Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура как инструмент управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура предприятия — это совокупность убеждений, взглядов, моделей поведения, правил, подходов к работе, способов общения, осознанно или неосознанно принятых и соблюдаемых большинством сотрудников организации.

По мнению профессора университета им. Луиджи Боккони (Италия) Давида Равази, культура организации позволяет сотрудникам находить подходящий способ действия в любой деловой ситуации. Например, если сотрудники какого-либо банка разделяют принцип «клиент всегда прав», они стараются спокойно реагировать на любые выходки посетителей и мягко решать конфликты.

При этом резкая реакция на поведение клиента по умолчанию считается нарушением организационной культуры, даже если посетитель однозначно не прав.

Корпоративная культура состоит из разных элементов, к основным из которых относятся: 

• Интеллектуальная концепция организации, включая ее миссию, ценности, цели существования. 

• Организационная структура и система субординации. 

• Система управления организацией. 

• Механизмы контроля. 

• Символы организации, включая элементы корпоративного стиля (логотип, гимн, фирменные цвета и т.п.).

• Повседневные способы поведения сотрудников, включая ритуалы, привычки и т.п. 

• Корпоративная мифология, включая истории успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников. 

Наличие стройной системы ценностей и норм поведения позволяет организации создать единый вектор движения и развития компании ее сотрудников. Впрочем, грамотно внедренная корпоративная культура позволяет не только улучшить процесс внутренней коммуникации, но и обеспечивает лояльность сотрудников, помогает поддерживать командный дух коллектива, от которого порой зависит безопасность компании.

С уходом сотрудника часто происходит утечка коммерческой информации, нередко имеют место ситуации, когда люди пытаются продать важные сведения. Так происходит почти всегда, за исключением случаев, когда сотрудник испытывает уважение и некоторую привязанность к работодателю, когда в компании есть мощная корпоративная культура, обеспечившая полноценную адаптацию сотрудника и возникновение у него чувства причастности к миссии компании, к ее успехам и достижениям. 

Цель выявить роль корпоративной культуры в организации.

Задачи:

Рассмотреть методологические основы понятия корпоративной культуры

Определить роль корпоративной культуры в организации


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ КОРПАРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Сегодня корпоративная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент управления персоналом, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели. [1]

Поэтому изучение корпоративной культуры очень актуально, так как сформированная корпоративная культура позволяет руководству организации более эффективно использовать человеческий потенциал фирмы. Кроме того, необходимо формировать общественное мнение и настроение. [2]

Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и, конечно же, с работниками. [3]

В работе с последними возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, а точнее корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, самореализоваться самим сотрудникам.

Чтобы лучше понять, что собой представляет корпоративная культура, обратимся к определению и раскроем сущность и важность корпоративной культуры в развитии любой организации. [4]

Корпоративная культура – совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. [5]

Компонентами корпоративной культуры являются:

♦ принятая система лидерства;

♦ стили разрешения конфликтов;

♦ действующая система коммуникации;

♦ положение индивида в организации;

♦ принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы. [6]

Итак, можно сделать вывод о том, что корпоративная культура играет очень важную роль в развитии и позиционировании как маленькой, так и большой компании.


Именно от нее во многом зависит, насколько эффективно будут достигаться общие цели компании, а также поддерживаться имидж компании.

Безусловно, правила корпоративной культуры помогают определиться в стиле поведения, в выборе правильной позиции при решении производственных вопросов, и более того, корпоративная культура помогает компании реализовать весь ее потенциал.

Успех или неуспех компании зависит от каждого работника, от личной заинтересованности и ответственности за деятельность компании.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На современном этапе, в период системных изменений обостряется проблема командной работы, проблема организации команды, построение корпоративной культуры в организациях, способствующей повышению эффективности командной работы.

В этом ключе появилось немало исследований данного понятия, увеличивается и число подходов к рассмотрению содержания понятия, остановимся на некоторых.

Корпоративная культура начинает занимать видное место в теории организации в 80-е годы по причине того, что возлагались надежды на то, что она может объяснить разницу в эффективности деятельности различных организаций. [7]

В России эта тема начала исследоваться и рассматриваться с других теоретических позиций и в другом контексте по сравнению с подходами за рубежом.

