


Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом. Далее будут рассмотрены преимущества ИСМ.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;

запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;

сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;

длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;

большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов. Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу построения ИСМ.

Построение интегрированной системы менеджмента, что называется "с нуля", должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.

Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации. Помимо этого, методология IDEF0 принята Госстандартом России в руководящем документе "РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования". Документ описывает семантику нотации IDEF0, правила и методику структурированного графического описания процессов и является правовой базой для применения этой методологии в России.


Ниже приведен алгоритм, в соответствии с которым была построена модель:

последовательный анализ вышеназванных стандартов с целью выявления требований относительно процессов, которые должны присутствовать в системе менеджмента организации;

анализ связей между процессами (определение потоков документации, информации, ресурсов, объединяющих процессы в систему);

выявление общих требований трех стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ;

последовательная декомпозиция процессов интегрированной системы менеджмента, необходимая для включения в модель всех требуемых процессов;

анализ и построение системы взаимосвязей процессов ИСМ;

проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение выявленных несоответствий;

ниже приведена модель ИСМ, построенная по вышеприведенному алгоритму, интегрирующая требования упомянутых стандартов.

Общая глубина декомпозиции модели достигает 5 уровней, однако регламент настоящей статьи не позволяет привести модель полностью, а также дать развернутый комментарий к каждому из представленных процессов.

Сегодня крупные компании все чаще внедряют несколько систем менеджмента, основанных на международных стандартах ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000. Совокупность сертификатов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000 как раз и представляет собой Интегрированные системы менеджмента.

Система принципов менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Заключение

В завершении курсовой работы я бы хотел отметить, что анализ доступной современной литературы и практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании разнообразных определений основных функций менеджмента.

Концепция нашего российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации.