Файл: Сущность и соотношение понятия права и закон.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема соотношения права и закона существовала практически с древнейших времен - с тех пор, как появилось право. Эта проблема рассматривалась множество раз как в рамках российского, так и в рамках права других государств, но, по замечанию русского юриста А.С.Лифшица, сделанному еще в начале века, "приходится констатировать, что проблема эта "является той скалой, о которую не раз ломали свои копья выдающиеся ученые и мыслители". [5, c. 1]

Понятие закона (см. приложение А) раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо “кабинетная”, академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

"Юристы все еще ищут определение права", - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений. [10, с.79]

Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему.

Тема закона и права рассматривается множеством научных работ и монографий известных российских ученых: Алексеева С.С. "Проблемы теории права", Лазарева В.В. "Общая теория права и государства", Хропанюка В.Н. "Теория государства и права", Спиридонова Л.И. "Теория государства и права", Черданцева А.Ф. "Теория государства и права", Бабаева В.К. "Теория государства и права" и др.


Тем не менее сложившаяся политико-экономическая ситуация в России обусловливает выдвижение проблем соотношения закона и права в ряд наиболее значимых проблем юридической науки, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Предметом исследования является проблема соотношения, совпадения понятий «закон» и «право».

Объектом исследования являются государство и право.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать краткий системный анализ соотношения закона и права в концепциях современной юридической науки.

Задачи работы:

- изучение понятий «право» и «закон»,

- выявление их основных характеристик,

- взаимодействие этих понятий.

Гипотеза работы. Соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

Теоретическую основа курсовой работы составили работы исследователей ученых в области общей теории права, философии права, отраслевых юридических наук по проблемам теории и методологии правосознания, реализации права и закона: Емельянов С.А., Певцов Е.А., Разумович Н.Н., Седугин П.М., Спиридонов Л.И., Шиловод М.И. и др. 

Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, системный и структурный подход, логический метод), специальные методы (психологический, статистический, конкретно-социологический метод) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, методы толкования норм права).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования основных ее положений при изучении студентами дисциплины «Теория государства и права».

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.


Глава 1 История возникновения закона и права, их сущность и соотношение

    1. Сущность и соотношение понятия права и закон

В повседневном обиходе под правом подразумевают за­коны и иные акты, которые создаются государством для регулирования отношений между людьми и охра­няются с помощью средств принуждения. В этом инту­итивном представлении нет, однако, главного - не определены истоки происхождения, сущность, социальное значение и механизм функционирования права; допускается ошибочное отождествление права и законодательства.

Известно, что становление права как системы регу­лирования норм поведения и защиты личности тесно связано с возникновением неравенства внутри общнос­ти людей. Право было призвано выражать притязание отдельного или группы индивидов на те или иные блага: «Я имею право...», «У вас нет права...»

С помощью права эти притязания как бы освяща­ются, признаются правильными, справедливыми.

Практическое значение права состоит, однако, не только в провозглашении правового положения чело­века в обществе, а и в его защите. Для этого потребовался механизм осуществления и защиты самого права - закон и государство. В этой связи сведение права к сумме законов, а тем более к отдельным пред­писаниям государственных органов, ведет к подмене первого вторым. Право - не только совокупность об­щеобязательных норм поведения, а и система принци­пов, политика в различных отраслях законодательст­ва, множество ненормированных установлений в гражданском обществе. Государство поэтому не приду­мывает право, а закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости. Сущность права про­является в действии, детализации, практическом ре­гулировании объективных отношений между людьми, между гражданами и государством и т. п.

Именно в силу этого обстоятельства смысл права и закона состоит в том, что право - это прежде всего сама жизнь, а законы лишь постольку являются пра­вом, поскольку адекватно отражают динамику объек­тивного общественного развития. В формуле закона право приобретает свою определенность, точность, за­вершенность. Закон как бы «вторичен» по отношению к норме права, но и права нет без закона.

В российском юридическом языке понятие «закон» имеет два смысловых значения. Закон в широком смысле слова - это любой акт государственной влас­ти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон - это высший нормативный акт государственной власти. Закон, как видим, является результатом разумной деятельности законодателя, в то время как норма права складывается стихийно и не имеет автора.


