Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы лидерства и управления командами
1.1. Сущность и виды лидерства
1.2. Сущность понятия «команда» и методы работы с командой
2. Анализ лидерства и управления командами в Nokian Tyres
2.1. Общая характеристика Nokian Tyres
2.2. Анализ системы лидерства и управления командами в Nokian Tyres
3. Предложения по совершенствованию лидерства и управления командами в Nokian Tyres
3.1. Оптимизация типа лидерства в Nokian Tyres
3.2. Мероприятия по совершенствованию работы по командообразованию в Nokian Tyres
ВВЕДЕНИЕ
Управление командами в современных организациях связано с необходимостью достижения синергического эффекта в работе подразделений, оптимизации коммуникаций внутри отделов, а также установления неформальных связей между работниками.
Таким образом, управление командами может принести пользу организации, но также нанести ущерб ее работе. Управление командами должно осуществляться на научной основе с использованием подходящих в конкретном случае технологий.
Лидерство представляет собой сложный тип отношений на неформальных началах. В организациях он влияет на интенсивность и производительность труда, на уровень развития корпоративной культуры.
Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом работы являются Nokian Tyres.
Предметом работы является формирование эффективных команд и стиля лидерства в Nokian Tyres.
Цель работы – разработать предложения по совершенствованию работы с командами и лидерством в Nokian Tyres.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Исследовать теоретические и методологические основы командообразования и лидерства.
- Исследовать деятельность Nokian Tyres по формированию команд и управлению лидерством.
- Предложить мероприятия по повышению эффективности работы с командами и лидерством в Nokian Tyres.
1. Теоретические основы лидерства и управления командами
1.1. Сущность и виды лидерства
Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство» появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века.[1]
Лидерство – это один из типов взаимодействия между людьми, включающего управленческий аспект между последователем и лидером, который основан на максимально эффективном сочетании различных источников власти для данного состояния системы и направлен на побуждение людей к достижению целей организаций, групп или их общей цели.
В словаре Ожегова лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-либо группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. [2]
С.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.[3]
Понятие «лидерство» отличается от понятия «руководство», что представлено в виде рисунка 1.
О. С. Виханский и А. И. Наумов также придерживаются мнения, что лидерство — это не управление, и видят различия между лидером и менеджером по многим позициям. Их основные характеристики находятся в разных измерениях.[4]
Надо отметить, что О. С. Виханским и А. И. Наумовым также высказана мысль о том, что руководство и руководитель — синонимы слов лидерство и лидер, и природу лидерства они рассматривают через управление.[5]
Рис.1. Отличия менеджера (руководителя) от лидера
Источник: Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Ви-ханский, А. И. Наумов. — 3 — е изд. — М. : Гардарики, 2002. — С.478.
Доминантой формирования организационной культуры является стиль управления, каждый из которых, зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя. [6]
Конкурентоспособность современных организаций зависит от производства знаний и внедрения инноваций. Организациям необходимы менеджеры-лидеры, способные управлять в условиях развертывания инновационной деятельности.[7]
По мнению З. Фрейда (1856-1939), основным качеством, которое мотивирует человека к лидерскому поведению, является стремление к власти. Он утверждал также, что люди нуждаются в авторитете лидера.[8]
Что касается стиля управления и стиля лидерства, то одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства
К. Левина (1938 г.).[9]
Она выделяет три стиля лидерства:
- Авторитарный стиль лидерства. Этот стиль характеризуется жесткостью отношений субординации, также ему характерно единоначалие и иерархичность власти в организации, строгая дисциплина. Контроль в такой организации является мощным рычагом воздействия и ему присуща ориентация на результат. Психологический климат в коллективе и социально-психологические факторы труда не получают должного внимания.
- Демократический стиль лидерства опирается на коллегиальность и творчество. Для данного стиля руководства характерно участие подчиненных в решении важных вопросов. Инициативность подчиненных награждается и поощряется. Также большое внимание уделяется психологическим факторам.
- Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Представления о лидере и лидерстве в обществе и в коллективах может быть различным.[10]
Стили лидерства могут различаться как на организационном уровне, так и между отдельными руководителями. Кроме того, иногда исследуют лидерство и руководство целых групп работников (например, директора школ), обобщая данные по разным организациям.[11]
Современные теории лидерства демонстрируют, в первую очередь, пристальное внимание к личности лидера в условиях глобализации, возрастающей конкуренции, борьбы за ресурсы и клиентов.[12]
Тем не менее, есть ряд теорий, классифицирующий руководителей не по личностным качествам, а по построению взаимодействия с подчиненными. К таким теориям относится, например, теория Лайкерта. Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:
- Эксплуататорско-авторитарный. При таком стиле руководства руководитель не доверяет подчиненным, не привлекает их к решению вопросов и постановке задач. Задачи передаются по иерархии. В виде стимула для управления используется страх наказания, а вознаграждения в такой системе случайны и не носят регулярный характер.
