Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных экономических условиях значимость управления финансами существенно возрастает, поскольку рациональное взаимодействие государственных органов власти при распределении ресурсов создает возможности для наиболее эффективного достижения приоритетных задач развития экономики России. Изучение и применение современных методов эффективного государственного или муниципального управления – задача актуальная и достаточно трудная.

Несмотря на то, что Российская Федерация встала на путь рыночных преобразований достаточно давно, специалистами отмечается тот факт, что финансовая система нашей страны все еще находится на стадии становления и развития.

По мнению специалистов, несмотря на активное реформирование финансовой системы Российской Федерации, ей еще присущ ряд недостатков, среди которых можно выделить следующие:

1. Низкая капитализация финансового сектора. В данном случае необходимо отметить, что сложившиеся темпы прироста капитала российского финансового сектора вполне соответствуют его текущей эффективности. Рост капитализации может быть достигнут за счет повышения активности финансовых посредников. Развития инвестиционной активности финансово-посреднического сектора вполне можно добиться на базе действующих институтов путем их частичного перепрофилирования и развития специализации.

2. Общий дефицит долгосрочных ресурсов в экономике. Недостаток долгосрочных ресурсов в российской экономике обусловлен преобладанием ликвидных средств в пассивах финансового сектора. Вместе с тем, заметной активности банковского сектора в продвижении на рынок инструментов долгосрочного привлечения средств не наблюдается.

3. Непрозрачность финансовых отношений и недостаток финансовой информации. Финансовая непрозрачность российской экономики повышает асимметрию информации, предопределяет несовершенство рынков и, соответственно, препятствует финансовому перераспределению. Однако эффект при принятии мер по исправлению сложившейся ситуации не может быть мгновенным, и рассчитан, скорее всего на длительную перспективу.

4. Несовершенство институциональных условий финансовой деятельности. Можно констатировать, что в настоящее время частные инициативы оказываются не в состоянии организовать эффективный перелив капитала, направленный на модернизацию российской экономики, структурную перестройку ее реального сектора, активизацию инновационных процессов.


5. Высокий уровень риска, распределенного в системе при низком качестве управления рисками. Российский финансовый сектор не использует адекватные методы управления рисками. В результате риски повышают цены на финансовые ресурсы, снижают доступность кредитов.

Таким образом, изучение вопросов совершенствования государственной системы управления финансовым сектором в условиях модернизации российской экономики является актуальным на современном этапе развития рыночных отношений.

Актуальность темы исследования связана еще и с тем фактом, что в условиях финансовых санкций и низких цен на нефть (что повлекло существенное снижение курса национальной валюты), финансовая система столкнулась с новыми вызовами и от эффективности государственного управления в значительной степени зависит будущее нашей страны на мировом экономическом пространстве.

Цель работы – исследовать особенности организации государственного управления финансовыми ресурсами на всех уровнях финансовой системы и перспективы его развития.

Задачи работы:

  • рассмотреть сущность и финансовые потоки финансовой системы РФ;
  • охарактеризовать структуру системы государственного управления финансовыми ресурсами;
  • дать характеристику основным государственным финансовым институтам;
  • проанализировать состояние государственного бюджета на современном этапе развития рыночных отношений;
  • провести анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
  • исследовать состояние рынка государственных ценных бумаг;
  • выявить проблемы и перспективы развития системы государственного управления финансами на различных уровнях финансовой системы.

Объектом практического исследования выступает система государственного управления финансовыми ресурсами.

Предмет исследования – совокупность организационно-правовых и экономических отношений в процессе формирования системы государственного управления финансовыми ресурсами.

При написании работы использовались такие методы исследования как метод анализа и научного обобщения учебной и специальной литературы, табличный и графический метод изображения данных, статистические методы расчета экономических показателей и другие.

Научная новизна исследования заключается в обосновании проблем и перспектив государственной финансовой политики в современных условиях хозяйствования (условиях финансовых санкций и низких цен на нефть).

Практическая значимость работы заключается в систематизации теоретических аспектов темы исследования и обосновании развития государственной системы управления финансовыми ресурсами за последние годы.


Поставленная цель и задачи предопределили структуру работы, она включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении приводится актуальность темы исследования, ставиться цель и задачи, определяется предмет и метод исследования, а также практическая значимость и научная новизна.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам темы исследования, в ней последовательно раскрываются вопросы сущности и структуры финансовой системы РФ, приводятся финансовые потоки в рамках государственной системы управления финансовыми ресурсами, а также совокупность государственных финансовых институтов.

Во второй главе проводится комплексный анализ динамики государственных финансовых потоков, в частности состояние бюджетной сферы, денежно-кредитной политики ЦБ РФ, а также рынка государственных ценных бумаг.

.Заключение содержит в себе общие выводы по проделанной работе.

Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой системы РФ

1.1. Сущность финансовой системы. Финансовые потоки как основа финансовой системы

Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств [33, c. 117].

Финансовая система включает в свой состав сферы централизованных и децентрализованных финансов, основным признаком выделения которых является характер образуемых денежных фондов (рисунок 1) [10, c. 47].

Финансовая система РФ

Централизованные финансы

Децентрализованные финансы

Бюджетная система

Государственный и муниципальный кредит

Финансы государственных и муниципальных предприятий

Финансы коммерческих и некоммерческих предприятий


Финансы домашних хозяйств

Рис.1. Состав финансовой системы РФ

Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Звенья децентрализованных финансов включают в свой состав: финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств [7, c. 19].

Рассмотрим отдельные звенья финансовой системы более подробно.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основной целью бюджетной системы является перераспределение валового внутреннего продукта для финансового обеспечения решения ключевых экономических, социальных, культурных и политических задач государства. В рассматриваемом звене наиболее полно проявляются все функции финансов одновременно: посредством таких инструментов, как налоги, акцизы, таможенные пошлины и пр. осуществляется перераспределение ВВП, а целый ряд государственных органов (Казначейство, Федеральная налоговая служба, Счетная палата РФ и пр.) организуют систему контроля над таким распределением [1, c. 199].

Государственный и муниципальный кредит выражает совокупность экономических отношений между государством или муниципальными органами власти, с одной стороны, и другими экономическими субъектами – с другой, по поводу привлечения фондов денежных средств, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения.

В результате осуществления государственного и муниципального кредита Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К основным задачам государственного кредита можно отнести следующие (рисунок 2) [13, c. 121].


Основные задачи государственного и муниципального кредита

Финансирование бюджетного дефицита

Проведение международной и региональной финансово-кредитной политики

Поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности

Рис.2. Основные задачи государственного и муниципального кредита

В последние годы особое значение в финансовой системе России стали играть финансы государственных и муниципальных предприятий, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании.

Деятельность государственных корпораций регламентируется ст.71.1 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Первой государственной корпорацией стала ГК «Агентство по страхованию вкладов».

В последние годы для реализации наиболее важных программ развития экономики и социальной сферы было создано около десятка государственных корпораций, среди которых отметим Российскую корпорацию нанотехнологий, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, ГК «Ростехнологии», ГК по атомной энергии «Росатом», Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Государственные корпорации обладают целым рядом особенностей, содержание которых иллюстрируется рисунком 3 [24, c. 114].

Особенности государственных корпораций

Создаются на основании федерального закона

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации, в результате чего контроль за имуществом выведен из под надзора Счетной палаты

Государственные корпорации по своему статусу отличны как от ОАО с преобладающим государственным участием (на них не распространяются положения о раскрытии информации), так и от государственных унитарных предприятий (они выведены из под контроля ряда государственных органов)

Государственные корпорации подотчетны только Правительству РФ, в то время как другие органы государственной власти местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность

Рис.3. Особенности государственных корпораций

Другой разновидностью государственного участия в функционировании децентрализованных финансов являются унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В Российской Федерации создаются и действуют два вида унитарных предприятий, характеристики которых представлены в таблице 1 [24, c. 116].