Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой системы РФ
1.1. Сущность финансовой системы. Финансовые потоки как основа финансовой системы
1.2 Структура системы государственного управления финансовыми ресурсами
1.3. Характеристика основных государственных финансовых институтов финансовой системы РФ
2. Анализ современного состояния системы государственного управления финансовыми ресурсами
2.1 Государственный бюджет на современном этапе развития рыночных отношений
2.2 Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ
2.3 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг
В конце 2017 г. федеральное правительство начало реализовывать меры антикризисной поддержки экономики, наиболее крупной из них с точки зрения финансового объема стал выпуск ОФЗ для докапитализации банковской системы в размере 1 трлн. руб.
Доходы бюджета расширенного правительства в 2018 г. превысили объемы 2017 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении и достигли 37,2% ВВП (26371,1 млрд. руб.) по сравнению с 36,1% ВВП годом ранее (24082,4 млрд. руб.).
Расходы бюджета расширенного правительства выросли до 38,3% ВВП (27215,9 млрд. руб.), в то время как в 2017 г. их объем составил 37,3% ВВП (24931,1 млрд. руб.).
Было принято принципиальное решение о выделении средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инфраструктурные проекты для обеспечения экономического роста. Однако остались существенные вопросы к отбору подобных проектов и оценке их реальной эффективности с точки зрения обеспечения долгосрочного роста.
Характеризуя деятельность Центрального Банка РФ за анализируемый период можно отметить следующее.
. Банк России при реализации денежно-кредитной политики столкнулся с рядом глобальных вызовов.
Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отказавшись от интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины и проведения регулярных интервенций на границах указанного интервала и за его пределами. При этом ЦБ РФ существенно увеличил свое присутствие на валютном рынке, осуществляя значительные операции по продаже иностранной валюты.
ЦБ РФ постепенно совершенствовал механизм денежно-кредитной политики, основанный на управлении процентными ставками. В частности, 3 февраля были введены операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности в связи с отменой ежедневных аукционов РЕПО сроком 1 день.
Банк России принял решение о внедрении нового механизма рефинансирования кредитных организаций, в соответствии с которым регулятор предоставляет кредиты банкам на срок до 3 лет включительно по ставке 6,5% годовых.
Анализ зарубежного опыта государственного управления финансовыми ресурсами выявил следующее.
В большинстве развитых зарубежных стран преобладает модель управления финансовыми ресурсами предполагающая ограничение роли государства или «концепция предложения».
Критический анализ зарубежных моделей осуществления финансового контроля позволяет сделать вывод:
- во-первых, о наличии единых задач и общих принципов в организации работы органов контроля с учетом национальной специфики, экономических условий и исторического развития;
- во вторых, об отсутствии единого и общего подхода к проблемам организации контроля и проведения аудита государственных финансов в мире.
Таким образом, международная практика свидетельствует, что органы государственного финансового контроля могут достаточно эффективно существовать и функционировать на основе, казалось бы, противоположных, взаимоисключающих и противоречащих друг другу принципов и подходов.
Особое внимание в современных условиях хозяйствования должно быть уделено стабилизационной финансовой политики:
- во-первых, стабилизационная финансовая политика за рубежом является неотъемлемым элементом в общей экономической политике государства, направленной на достижение устойчивости социально-экономического развития национальных экономик;
- во-вторых, стабилизационная финансовая политика стран, экономики которых сильно зависят от цен на экспортируемые сырьевые товары, будет иметь свою специфику, что выражается в формировании государственных финансовых резервов и зачислении их в специально создаваемые фонды – суверенные фонды благосостояния.
Ключевые проблемы государственного управления финансовыми ресурсами в РФ следующие: отсутствие устойчивости и несбалансированность федерального бюджета; устаревание системы межбюджетных отношений; проблема низкой эффективности бюджетных расходов.
Первостепенной мерой, призванной обеспечить долгосрочную устойчивость всей бюджетной системы РФ и противодействие бюджетным рискам должно стать применение механизма ограничения роста расходов федерального бюджета, а также восстановление достаточных объемов резервов.
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов может стать развитие государственных и муниципальных программ.
Список использованной литературы
- Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: Питер, 2012. – 768с.
- Аванесян М.Г. Влияние процессов международной интеграции на финансовую систему России // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 3(82). - С. 14-16.
- Акиньшин М.В. Эффективность как источник развития финансового менеджмента, преемственность моделей управления государственными финансами // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 4. - С. 218-222.
- Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2014. – 780с.
- Ахраменко Г.О. Меры по улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами // Theoretical & Applied Science. 2015. - № 1(21). - С. 64-67.
