Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы лидерства и управления командами
1.1. Сущность и виды лидерства
1.2. Сущность понятия «команда» и методы работы с командой
2. Анализ лидерства и управления командами в Nokian Tyres
2.1. Общая характеристика Nokian Tyres
2.2. Анализ системы лидерства и управления командами в Nokian Tyres
3. Предложения по совершенствованию лидерства и управления командами в Nokian Tyres
3.1. Оптимизация типа лидерства в Nokian Tyres
3.2. Мероприятия по совершенствованию работы по командообразованию в Nokian Tyres
Тимфорсинг – это метод работы с командами, который адаптирует существующие команды под новое руководство. При смене менеджмента организации происходит смена взглядов на цели, ценности организации, принципы работы и управления, видение стратегии.
Команды могут быть формального и неформального типа, как и структуры организации. К формальной относится, например управленческая команда.[24]
Рассмотрим формальные и неформальные структуры в организациях. Формальные группы опираются на руководство и структуру компании, неформальные – на лидерство и неформальные отношения. [25]
Формальные группы - это разновидность групп, которые в организации проявляются как структурные подразделения (отделы, комитеты и т.д.). Формальные группы всегда возглавляет формальный руководитель, существует определенная структура формальной группы, регламент взаимодействия различных позиций внутри группы.
У формальных групп для организации имеется ряд преимуществ. Единые нормы и правила работы оказываются полезными как административные методы воздействия. Быстрое и четкое исполнение обеспечивается формальным контролем правомерного руководства.
Формальная группа образовывается с рациональных позиций, в ее основе лежит принцип целесообразности: цели компании выражаются через задачи, которые выполняются различными подразделениями. В такой группе предусмотрены только формальные связи, а личностные отношения подчинены служебным целям.
Неформальная коммуникация «завязана» на личных, нерегламентированных, порой доверительных, отношениях, которые в целом способствуют удовлетворению потребностей людей в общении.[26]
Как указывает С.С. Андрейкин, изучение неформальных коммуникаций связано с «новым этапом в изучении коммуникаций -школой человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор и др.)».[27]
Неформальные группы формируются в организациях из-за неполноты взаимодействий в формальных группах. В то время как неформальные группы удовлетворяют потребности индивидов в общении и участии, формальные группы на это неспособны. Кроме того, в рабочем процессе могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые не могут подвергаться регламентации.
Создание неформальных групп происходит не с помощью решений руководства, а спонтанно, самими членами организации. Взаимные симпатии и отношения членов организации объединяют их в группы. [28]
Этот процесс можно выразить следующим образом (рисунок 7).
Таким образом, на рисунке продемонстрирована спонтанность образования неформальных организаций на основе существующих формальных структуры (команд, рабочих групп, комитетов и т.д.).
Рис.2. Формальные и неформальные организации
Неформальные группы имеют собственную культуру и правила, нормы поведения. Люди, входящие в такие группы, знакомы друг с другом. В неформальных группах формируются собственные лидеры, которые могут проявляться явно или существовать латентно. Так как этот вид групп оказывает существенное влияние на трудовую деятельность, то корпоративная культура должна включать такое взаимодействие. [29]
Сочетание формальных и неформальных групп показывает какую позицию занимают лидеры в структуре, есть ли в компании должности, позволяющие реализовывать их лидерские качества.
С одной стороны, и практический опыт это подтверждает, определить нужного кандидата на роль будущего лидера практически невозможно среди всех потенциальных членов команды, и логичнее сначала определить основной состав и затем из имеющихся вариантов выбрать наиболее компетентного сотрудника с задатками лидера. Однако ряд авторов утверждает, что осуществляя подбор участников команды под конкретного, заранее определенного лидера, можно добиться гораздо большей совместимости и уже на стадии определения критериев заложить фундамент эффективного сотрудничества.[30]
Таким образом, лидерство - это один из типов взаимодействия между людьми, а также степень влияние одного члена группы или команды на других. Лидерство проявляется в организациях отдельно от руководства. Оптимальным является назначение лидера на пост руководителя, однако такое положение не всегда допустимо.
Рассмотрены стили лидерства, которые может применять управленец в своей деятельности, они отличаются по степени взаимодействия с подчиненными и его характеру.
2. Анализ лидерства и управления командами в Nokian Tyres
2.1. Общая характеристика Nokian Tyres
Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли и использование её в интересах акционеров, а также насыщения рынка товарами и услугами.
Основным видом услуг является производство зимних и летних шин для легковых автомобилей и городских внедорожников, коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальной техники.[31]
Компания является собственником шинных центров Vianor торговые представительства которых открыты в Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Швейцарии, России, Украине, Казахстане, Чехии и США. В других странах работают независимые импортеры. Фирменная сеть шинных центров Vianor на конец I полугодия 2017 года состоит из 1260 шинных центров в 27 странах мира, из которых 1 074 работают по франчайзингу и 183 являются собственными шинными центрами концерна.
Завод Nokian Tyres выпускает зимние и летние шины для легковых автомобилей и городских внедорожников, коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальной техники. Ассортиментная линейка шин очень велика, по итогам 2017 года самыми популярными были выбраны: Nokian Nordman 5, Nokian Hakkapeliitta R, Nokian Hakkapeliitta 7 и Nokian Hakkapeliitta 8.[32]
Рассмотрим основные финансовые показатели по итогам 2017 года (таблица 1).