Принимаемые высшим представительным органом (парламентом) законы являются, следовательно, со­единением права и политики. Поэтому в законе, как правило, сочетаются право и справедливость, с одной стороны, политическая сила и целесообразность - с другой. История знает немало примеров, когда пар­ламентское большинство проводило в законах свои сословно-классовые интересы за счет попрания естест­венных прав человека. Это один из примеров, когда сталкиваются две правды: правда политической це­лесообразности и правда «естественного права» - справедливости и свободы делать все, что не вредит другим.

В первобытном обществе правовая система была словесная, устная и состояла из традиций, нравов, ве­рований, которые управляли поведением людей.

В I тысячелетии до н. э. право и закон в значитель­ной мере были упорядочены и воплощены в законах. Десять заповедей и кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.), до сих пор сохраняю­щие свое значение, - являются одним из самых ран­них примеров свода законов.

Этот юридический документ закреплял неравенство между людьми, разделяя их на три класса, последний из которых составляли рабы. В нем отчетливо различаются признаки кодификации (систематизации), де­ление на такие разделы, как положение личности, брак и семья, собственность, договор и обязательства. В кодексе оговариваются нормы заключения договора при всех актах купли-продажи, принципы охраны мести человека от ложных, бездоказательных обвине­ний. Завершается кодекс напоминанием, что «царь есть «царь права», приравненный к солнцу, богу спра­ведливости».

Самый совершенный правовой кодекс Древнего мира - это римское право. Его нормы, включающие все аспекты правовой жизни, были основаны на идее о том, что «здравомыслие должно управлять человечес­ким поведением».

В составе права, действовавшего в Римской импе­рии, юристы выделили три части: естественное право, право народов и право граждан.

Естественное право, по представлениям, напри­мер, Марка Туллия Цицерона, распространяется как на людей, так и на мир животных. По естественному праву все люди рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного права, составляли правила, которые установил для людей Мировой разум. Римские правители использовали это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Ими были введены в норму законов ведение войны, рабство, основание царств и другие установления.


Право граждан, или цивильное (гражданское) право, регулирует отношения между свободными рим­лянами. Цивильное право, писал римский юрист II в. Гай, являлось «собственным правом государства». Ис­точником этого права другой римский юрист и госу­дарственный деятель, Эмилий Папиниан, называл за­коны, решения плебеев, постановления Сената и т. п.

Разграничение прав народов и прав граждан, прове­денное в римской юриспруденции, имело цель оправ­дать рабство, агрессивные войны и неравенство завое­ванных народов по отношению к римлянам.

Римское право было позднее использовано католи­ческой церковью в ее каноническом (то есть церков­ном) праве, а в Восточной Римской империи - визан­тийским императором Юстинианом. Знаменитый кодекс Юстиниана (около 553 г.) является основани­ем, на котором построена вся современная европей­ская правовая система (за исключением Великобрита­нии). Впервые кодекс Юстиниана закреплял такие по­нятия права, как «лицо», «вещь», «сделка», состав­ляющие сегодня основу частного права.

Яркими представителями светской политико-правовой мысли были греческие философы Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) и их римские после­дователи Цицерон, Гай, Улъпиан и др. (I в. до н. э.— III в. н. э.). [12, c. 35-39]

    1. История возникновения закона и права, на примере нескольких древних цивилизаций

Многие устоявшиеся правила поведения людей превращались в обычаи, традиции, а с появлением государства стали охраняться его властью и фиксироваться в письменных источниках. Это были первые законы, в которых формулировались дозволения и запреты, а также формы наказания за их неисполнение.

Египет. Древнейшим источником права в Египте был обычай, который стал основой законодательства фараонов. От Древнего царства сохранились царские указы, устанавливавшие права храмов и царских поселений. Сохранился судебный протокол Древнего царства, содержавший разбор дел о наследстве, акты судебных процессов о заговоре против фараона Рамзеса III.

Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. Царские судьи носили титул «жнеца богини истины». В столице находилась высшая судебная инстанция – «шесть великих домов». Уже в древнем египетском праве закрепляются понятия купли-продажи займа, аренды. В семейных отношениях дети назывались по имени матери, ведущую роль играл брак в форме договора, развод был свободным. По наследственному праву дочери и сыновья наследовали имущество в равных долях. За наиболее тяжкие преступления (государственная измена, мятежи) ответственность несли все члены семьи виновного. В судах применялись пытки. [3, c.21]