- Балихина Н.В., Косов М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2014. - № 1. - С. 37-43.
- Бахилина Н.В., Косов М.Е. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 303с.
- Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 609с.
- Белотелова Ж.С., Белотелова Н.П. Финансы: Учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и Ко», 2013. – 384с.
- Берзон Н.И. Финансы: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 590с.
- Бехер В.В. Принцип эффективности использования бюджетных средств: правовой и экономический взгляд // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - № 30. - С. 101-108.
- Бисеринкина Е.И. Финансирование государственных унитарных предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 5. - С. 228-231.
- Бобошко Н.М. Государственное управление финансово-кредитной системой // Транспортное дело России. - 2014. - № 3. - С. 120-121.
- Богославцева Л.В. Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 23. - С. 33-41.
- Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 1. - С. 25-43.
- Бусыгин К.Д. Контроль и надзор в системе государственного управления: пути развития // Экономика и социум: современные модели развития. - 2014. - № 8. - С. 29-54.
- Веремеенко И.И. Финансово-правовое регулирование в системе государственного и муниципального управления: предмет, особенности // Право и управление. - XXI век. - 2012. - № 3(24). - С. 27-35.
- Верещака И. Формирование и экономическая сущность государственного долга как составляющей сферы государственных финансов // Схiд. - 2014. - № 5(131). - С. 10-14.
- Глушко Е.К. Управление государственными финансами: программы и их реализация (вопросы права) // Lex Russica. - 2014. - Т. XCVI. - № 9. - С. 1023-1030.
- Давыдов М.Д. Бюджетирование и управление государственными финансами // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 3(77). - С. 15-17.
- Джураев Б.М. Необходимость государственного управления финансово-кредитной системой // Кишоварз. - 2012. - № 1. - С. 50-51.
- Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: зарубежный опыт // Финансы и кредит. - 2011. - № 43(475). - С. 69-75.
- Евдокимова Ю.В. Оптимизация процесса управления государственными финансами РФ // Экономика и эффективность организации производства. - 2013. - № 18. - С. 5-8.
- Кадомцева С.В. Государственные финансы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 352с.
- Кайгородов А.Г., Хомякова А.А. Бюджетные инвестиции как инструмент государственной поддержки финансового оздоровления предприятий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 67-71.
- Коблова Д.В. Специфика управления финансами государственных бюджетных организаций // Апробация. - 2015. - № 3(30). - С. 23-25.
- Ковалева Т.М. Финансы и кредит: Учебник. – М.: КноРус, 2013. – 360с.
- Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 225-227.
- Коляда Т.А. Финансирование расходов на экономическую деятельность в контексте реализации современной бюджетной политики государства // Экономика промышленности. - 2014. - № 3(67). - С. 13-24.
- Котова А.А. Тенденции российского финансового рынка и условия интеграции в мировую финансовую систему // Вопросы современной экономики. - 2013. - № 2. - С. 203-242.
- Кривогов И.В., Беленчук А.А. Бюджет и бюджетная система. – М.: Юрайт, 2011. – 777с.
- Литвиненко А.Н., Амаглобели Н.Д., Титов В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 375с.
- Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М: «Дашков и Ко», 2013. – 640с.
- Овчинников Г.П., Яковлева Е.Б. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. – 368с.
- Попова Д.Г. Современные инструменты размещения временно свободных средств федерального бюджета // Научные записки молодых исследователей. - 2015. - № 2. - С. 25-29.
- Рамазанов Р.А.М. Управление финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. - № 1(49). - С. 42-47.
- Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 36). – М.: Издательство института Гайдара, 2015. – 576с.
- Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика. Монография. – М.: Социум, 2010. – 420с.
- Свиридов А.В. Управление государственными финансами в странах с переходной экономикой // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 18. - С. 329-338.
- Скрябин О.О., Костюхин Ю.Ю., Анисимов А.Ю. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: МИСиС, 2013. – 88с.
- Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Репин И.В. Источники и основания государственных политик в России. Монография. – М.: Научный эксперт, 2010. – 264с.
- Ткебучава Е.Б. Состояние системы государственного управления финансами // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 160-163.
- Фадейкина Н.В. Модернизация систем учета, финансового менеджмента, контроля и аудита в секторе государственного управления // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 4(99). - С. 68-80.
- Фейгельман Н.В. Бюджетная политика РФ: анализ качества и векторы развития // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 72-75.
- Шакирова Р.К. Программные документы о развитии налоговой системы России // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-5. - С. 152-155.
- Шегурова В.П., Желтова М.Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 209-212.
- Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Строганова С.М. Качество и успешность государственных политик и управления. Сер. Политическая аксиология. – М.: Научный эксперт, 2012. – 496с.
