Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Характеристика государственных муниципальных предприятий

Вид унитарного предприятия

Характеристика объекта

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие

Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую роль в создании валового внутреннего продукта играют, тем не менее, финансы коммерческих предприятий.

Финансы коммерческих предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности.

Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны иллюстрируется рисунком 4 [9, c. 35].

Финансы некоммерческих организаций это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач.

Роль финансов коммерческих организаций

Являются основным источником образования централизованных денежных фондов

Являются главным направлением регулирующих действий государственных органов власти

Являются ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств

Являются основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей

Являются ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта

Рис.4. Роль финансов коммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств – система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно­го потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования.


Финансы индивидуальных предпринимателей совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск [4, c. 24].

Остановимся теперь на таком понятии как государственные финансовые потоки.

Под финансовыми потоками государства следует понимать оцененное в денежном выражении движение (изменение количества, стоимости, пропорций, перераспределение между любыми институциональными единицами экономики - секторами, хозяйствующими субъектами и пр.) любых элементов государственного имущества или объектов государственных имущественных прав и соответственно любых источников их формирования (финансирования).

Такое движение может быть как положительным (влекущим увеличение совокупных активов государства, наращение его финансово - хозяйственного потенциала), так и отрицательным.

Государственные финансовые потоки отражают отношения между участниками экономических процессов по поводу распределения, обмена продуктами экономической деятельности.

Охарактеризуем далее финансовые потоки и отношения, связывающие государство с отдельными субъектами финансовой системы, и укажем на возможность управления этими потоками, их регулирования со стороны государства.

Государство в лице федеральных, субфедеральных, муниципальных органов взимает с хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, предпринимателей) налоги, пошлины, платежи в виде, например, платы за природные ресурсы, арендную плату в случае сдачи в аренду государственной собственности, а также оплату за оказываемые услуги государственных органов.

Изменяя виды налогов и ставки налогообложения, тарифы, цены на услуги, государство регулирует поступающие в бюджет финансовые потоки. Естественно, что государство стремится получить от хозяйствующих субъектов предусмотренные законом и договорами платежи.

Обратный финансовый поток от государства к хозяйствующим субъектам включает оплату государственных закупок, то есть выплату из бюджета предприятиям, организациям денежных средств за изготовленные по заказу государства товары, выполненные услуги.

Государство вправе выделять хозяйствующим субъектам денежные ассигнования в форме возмездных и безвозмездных кредитов, предоставлять им дотации, устанавливать льготы по налогам и платежам. Предлагая определенный объем заказов, устанавливая цены на заказные работы и выполняемые для государства услуги, используя обширные возможности предоставления государственных льгот, государство способно оказывать регулирующее воздействие на поток денежных средств из государственной казны, поступающий в распоряжение хозяйствующих субъектов.


Понятно, что увеличение этих средств ограничено наличием их в бюджете государства и во внебюджетных источниках.

Государство частично пополняет свои финансовые ресурсы за счет домашних хозяйств, взимая налоги с физических лиц на доходы и имущество, получая плату за предоставляемые населению платные государственные услуги, а также проценты за предоставленный государственный кредит.

Денежный поток от домашних хозяйств к государству формируется и за счет разных платежей, сборов, проведения лотерей, продажи государственных ценных бумаг физическим лицам

Интенсивный поток денежных средств от государства к населению включает государственные трансферты, идущие на выплату пособий, пенсий, стипендий разным категориям населения.

Государство может также предоставлять кредиты населению, должно выплачивать проценты по государственным ценным бумагам, выигрыши по лотереям, выкупать ценные бумаги с истекшим срокам обращения.

Регулируя уровни оплаты труда государственных служащих и их количество, величины пенсий, пособий, стипендий, выплачиваемых из средств бюджета и государственных внебюджетных источников (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), государство обладает возможностью расширять и сужать денежный поток «государство - население».

Аналогичным образом, воздействуя на виды и ставки налогов, платежей, тарифы на государственные услуги, государство влияет на поток «население - государство».

