Файл: Сущность и соотношение понятия права и закон.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная со второй половины XIX в. и особенно после реформ 60-х годов в России шел активный про­цесс развития юридических профессий, науки, образования. Но «дефицит правосознания», имевший в Рос­сии давние исторические и духовные истоки, преодолеть не удалось. Очевидно, временной отрезок для формирования в народе правосознания был слиш­ком коротким. Лев Толстой незадолго до своей смерти писал: «Народ слова «право» никогда не употреблял. У них на языке его никогда нет».

Да и взгляды самого Толстого на право кроме как негативистскими не назовешь. Отождествляя право буржуазно-помещичьей юстиции России исключительно с насилием, писатель пришел к отрицанию права как такового, требовал заменить его нравствен­ными заповедями. Нужно жить не по закону, а по совести - таков исходный императив (требование) Толстого.

После Октября 1917 г. впервые в истории России была предпринята переориентация общественного со­знания к праву. Передовые правовые принципы были заложены и провозглашены в Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа, в первых совет­ских конституциях 1918 и 1924 гг. В начале 20-х го­дов, с переходом к нэпу, была создана развернутая кодифицированная система права, начата работа по воспитанию уважения к законности и формированию правовой культуры. Однако намеченные меры постро­ения правовой государственности не получили долж­ной реализации. Одна из основных причин заключа­лась в том, что в правящей Коммунистической партии, прежде всего в ее Центральном Комитете, не сложилось понимание должной роли права в развитии новых общественных отношений, в государственном управлении в особенности. В значительной мере это было наследием гражданской войны и «военного коммунизма», когда все решалось политико-администра­тивными методами, а право и закон рассматривались как пережитки буржуазного общества. Сказалось и отсутствие правовой культуры, уважения к закону.

В ходе политической борьбы, проходившей в руко­водстве партии, в дискуссиях на ее пленумах и съез­дах правовое сознание не представлялось существен­ным, не обладало высокой социальной значимостью, а политическая целесообразность господствовала над правом. Выступая с отчетным докладом XIII съезду партии (1924), Г. Зиновьев обратил внимание на вы­ступление одного из участников съезда инженеров, со­стоявшегося в Ленинграде. Этот инженер утверждал, что «в первую очередь нужны права человека», а ин­теллигент - «это человек, который ставит выше всего права человека, считает, что человек - высшая цен­ность государства». Вряд ли кто сегодня усомнится в разумности этих слов. Но у Зиновьева они вызвали негативную реакцию. Он заключил «права человека» в кавычки, а в позиции инженера увидел попытку возрождения и переноса на советскую почву буржуаз­ных порядков. Не менее показателен в этом отноше­нии и отрицательный отзыв Л. Кагановича на книгу юриста Малицкого только за то, что тот назвал совет­ское государство «правовым». В представлении Кага­новича, это рецидив буржуазного мышления, покуше­ние на политическую систему советского режима.


Многочисленные недоброжелательные высказыва­ния политиков и юристов в отношении права дискре­дитировали законодательство молодой советской Рос­сии, формировали в умонастроении людей «примат целесообразности над законностью». Нерасположение к праву открывало путь к установлению антиправово­го режима сталинизма. В сочинениях И. Сталина во­обще отсутствовали понятия «право», «правосудие», «правопорядок». Даже в его докладе о проекте Кон­ституции Союза ССР, где они были бы весьма умест­ны, эти понятия не встречаются.

За первые десятилетия существования советского общества не только не удалось преодолеть доставшееся от прошлого «нерасположение к праву», но к этому добавился еще и «социалистический» правовой ниги­лизм. Проявления этого нигилизма повседневно встре­чаются и в наши дни. Не преодолев его, нельзя создать российское правовое государство и гражданское обще­ство, справиться с потоком правонарушений.

Далее нам предстоит познакомиться с другой сторо­ной права - правовым статусом свободы человека, возрастанием роли и регулятивной силы права и закона в современных условиях. Проблема прав человека многомерна. Между тем в политологической и юриди­ческой литературе она больше трактуется по упрощенной схеме: воспроизводятся принципы Всеобщей декла­рации прав человека, принятой Организацией Объеди­ненных Наций в 1948 г., затем отмечаются факты их нарушения и в заключение указывается на недопусти­мость беззаконий в отношении граждан. При таком под­ходе вне внимания оказываются: право как мера свобо­ды, как справедливость; политика в праве и способы выражения в праве политических интересов и др. [12, c. 41-46]

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.


Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые "уравновешивают" друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не "сверху", а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, "зона" свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н. Разумовичем изложена так: "Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью". [8, c. 35]

В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

Для того, чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизации) правовой нормы обозначается условным термином "источник права". Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия "закон", из которых следует, что закон - это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти всегда нормативный акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:


- во-первых, с точки зрения этимологии (смысла) слово закон означает "правило", "предел, положенный свободе воли и действия";[5, c.47] это акт государства и, в отличие от норм обычного права, под словом "закон" всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

- во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова "закон" состоит в том, что под ним понимается "правило, постановление высшей власти".

Следовательно, закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности - это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций.[9, c.5] Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Соотношение права и закона - центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет - эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики.

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в последней ред. от 30 декабря 2008г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2

Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран [Текст] / К.И. Батыр. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. — 496 с. ISBN: 978-5-392-01095-0

3

Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988.- 520 с. ISBN5-02-003325-1

4

Емельянов, С.А. Право: определение понятия [Текст] / С.А. Емельянов. - М.: «Луч», 2016 - 12с.

5

Лифшиц, А.С. Краткий курс по энциклопедии права [Текст] / По произведениям проф. Л.И. Петражицкого/ А. С. Лифшиц.- С.-Петербург, 1908. - 146 c.

6

Мушинский, В.О. Правовое государство и правопонимание [Текст] // Советское государство и право.- 2015, № 2, С. 24-27.

7

Певцов, Е.А. Обществознание 11 класс [Текст]: Поурочные методические разработки к учебнику/ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 112 c. - ISBN 5-94853-363-8

8

Разумович, Н.Н. Политическая и правовая культура [Текст]/ Н.Н. Разумович.- М.:Наука, 2014. - 240 с. - ISBN: 5-02-012830-9

9

Седугин, П.М. Рождение закона [Текст]/ П.М. Седугин. - М.: Профиздат, 2016. – 80 с.

10

Спиридонов, Л.И. Теория права и государства [Текст]: Допущено МВД РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России юридического профиля/ Под. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Фонд "Университет", 2014. — 280 с. — ISBN 5935980738

11

Тихомиров, Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт [Текст] / Отв. ред. Ю.А.Тихомиров - М.: Юрид. лит., 1994. – 136 с. ISBN 5-7260-0753-0

12

Шиловод, М.И. и др. Политика и право. 10-11 класс [Текст]; учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений/М.И. Шиловод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 2016. – 432 c. ISBN 5-7107-1001-6