Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2018г. в условиях постепенного перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России принял ряд важных решений в области совершенствования системы своих процентных инструментов, а также повышения гибкости процесса курсообразования.

Отметим, что в условиях стремительного сокращения международных резервов, перехода регулятора к режиму плавающего валютного курса и таргетирования инфляции.

В 2018 г. ЦБ РФ постепенно совершенствовал механизм денежно-кредитной политики, основанный на управлении процентными ставками. В частности, 3 февраля были введены операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности в связи с отменой ежедневных аукционов РЕПО сроком 1 день.

25 апреля Банк России принял решение о внедрении нового механизма рефинансирования кредитных организаций, в соответствии с которым регулятор предоставляет кредиты банкам на срок до 3 лет включительно по ставке 6,5% годовых. В качестве обеспечения по данному механизму рефинансирования банки используют права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, получивших государственные гарантии. На начальном этапе новый механизм доступен только крупным банкам, величина собственных средств которых превышает 50 млрд. руб.

Целью данного инструмента является стимулирование инвестиционной активности, однако, по мнению специалистов, формирование «длинных» денег в экономике является задачей не центрального банка, а финансовой системы в целом.

Ситуация на валютном рынке в 2018 г. стала, пожалуй, главным вызовом для Банка России, так как резкое ослабление рубля сделало невозможным достижение целевого ориентира по инфляции и создало угрозу для финансовой стабильности.

2.3 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг

В 2018 г. рынок федеральных ценных бумаг переживал сложные времена. Введение международных санкций ограничило возможности для новых внешних заимствований, а повышение волатильности на внутреннем финансовом рынке сократило спрос на рублевые ОФЗ и привело к росту ставок заимствования. В условиях замораживания накопительной части пенсий в 2017-2018 гг. на внутренний рынок госдолга перестали поступать новые средства в виде пенсионных накоплений.

Проведенная в феврале 2017г. либерализация доступа на рынок ОФЗ нерезидентов за счет открытия счетов Евроклир и Клирстрим в НРД в условиях введения ограничений для европейских и американских инвесторов на приобретение государственных ценных бумаг Российской Федерации не только не помогла привлечь средства нерезидентов, но, скорее, существенно повысила риски внезапного оттока средств нерезидентов из ОФЗ.


В 2017 г. объем размещений ОФЗ-ГСО вырос с 833 млрд. руб. в 2016 г. до 1349 млрд. руб. или на 61,9%. Однако рыночные размещения ОФЗ составили всего 157,9 млрд. руб. по сравнению с 398,5 млрд. руб., предусмотренными в документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2018 гг.».

Основную часть эмиссии ОФЗ составили внерыночные выпуски, использованные в качестве средства докапитализации крупных банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Пытаясь повысить привлекательность государственных ценных бумаг в глазах инвесторов, в 2018 г. Минфин пошел на выпуск ОФЗ с переменным доходом, позволяющих проводить размещения госбумаг на волатильном рынке с повышенной доходностью при последующем ее понижении в среднесрочной перспективе.

По мнению Банка России, открытие в российском центральном депозитарии счетов номинального держателя для иностранных расчетно-клиринговых организаций в начале 2018 г. привело к значительному притоку иностранных инвестиций на внутренний рынок государственного долга. Иностранная инвестиционная база является достаточно диверсифицированной и включает участников, придерживающихся самых различных инвестиционных стратегий.

В 2017 г. доля нерезидентов в структуре владельцев ОФЗ достигла 24,9%. Столь быстрый рост доли нерезидентов на рынке ОФЗ был неожиданным даже для Минфина России. Согласно Основным направлениям государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2018 гг. ожидалось, что с указанный показатель повысится лишь до 10% в среднесрочной перспективе, а до 25% – в долгосрочной перспективе.

В условиях санкций и ожидаемого снижения суверенного рейтинга Российской Федерации со стороны трех ведущих международных рейтинговых агентств до уровня ниже инвестиционного в конце 2018 г. существенно выросли риски оттока средств нерезидентов из ОФЗ.

В январе 2017 г. на долю государственных структур и Банка России приходилось соответственно 27,7% и 30,2% сделок на бирже с госбумагами с учетом всех режимов торгов. Доля частных финансовых структур выросла с 33,3% в декабре 2017 г. до 42,1% в январе 2018 г. Это объясняется тем, что в условиях высокой волатильности рынка в 2018 г. Банк России более равномерно распределял рефинансирование в виде сделок РЕПО среди разных категорий банков.

В то же время крупнейшие государственные банки несколько снизили активность на данном сегменте рынка из-за возможности использования альтернативных каналов рефинансирования в Банке России в виде кредитования под залог нерыночных активов и рекапитализации за счет взносов ОФЗ в собственный капитал.


Сами по себе геополитические риски в связи событиями на Украине в первой половине 2017 г. не существенно повлияли на условия рынка суверенных долгов.

Однако после введения санкций, ограничивших возможности рефинансирования валютных долгов российских эмитентов и соответственно усиливших отток капитала из России, и начала снижения нефтяных цен.

Ослабление национальной валюты и рост кредитных рисков российских эмитентов в глазах иностранных инвесторов привели к росту стоимости заимствования на долговом рынке.