Все основные субъекты финансовых связей и отношений участвуют во внешних финансовых связях, т.е. связаны финансовыми потоками с другими странами. В целом такие потоки представляют вывоз денежных средств за рубеж и приток их из других стран [12, c. 230].

1.2 Структура системы государственного управления финансовыми ресурсами

В рамках данного вопроса кратко остановимся на понятии финансов и финансовых ресурсов.

Финансы опосредуются совокупностью финансовых отношений, которые выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой и национальной системы хозяйствования, и включают в себя финансовые отношения:

  • с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;
  • с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;
  • на уровне отдельных экономических субъектов различных организационно-правовых форм и сфер деятельности;
  • с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы домашних хозяйств [8, c. 9].

В этой совокупности денежных отношений возникают многообразные взаимосвязи между государством и экономическими субъектами, между ними и внутри них, которым присуща своя специфика регулирования. Так, в практической финансовой деятельности можно выделить такие направления:

  • функционирование основных финансовых институтов - банков, страховых компаний, пенсионных фондов и т.д.;
  • фондовые рынки и связанная с ними инвестиционная деятельность;
  • собственно финансовый менеджмент организаций.

Первые два направления обычно рассматривают как финансовое окружение или финансовую инфраструктуру, обеспечивающую деятельность реального сектора экономики, третье - финансовый менеджмент непосредственно предприятия.

Частично характеристика структуры финансовой системы была дана раньше. Учитывая изложенное выше, финансовую систему РФ можно представить в виде следующей таблицы (таблица 2) [7, c. 13].

Таблица 2

Сферы и звенья финансовой системы

Сферы финансовой системы

Звенья, сектора

Финансы экономических субъектов

Финансы коммерческих организаций (хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий)

Финансы некоммерческих организаций (общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений)

Финансы индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица

Государственные и муниципальные финансы

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных фондов обязательного медицинского страхования

Местные бюджеты (городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов)

Финансы домашних хозяйств

Оплата по труду, разнообразные трансферты из других секторов экономики, доходы от собственности, предпринимательской и иной деятельности

Также структуру финансовой системы РФ может быть представлена в виде следующей схемы (рисунок 5) [21, c. 50].

Финансовая система

Финансы властных структур (государственные и муниципальные)

Финансы самостоятельных экономических субъектов

Система бюджетов


Внебюджетные фонды

Финансы предприятий и фирм

Финансы некоммерческих организаций

Финансы населения

Государственный бюджет

Местные бюджеты

Пенсионные фонды

Фонды социального страхования

Прочие фонды

Рис.5. Структура финансовой системы РФ

В свою очередь строение финансов властных государственных структур можно представить следующим образом (рисунок 6) [21, c. 51].

Финансы властных структур

Федеральные финансы

Региональные финансы

Финансы органов местного самоуправления

Федеральный бюджет

Внебюджетные фонды

Государственный кредит

Финансы государственных предприятий

Региональные финансы

Внебюджетные фонды

Кредит в регионах

Финансы государственных предприятий

Муниципальные бюджеты

Внебюджетные фонды

Муниципальный кредит

Финансы муниципальных предприятий

Рис.6. Строение финансов властных государственных структур

Охарактеризуем теперь процесс государственного управления финансовой системой.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

В современной экономической литературе существует немало определений понятия «управление финансами»:

  • управление финансами – это последовательная деятельность государственных органов и работников предприятия по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками;
  • управление финансами – это система, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений, фондов денежных средств и денежных потоков;
  • управление финансами – это управление источниками денежных средств и направлениями их использования [19, c. 1023].

Целью государственного управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы. Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Можно выделить следующие ключевые принципы государственного управления финансовыми ресурсами:

  • приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности;
  • самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • распределение функций - на основе распределения власти;
  • принцип гласности;
  • принцип плановости;
  • принцип законности;
  • участие граждан в деятельности государства и органов МСУ.