Таблица 1
Основные финансовые показатели Nokian Tyres в млн. евро
2017[33] |
2016[34] |
% разницы |
|
Сумма продаж |
1360 |
1389 |
-2,1 |
Операционная прибыль |
296 |
309 |
-4,1 |
Прибыль до налогообложения |
274 |
261 |
5 |
Прибыль после налогообложения |
241 |
208 |
15,5 |
Прибыль на акцию (в евро) |
1,8 |
1,56 |
15,1 |
Определим динамику основных показателей, а именно прибыль после налогообложения, прибыль от основного вида деятельности.
В 2017 году концерн Nokian Tyres зафиксировал чистые продажи на уровне 1 360,1 млн. евро (1 389,1 млн. евро в 2016 году), снижение составило 2,1% по сравнению с предыдущим годом. Можно отметить, что на фоне падения прибыли от основного вида деятельности и объемов продаж по основному виду деятельности, отмечается рост прибыли компании, что говорит о дифференциации доходов компании.
Рассмотрим структуру производства Nokian Tyres (рисунок 5).
В рамках каждого цеха существуют смены. Работники, принадлежащие к сменам, занимаются непосредственным производством продукции. Каждый цех имеет собственную структуру, а также собственное местоположение (здание или его часть). Управление в рамках цеха проводится руководителем по развитию и начальником цеха, при этом их функции по управлению пересекаются. Начальник цеха управляет непосредственно производственным процессом, отвечает за исправность и функционирование оборудования.
Начальник производства
Начальник цеха №1
Руководитель по развитию цеха №1
Группа планирования производства
Начальник цеха №2
Операторы
Руководитель по развитию цеха №2
Начальник цеха№3
Начальники смен
Руководитель по развитию цеха №3
Начальник цеха№4
Транспортировщики
Руководитель по развитию цеха №4
Начальник цеха №5
Руководитель по развитию цеха №5
Склад выдачи спецодежды
Технологические тренеры цехов
Рис.3. Структура производства Nokian Tyres
Руководитель по развитию цеха занимается внедрением инноваций по управлению производственным процессом в рамках своего цеха. Наличие руководителей по развитию для каждого цеха связано в первую очередь с тем, что различные цеха по-разному организуют производственный процесс и реализуют различное оборудование. Это связано с различными этапами производства.
Рассмотрим подробные показатели производства за 2017 год (таблица 2).
Таблица 2
Показатели производства в Nokian Tyres за 2017 год[35]
Наименование показателя |
ед. измерения |
значение показателя |
1. Производственные мощности |
т/год |
500000 |
2. Производительность труда |
т/чел.-год |
2659,57 |
3. Среднемесячная зарплата плата 1 работающего |
руб. |
9844,26 |
4. Оборотные фонды |
тыс. руб. |
867432 |
5. Основные фонды |
тыс. руб. |
22708,18 |
6. Полная себестоимость единицы продукции |
руб./ед. |
625,02 |
7. Фондоотдача |
руб./руб. |
22 |
8. Выручка от реализации |
тыс. руб. |
361750 |
9. Чистая прибыль |
тыс. руб. |
37051,63 |
10. Рентабельность производства |
% |
39,67 |
11. Рентабельность продукции |
% |
11,9 |
Процесс производства строится следующим образом.
Завод Nokian Tyres самое крупное шинное производство в России и занимает второе место в Европе по выпуску продукции. В год завод выпускает 15 -16 мил. покрышек.
Процесс производства шин на заводе NokianTyres делится на пять этапов:
- Изготовление резиновых смесей.
- Производство компонентов.
- Процесс сборки шины.
- Процесс вулканизации шины.
- Контроль качества.
Именно с этим связано деление всех функций по управлению цехами.
2.2. Анализ системы лидерства и управления командами в Nokian Tyres
Для определения стиля руководства в Nokian Tyres был проведен тест на «Определение стиля руководителя с помощью самооценки» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.). Так как это тест на самоопределения стиля управления, то опрос проводился среди супервайзеров и менеджеров.
В ходе работы было опрошено 80 супервайзеров (начальники смен) организации.
Для анкетирования были предоставлены 60 утверждений из теста, ответы на которые разделялись по бинарной системе (да-нет). Таким образом, с каждым утверждением сотрудник-управленец мог согласиться или нет.
Среди супервайзеров варианты ответа разделились следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
Результаты теста на стиль управления супервайзеров
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
|
минимальный |
7 |
29 |
24 |
средний |
12 |
25 |
23 |
высокий |
41 |
6 |
13 |
Таким образом, основным представленным стилем управления у супервайзеров является авторитарный, а наименее представленным – либеральный.
На рисунке 4 отражены результаты опроса по определению стиля управления в графической форме.
Рис.4. Результаты теста на стиль управления супервайзеров
Большинство супервайзеров, более двух третей опрошенных, склоняется к авторитарному стилю руководства.
Авторитарный стиль предполагает ориентацию руководителя на принцип единоначалия, исключающий возможность разделения властных полномочий внутри конкретного трудового коллектива, т.е. добровольного делегирования подчиненным части управленческих функций. [36]
Это как раз и влияет на линейных исполнителей, обуславливает их недовольство степенью свободы в принятии решений и субординационными связями с руководителями.
С другой стороны, это обеспечивает единоначалие и согласованность деятельности коллектива.
В Nokian Tyres управление командами применяется в отделе планирования производства, а также на уровне высшего менеджмента компании. На производстве (в цехах) управление командами не требуется, так как, несмотря на посменную работу, персонал отвечает за свои участки работы.