В последнее время, в связи с активным вовлечением России в процессы глобализации и международной экономической интеграции, уплотнением контактов, созданием совместных предприятий и выходов на зарубежные рынки, проблеме корпоративной культуре все больше уделяется внимание российскими учеными. [8]

Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культура или видами культур, включая корпоративную культуру.

Рассматривая различные подходы к определению понятия корпоративная культура, можно отметить:

- социологический согласно, которого, корпоративная культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов правил, норм, обеспечивающих коллективную деятельность, определяющих социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного опыта, в процессе коллективной деятельности в организации (фирме, предприятии, учреждении, организации), и руководство организации может идентифицировать ее и управлять ею для достижения лучших результатов в работе организации.


Т.Петерс и Р. Ватерман, Т. Дил, А.Кеннеди говорят о возможности достижения совершенства и положительного результата в работе организации лишь путем корпоративной культуры, ориентирующей на признание и усвоение единых корпоративных ценностей;

- исторический согласно которого подчеркивается, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от одного поколения к другому в различных сферах жизнедеятельности человека;

- нормативный, согласно, которого, составляются и принимаются нормативы, нормы, правила, установки, регламентирующие и жизнедеятельность, жизнеустройство людей, работающих на одном предприятии (учреждении, фирме, организации) ;

- психологический, согласно которого указывается на связь культуры с психологией поведения людей, на социально обусловленные особенности человеческой психики. Например, корпоративная культура понимается как – это образ жизнедеятельности человека на предприятии, (учреждении, организации…), как тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом, в ходе выполнения профессиональной деятельности;

- дидактический подход, согласно его корпоративную культуру рассматривают как то, чему человек научился. Например, принятие ценностей, идеалов, кодекса, представлений о профессиональной деятельности, присущих людям и определяющих их поведение в ходе профессиональной деятельности в той или иной организации;

- антропологический, ориентирует на рассмотрение культуры как результата деятельности человека. [9]

Используя различные подходы, культура понимается как:

1 модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной;

2 уникальный образ жизни, присущий определенной группе людей.

- неуловимая, неосязаемая, невыраженная категория, наличие которой не требует доказательств;

- социальный клей, который связывает членов организации посредством разделяемых ценностей символических приемов и социальных идеалов;

Определяют корпоративную культуру как набор общепринятых моделей поведения, артефактов, ценностей, убеждений и понятий, которые вырабатываются в организации по мере того, как она «учится» справляться с внутренними и внешними трудностями на пути к успеху и в борьбе за выживание. [10]

Подчеркивается, что корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы (Т.Н. Персикова)


Рассматривая факторы, обуславливающие становление корпоративной культуры называют:

- ценности – конкретные руководящие принципы для достижения успеха, основные убеждения и концепции;

- герои – личности, которые несут ценности важные для коллектива;

- обряды и ритуалы – они предписывают ценности, показывают социальные действия;

- культурная сеть – транспортная сеть культурной информации (истории, мифы, легенды, шутки, сплетни);

- характер социального взаимодействия.

Для успешной реализации деятельности любой организации необходимо построение корпоративной культуры, которая должна строиться на ином методологическом знании. Как отмечают Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых, «Преобразования в жизни российского общества, утверждение отношения к человеку как высшей ценности социального бытия стали условиями не только выявления и развития его творческого потенциала, но и его функционирования как личности, гражданина, что актуализировало проблему гуманизации, расширяя проблемы инновационного пространства.

Все это не смогло не сказаться на педагогических и теоретических воззрениях, включая методологическое знание». Использование различных методологических подходов приводит и разности понимания корпоративной культуры. Kilman R., Saxton M., Serpa R. считают, что корпоративная культура это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами. [11]

Так, Э. Шейн под корпоративной культурой понимает набор основных понятий, изобретенных, обнаруженных или созданных данной социальной группой по мере решения проблем внешней адаптации и внутренней организации, которые «сработали» в прошлом и зарекомендовали себя как надежные и правильные, следовательно, им можно обучать новых сотрудников как образцу для подражания. [12]

Э Шейн считает культуру не столько побочным продуктом организации, сколько ее неотъемлемой частью, которая влияет на поведение ее членов и на эффективность ее деятельности. [13]

При построении корпоративной культуры значительная роль отводится культуре управления, в этом контексте говорят о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других корпоративных культур, учитывающих особенности культур в определенных сферах деятельности (например, при работе в системе повышения квалификации, при работе с клиентами, при работе с педагогами в образовательных учреждениях и т.д.).