- Патерналистски-авторитарный. При данном стиле руководства руководитель относится к подчиненным благосклонно и позволяет принимать участие в принятии решений. В данной системе используются и наказания, и поощрения для мотивации сотрудников
- Консультативный. При консультативном стиле руководства руководитель сам принимает стратегические решения, но оперативные и тактические решения передает или отчасти делегирует принимать подчиненным. Подчиненные вовлекаются в процесс принятия решения. Большую роль играет мотивация персонала и то, что лидерская структура совпадает с формальной, хотя и отчасти.
- Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован.
Для различных стилей руководства характерны даже различия в структуре организации. Естественно, что при демократическом стиле управленец привлекает экспертов-сотрудников, позволяет им участвовать в процессе принятия решений. С другой стороны при авторитарном руководстве, структура сводится к иерархии, где руководитель не прислушивается к мнению сотрудников, что повлияет и на качество решение, и на готовность его исполнять.[13]
Стили руководства и лидерства разделяются по схожим характеристикам.[14]
Жесткое противопоставление руководства и лидерства едва ли правомерно, ибо эти понятия очень близки и их различия в основном конвенциональны, зависят от сложившихся традиций в их трактовке, а также от исследовательских подходов. [15]
Основное отличие тем не менее заключается в акцентах, которые расставляют лидеры и менеджеры: лидеры побуждают людей, а менеджеры регулируют (администрируют) процессы.[16]
Теперь рассмотрим проблему эффективного лидерства и его основные принципы. Можно назвать следующие принципы эффективного лидерства:
1) учет психологию человека и грамотно расставлять кадры в ходе работы;
2) разработка систему мотивации сотрудников, видеть в них потенциал к развитию и стараться раскрыть его;
3) грамотное делегирование части функций своим сотрудникам;
4) обеспечение ресурсами необходимыми для работы.[17]
Чтобы обеспечить исполнение все эти принципы и их соблюдение, необходимо в первую очередь ставить лидеров на руководящие позиции, обеспечивать максимальное совпадение формального и неформального лидерства (лидерства и руководства).
Работодатели вынуждены все больше внимания уделять развитию факторов, за счет которых можно привлечь и удержать сотрудников, побудить повышать производительность и эффективность. И командный стиль лидерства - это один из таких факторов. [18] Рассмотрим команду как одну из основных структурных единиц управления организацией.
1.2. Сущность понятия «команда» и методы работы с командой
Необходимыми условиями выживания компании становятся гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, повышение производительности труда и умение творчески развиваться.[19]
Командный метод работы является более эффективным в управлении организацией в условиях современной экономики в отличие от жесткого административного управления. Переход к новому методу управления требует перестройки мышления, поведения, способов принятия решений, что является требованиями рыночной экономики и шансом качественного изменения системы управления предприятием.[20]
В создании оптимального климата существует много факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость членов команды играют далеко не последнюю роль.[21]
Командное взаимодействие, полагает автор, открывает перед организацией множество новых возможностей при том же наборе ресурсов. Такие факторы, присущие эффективным командам, как отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности за действия каждого вызывают так называемый синергетический эффект. Синергетический эффект означает, что физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов.[22]
В «Современном словаре иностранных слов» понятие команда (франц. commande) связано со смыслом действие, причем предполагается действие, направленное от одного субъекта к другому и ответное действие, и вторым значением – группа.
Интервенции или методы организационного развития весьма разнообразны по своему содержанию.[23]
Технологии повышения командной эффективности и управления командами различаются по формам работы и содержанию. В настоящее время можно говорить о следующих видах работы с командами.
Тимбилдинг (team building) в переводе с английского языка означает построение команды. Сплоченность и эмоциональная взаимосвязь в этом методе является ключевым фактором командной эффективности, а достигается путем выполнения совместных упражнений, с которыми невозможно справиться поодиночке. Это фокусирует внимание членов команды на преимуществах совместной работы.
Тимдесинг (team design) – это метод проектирования команды, а не непосредственно тренингов с ее участниками. Эта часть управления командами отвечает за принципы построения командной структуры, распределения ролей между членами команды, описания правил функционирования, порядка работы.
Ретиминг (reteaming от английского reteaming - переформирование команд) – это технология, которая позволяет создавать эффективные управленческие команды. Технология создана в Финляндии, направлена на решение различных обсуждаемых проблем команды и четкое понимание группой возможностей в получение выгоды. Основной принцип ретиминга - это ориентация на решение задач, формирование позитивного мышления в организации в целом, а у руководителей - нацеленности на результат через планирование деятельности компании в формате мозгового штурма. Лидер должен суметь сформировать цели и реальные возможности в единое целое.