- Официальный сайт Министерства Финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
- Официальный сайт Федеральное Казначейство РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Приложение 1
Стратегическая карта ФНС России на 2014-2018 гг.
Цели |
Задачи |
Мероприятия |
1. Ожидания общества, бизнеса, Правительства Российской Федерации |
||
1.1. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах |
1.1.1. Противодействие уклонению от уплаты налогов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и применения в сделках цен, соответствующих рыночным |
Развитие инструментов и методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств |
Создание в общественном мнении негативного восприятия уклонения от налогообложения и незаконной минимизации налоговых обязательств. Активная деятельность по информированию налогоплательщиков о нововведениях, упрощающих ведение бизнеса и соблюдение налоговых обязательств |
||
Совершенствование аналитических инструментов налогового контроля, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы, в т.ч. в связи с использованием цен, не соответствующих рыночному уровню, в сделках между взаимозависимыми лицами |
||
Внедрение системы управления рисками в налоговом администрировании |
||
Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере выявления налоговых правонарушений и обеспечения возмещения ущерба государству |
||
Совершенствование международного сотрудничества в сфере налогового контроля, в том числе международного обмена информацией для целей налогового контроля; переход на автоматический обмен информацией |
||
Выработка подходов и предложений по формированию нормативной базы в целях налогообложения электронной коммерции |
||
Повышение эффективности деятельности комиссий по легализации налоговой базы |
||
Переход к новой системе функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн |
||
Совершенствование системы управления задолженностью по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджетную систему Российской Федерации |
Продолжение приложения 1
1.1.2. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров |
Повышение качества доказательственной базы по принятым решениям налоговых органов |
|
Повышение качества представления интересов государства в судах по принятым решениям налоговых органов |
||
Формирование единой методологической позиции налоговых органов в рамках устранения противоречий и прецедентов двойного толкования действующего налогового законодательства |
||
Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров для объективного рассмотрения и принятия решений по жалобам налогоплательщиков и снижение числа споров с участием налоговых органов в арбитражных судах за счет их разрешения в досудебном порядке |
||
Размещение на сайте ФНС России обзоров правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу судебных решений о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) ФНС России |
||
1.2. Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей |
1.2.1. Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком |
Снижение трудоемкости подготовки и представления налоговой отчетности, в том числе: детализация затрат времени (аудит), необходимого налогоплательщикам на формирование налоговой отчетности (установление системы замера времени); |
формирование предложений по сокращению временных и финансовых затрат подготовки и представления налоговой отчетности |
||
Стандартизация и унификация форм документов, предоставляемых на бумажных носителях и в электронном виде, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации |
||
1.2.2. Расширение спектра сервисных услуг и повышение качества информирования налогоплательщиков |
Развитие интернет-сервисов |
|
Развитие контакт-центров |
||
Стандартизация обслуживания налогоплательщиков |
||
Переход на экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков при их личном визите в налоговый орган |
Продолжение приложения 1.
1.2.3. Совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи |
Внедрение автоматизированного предоставления налогоплательщикам информации о состоянии расчетов с бюджетом. Проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками в части перехода на взаимодействие с налоговыми органами в электронном виде |
|
Совершенствование установленных ФНС России форматов счета-фактуры, журналов полученных и выставленных счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур книг покупок и книг продаж и др. |
||
Разработка и утверждение электронных форматов первичных учетных и других документов |
||
Предоставление налогоплательщикам возможности представления в налоговые органы в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС вместо бумажных документов (реестров) реестров в электронной форме |
||
1.2.4. Сближение налогового и бухгалтерского учетов |
Разработка и предложение обоснованной модели исчисления налоговой базы, оптимальной с точки зрения минимизации количества расхождений в правилах бухгалтерского и налогового учетов без рисков и проблем налогового администрирования |
|
1.3.Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом |
1.3.1. Совершенствование процедур государственной регистрации |
Оптимизация процедур государственной регистрации и сопутствующих процедур |
Расширение возможностей онлайн-регистрации |
||
1.3.2. Развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе для снижения конфликтности при предоставлении ФНС России государственных услуг, законного и обоснованного вынесений решений регистрирующим органом и снижения споров с участием регистрирующих органов, рассматриваемых в судебном порядке |
|
1.3.3. Обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов |
Проведение оценки регулирующего воздействия, общественного обсуждения проектов НПА, обеспечение независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА и общественного мониторинга правоприменения |
|
Организация обсуждения актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и налогового администрирования в рамках заседаний Общественного совета при ФНС России и встреч с экспертным сообществом |