Доходность пятилетних суверенных еврооблигаций РФ выросла с 4,48% годовых по состоянию на 31.12.2016 г. до 7,34% на 31.01.2017 г., или в 1,6 раза.

Доходность наиболее ликвидных рублевых корпоративных облигаций, отражаемой в виде индекса IFX-bonds, рассчитываемого агентствами Интерфакс и CBonds, за данный период выросла с 8,24% до 15,92% годовых, или в 1,9 раза.

При этом размер рублевой доходности на внутреннем рынке долга во многом предопределялся ключевой ставкой Банка России, которая с 15 декабря 2017 г. по 2 февраля 2018 г. составляла 17,0% годовых, а со 2 февраля по настоящее время равна 15,0% годовых.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие ключевые выводы.

Бюджетная политика государства в 2018 году формировалась под воздействием следующих факторов:

  • снижение цен на нефть, которые остаются ключевым параметром для бюджетной системы страны;
  • действующие. санкции со стороны западных стран, которые способствовали снижению инвестиционной активности и доступности кредитных ресурсов.

По оценкам Минфина России, выпадающие доходы федерального бюджета в 2017 г. составили 150 млрд. долл. из-за падения цен на нефть и около 50 млрд. долл. из-за санкций.

На этапе планирования федерального бюджета на 2019 г. было принято решение о зачислении всей суммы страховых взносов в распределительную часть пенсионной системы, что позволило уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду.

В конце 2018 г. федеральное правительство начало реализовывать меры антикризисной поддержки экономики, наиболее крупной из них с точки зрения финансового объема стал выпуск ОФЗ для докапитализации банковской системы в размере 1 трлн. руб.

Доходы бюджета расширенного правительства в 2018 г. превысили объемы 2017 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении и достигли 37,2% ВВП (26371,1 млрд. руб.) по сравнению с 36,1% ВВП годом ранее (24082,4 млрд. руб.).

Расходы бюджета расширенного правительства выросли до 38,3% ВВП (27215,9 млрд. руб.), в то время как в 2017 г. их объем составил 37,3% ВВП (24931,1 млрд. руб.).


В 2018 году было принято принципиальное решение о выделении средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инфраструктурные проекты для обеспечения экономического роста. Однако остались существенные вопросы к отбору подобных проектов и оценке их реальной эффективности с точки зрения обеспечения долгосрочного роста.

Характеризуя деятельность Центрального Банка РФ за анализируемый период можно отметить следующее.

В 2018 г. Банк России при реализации денежно-кредитной политики столкнулся с рядом глобальных вызовов.

Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отказавшись от интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины и проведения регулярных интервенций на границах указанного интервала и за его пределами. При этом ЦБ РФ существенно увеличил свое присутствие на валютном рынке, осуществляя значительные операции по продаже иностранной валюты.

ЦБ РФ постепенно совершенствовал механизм денежно-кредитной политики, основанный на управлении процентными ставками. В частности, 3 февраля были введены операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности в связи с отменой ежедневных аукционов РЕПО сроком 1 день.

Банк России принял решение о внедрении нового механизма рефинансирования кредитных организаций, в соответствии с которым регулятор предоставляет кредиты банкам на срок до 3 лет включительно по ставке 6,5% годовых.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Особое значение в современных условиях хозяйствования приобретает государственное управления финансовой системой, что связано с рядом вызовов мировой экономической системой, таких как финансовые санкции, снижение цен на нефть и как следствие резкое снижение курса национальной валюты.

В рамках финансовой системы выделяют централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные финансы и выступают объектом государственного управления. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит. В тоже время децентрализованные финансы ощущают на себе косвенное государственное управления. Две этих сферы взаимодополняют друг друга.


Целью государственного управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы. Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Субъектами управления выступают: Президент РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ; Министерство Финансов РФ; Федеральная налоговая служба России; Казначейство России; Министерство экономического развития России; Центральный банк России; ФСФР России; ФТС России.

Воздействие государственной системы управления финансовым ресурсами осуществляется посредством финансовой политики, которая выступает основным инструментом воздействия.

Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование и прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Объекты государственного управления финансовыми ресурсами включают в себя: отношения по образованию и использованию бюджетных фондов на всех уровнях бюджетного управления; отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов на всех уровнях финансовой системы; отношения по образованию и использованию Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния; отношения по образованию и использованию страховых фондов.

Конечная цель государственного управления финансовыми ресурсами на всех уровнях финансовой системы – это обеспечение ее финансовой устойчивости.

Анализ фактического состояния бюджетной сферы и системы управления банковской системой позволил выявить следующее.

Бюджетная политика государства в 2018 году формировалась под воздействием следующих факторов:

  • снижение цен на нефть, которые остаются ключевым параметром для бюджетной системы страны;
  • действующие. санкции со стороны западных стран, которые способствовали снижению инвестиционной активности и доступности кредитных ресурсов.

По оценкам Минфина России, выпадающие доходы федерального бюджета составили 150 млрд. долл. из-за падения цен на нефть и около 50 млрд. долл. из-за санкций.

На этапе планирования федерального бюджета на 2019 г. было принято решение о зачислении всей суммы страховых взносов в распределительную часть пенсионной системы, что позволило уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду.