Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воздействие перечисленных факторов отрицательно сказалось на росте поступлений доходов в бюджетную систему РФ. По оценкам Минфина России, выпадающие доходы федерального бюджета в 2017г. составили 150 млрд. долл. из-за падения цен на нефть и около 50 млрд. долл. из-за санкций.

Только благодаря относительно высоким ценам на энергоносители на международных сырьевых рынках в январе-июне 2018 г., когда цены на нефть марки Urals не опускались ниже 106 долл./ барр., доходы бюджета в прошедшем году не снизились относительно 2017г. как в абсолютном, так и в относительном выражении. Фактором увеличения поступлений стала девальвация курса отечественной валюты, которая отчасти компенсировала снижение цены на нефть во второй истекшего года.

На этапе планирования федерального бюджета на 2018 г. было принято решение о зачислении всей суммы страховых взносов в распределительную часть пенсионной системы (т.е. по сути временной «заморозке» накопительной компоненты), что позволило уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду. С одной стороны, это привело к экономии средств федерального бюджета, но, с другой стороны, использование данного механизма еще больше снизило и без того невысокое доверие населения к пенсионной реформе, а также лишило финансовую систему поступлений из одного из основных источников «длинных денег».

Принятое осенью 2018 г. решение о продлении данной меры и на 2019 г. в целом поставило под вопрос дальнейшее проведение пенсионной реформы, что в долгосрочном плане существенно увеличивает риски для бюджетной системы в условиях старения населения.

В конце 2018 г. федеральное правительство начало реализовывать меры антикризисной поддержки экономики, наиболее крупной из них с точки зрения финансового объема стал выпуск ОФЗ для докапитализации банковской системы в размере 1 трлн. руб. и передачи их в Агентство по страхованию вкладов.

По данным Федерального казначейства, доходы бюджета расширенного правительства в 2018 г. превысили объемы 2017 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении и достигли 37,2% ВВП (26371,1 млрд. руб.) по сравнению с 36,1% ВВП годом ранее (24082,4 млрд. руб.).

Таблица 12

Доходы и расходы федерального бюджета в 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016

2017

2018

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Доходы

12854

20,7

13020

19,5

14497

20,4

Расходы

12891

20,7

13343

20,0

14831

20,9

Дефицит (-) / Профицит (+)

-37,0

-0,06

-322,9

-0,5

-333,8

-0,5


Таблица 13

Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016

2017

2018

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Доходы

8064

13,0

8165

12,2

8906

12,5

Расходы

8343

13,4

8807

13,2

9353

13,2

Дефицит (-) / Профицит (+)

-278,4

-0,5

-642

-1,0

-447,8

-0,6

Таблица 14

Доходы и расходы бюджета расширенного правительства РФ в 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016

2017

2018

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Доходы

23089

37,1

24082

36,1

26371

37,2

Расходы

22826

36,7

24931

37,3

27216

38,3

Дефицит (-) / Профицит (+)

262,9

0,4

-848,7

-1,3

-844,8

-1,2

Расходы бюджета расширенного правительства выросли до 38,3% ВВП (27215,9 млрд. руб.), в то время как в 2016 г. их объем составил 37,3% ВВП (24931,1 млрд. руб.). В результате, несмотря на рост доходов, бюджет расширенного правительства в 2017 г. был исполнен с дефицитом в размере 1,2% ВВП, что лишь на 0,1 п.п. меньше соответствующего значения в 2016 г.

Доходы и расходы федерального бюджета за 2017 г. увеличились практически на равную величину: рост в относительном выражении составил 0,9 п.п. ВВП к уровню 2016 г. Дефицит федерального бюджета остался в 2017 г. на уровне 2016 г. и составил около 0,5% ВВП. Ожидалось исполнение бюджета с профицитом на уровне 0,4% ВВП. Однако в конце года было принято решение о докапитализации банковской системы в размере 1 трлн. руб.


Реализация данной меры привела к образованию «технического» дефицита федерального бюджета по итогам 2017 г. (при соответствующем увеличении расходов на 1 трлн. руб.).

Первоначальные параметры Закона «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2015-2016 гг.» предполагали снижение доходов федерального бюджета на 1 п.п. ВВП, при равнозначном сокращении расходов на 1 п.п. ВВП на 2018 г. Утвержденное сокращение бюджетных трат было определено условиями бюджетного правила, ограничивающего дефицит бюджета в размере 1% ВВП сверх доходов при базовой цене на нефть. На протяжении 2018 г. продолжилось обсуждение целесообразности смягчения условий бюджетного правила, с возможностью использовать дополнительные нефтегазовые доходы. Также было принято принципиальное решение о выделении средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инфраструктурные проекты для обеспечения экономического роста. Однако остались существенные вопросы к отбору подобных проектов и оценке их реальной эффективности с точки зрения обеспечения долгосрочного роста.

В конце мая 2018 г. Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект, предусматривающий корректировку основных параметров федерального бюджета на 2019 г.

В частности, был снижен прогноз по объему ВВП с 73315 до 71493 млрд. руб. При этом рост нефтегазовых доходов при относительно высоких ценах на нефть в начале года позволил пересмотреть прогноз по объемам доходной части федерального бюджета с 18,5% ВВП до 19,9% ВВП. Однако уже июле цены на нефть снизились до 95,6 долл./барр., что привело к снижению доходов бюджета. Объем расходов федерального бюджета не пересматривался, но с учетом изменения величины ВВП объем расходов достиг 19,5% ВВП.

В результате внесенной корректировки параметров бюджета первоначально утвержденный дефицит сменился профицитом в размере 0,4% ВВП. Однако, как уже было отмечено, в результате проведения операции по выпуску ОФЗ, данный профицит превратился в «технический» дефицит.

Резервный фонд в 2018 г. увеличился на 72,9% до 4945,5 млрд. руб., что эквивалентно 87,9 млрд. долл., ФНБ – на 51,3% до 4388,1 млрд. руб., что эквивалентно 78 млрд. долл.

Столь значительный рост объемов суверенных фондов в основном объясняется ослаблением российской национальной валюты, которое наблюдается с осени 2018 г.

Курсовая разница от переоценки остатков средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 1 января по 31 декабря 2018 г. составила 1,9 трлн. руб., а от переоценки средств ФНБ – 1,5 трлн. руб.


Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ увеличились на 0,3% ВВП. При этом в начале 2018 г. их динамика продемонстрировала сокращение объемов, которое было связано с межбюджетными трансфертами. В частности, в январе 2018 г. не только сократились доходы региональных бюджетов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ – на 0,7 п.п.

ВВП относительно января 2017 г., но и был осуществлен возврат из консолидированных бюджетов регионов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов целевого назначения прошлых лет на сумму 187 млрд. руб. с последующим сокращением данной суммы к концу 2018 г. до 74 млрд. руб.

Это говорит о сохраняющейся существенной неэффективности межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами в части выделения целевых межбюджетных трансфертов. Расходы субъектов РФ сохранились на уровне 2017 г. и составили 13,2% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ в 2018 г. снизился на 0,4 п.п. ВВП до 0,6% ВВП.

Проведем более подробный анализ состава доходов бюджета РФ и содержания бюджетной политики государства.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. налоговая нагрузка на российскую экономику выросла на 0,4 п.п. ВВП, однако, в реальном выражении налоговые доходы сократились на 2,7% (таблица 15).

Таблица 15

Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2015-2017 гг., % ВВП

Наименование показателя

2015

2016

2017

Уровень налоговой нагрузки

34,6

34,3

34,7

Налог на прибыль

3,8

3,1

3,3

НДФЛ

3,7

3,8

3,8

Страховые взносы

6,3

6,7

6,7

НДС

5,7

5,3

5,6

Акцизы

1,4

1,5

1,5

НДПИ

4,0

3,9

4,1

Таможенные пошлины и сборы

8,0

7,6

7,7

Данное обстоятельство свидетельствует о возрастающих рисках, связанных с наполняемостью доходной части бюджетной системы России. Рост же доходов в долях ВВП отражает лишь разную эластичность отдельных компонентов доходов по темпам роста ВВП.


Из представленной в таблице статистики по поступлениям доходов в бюджет расширенного правительства России видно, что в 2017 г. налоговая нагрузка выросла относительно ВВП:

  • по налогу на прибыль (3,3% ВВП в 2017 г. против 3,1% ВВП в 2016 г.);
  • по НДС (5,6% против 5,3% ВВП);
  • НДПИ (4,1% против 3,9% ВВП);
  • таможенным пошлинам и сборам (7,7% против 7,6% ВВП).

По остальным поступлениям нагрузка в долях ВВП не изменилась. Однако при пересчете динамики налоговых поступлений в реальном выражении (с коррекцией на ИПЦ) все значимые поступления упали в реальном выражении, за исключением НДПИ (рост на 1,2%) и налога на прибыль (рост на 2,9%).

Характеризуя структуру налоговых поступлений, стоит отметить два момента. Во-первых, НДФЛ остался более значимым видом доходов для бюджета расширенного правительства, чем налог на прибыль. Во-вторых, поступления акцизов, которые в результате опережающей инфляцию индексации ставок демонстрировали уверенный рост, в 2017 г. снизились в долях ВВП, а в реальном выражении потеряли больше других поступлений (снижение на 5,3%).

Поступления НДФЛ, как и показатель базы их расчета – денежные доходы населения за вычетом социальных выплат – остались в 2017 г. практически на уровне прошлого года.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 г. вернулись на уровень 2015 г. и составили 10,6% ВВП (таблица).

Первая составляющая – НДПИ на углеводороды увеличилась на 0,2 п.п. ВВП. Резкое снижение цены на нефть произошло уже в IV кв. 2017 г., в итоге среднегодовая цена поставки сырой нефти составила по данным таможенной статистики 93,9 долл. США.

Негативный эффект от падения среднегодовой цены почти на 14 долл. США был компенсирован падением курса рубля.

Таблица 16

Объем поступлений нефтегазовых доходов и НДПИ в 2015–2017 гг.

Наименование показателя

2015

2016

2017

Нефтегазовые доходы, % к ВВП

10,6

10,0

10,6

НДПИ, в % к ВВП

4,0

3,9

4,1

Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. тонн

519

522

525

Среднегодовой уровень цен нефти марки Urals за год, долл. /барр.

109,7

108,4

93,9

Среднегодовой официальный курс доллара ЦБ, руб./долл.

31,05

31,20

38,6