Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
Вавилон. Обнаруженный на территории нынешнего Ирана черный базальтовый столб позволил распознать некоторые особенности права Древнего Вавилона. В сборнике законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) были урегулированы отношения собственности семьи, труда. В этих законах сохранились черты неписанного права – обычаев. Дети несли ответственность за преступления родителей. В качестве наказания преступника изгоняли из места своего жительства, а родственники погибшего должны были мстить за своего человека.
Вот некоторые статьи законов Хаммурапи. «45. Если человек отдал свое поле землепашцу за арендную плату и получил арендную плату за своё поле, а затем Адад затопил поле, или же половодье унесло урожай, то убыток принадлежит только землепашцу. 59. Если человек срубил дерево в саду человека без хозяина сада, то он должен отвесить ему ½ мины серебра. 253. Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему семена, передал ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то, если этот человек украл семена или же фураж, и это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку. 258. Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 угров зерна в год. 17. Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему 2 сикля серебра. 143. Если жена не блюла себя, а изменяла мужу, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду. А в случае неверности мужа жена может взять свое приданое и вернуться в дом отца».
Индия. Право возникает при особом влиянии религии. Основными его источниками становятся религиозные поучения, в частности законы Ману (мифического прародителя людей). Характер наказания зависел от положения человека в обществе. Вора, захваченного на месте преступления, можно было убить. За кражу, совершенную ночью, отрубали руку и сажали на кол.
В законах Ману говорилось: «…Девочка, молодая или даже пожилая женщина ничего не должны делать по своей воле, даже в собственном доме. В детстве женщина должна подчиняться отцу, в молодости – мужу, после смерти мужа – сыновьям. Женщина никогда не должна быть самостоятельной. Она никогда не должна желать разлуки с отцом, мужем или сыновьями. Покидая их, она подвергает оба семейства презрению. Она должна повиноваться тому, кому могут отдать её отец или брат. …При распределении военной добычи лучшую долю следует отдать царю. …Где идет черное красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются».
Китай. Особое влияние на право оказала религия. В праве разработана сложная система наказаний, предусматривающая различия между неосторожными или умышленными деяниями. В законодательстве перечислялись возможные провинности (около тысячи), каждая из которых в конкретных ситуациях предусматривала свой вид наказаний: клеймо тушью на лице, отрезание носа, ног, превращение женщин в рабынь, отрубание головы и т. д.
Афины. Обычаи стали фиксироваться в первых законах в четкой и системной форме (621 г. до н. э. – Законы Дракона). Появление собственности вызвало необходимость регулирования имущественных отношений в законах. Все имущество, которым мог владеть свободный гражданин, делилось на видимое (земля, рабы, скот) и невидимое (деньги, драгоценности). В семейных отношениях вступление в брак считалось обязательным, при этом заключался он в форме договора с главой семьи. За совершение преступления (оскорбление богов, обман народа, убийство, плохое обращение с родителями) предусматривалось наказание, целью которого было причинить страдания человеку.
Рим. В Римской империи еще в древнейший период право получает название «цивильное», так как его участниками могли быть только римские граждане. В 451 г. до. н. э. обычные установления были зафиксированы в «Законах XII таблиц» (это были специальные доски, которые так и не дошли до нас в своем первоначальном виде). С предельной четкостью разрабатываются нормы института права собственности. Многие понятия, выработанные римскими юристами, послужили основой современного законодательства многих стран, они используются и в российском законодательстве. В семейных отношениях предусматривалось несколько форм брака. Брак в религиозной форме сопровождался особыми религиозными обрядами, поеданием лепешек и клятвой жены в верности. В светской форме предполагалась покупка невесты. А вот третья форма основывалась на равноправном положении мужа и жены. Договор о браке возобновлялся каждый год. Для этого жена должна была на три дня уходить от мужа, чтобы прервать срок давности и не закрепить власть мужа над собой. В классический период право достигает своего расцвета. Формулируются признаки частного права, касающегося «пользы отдельных лиц и публичного, относящегося к положению римского государства». Право стало прочно ассоциироваться со справедливостью.
Уже в древности право выступало как регулятор различных сфер общественных отношений: семейных, имущественных, уголовных и т. д.[7, c. 8-11]
1.3 Олицетворение закона и права по Аристотелю
Право, по Аристотелю, олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политического общения свободных и равных людей. Понятие справедливости, замечает Аристотель, связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
Право характеризуется Аристотелем так же, как равенство. Но в соответствии с его трактовкой принципа справедливости это равенство не абсолютно, а относительно, поскольку люди не равны по своему положению. В самом деле, указывает Аристотель, люди более благородного происхождения - с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения.
В политическом праве он вычленяет естественное и условное (позитивное) право.
Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или другого государства.
К области условного права им относятся установленные людьми законоположения и всеобщие соглашения.
Кроме того, Аристотель различает писаный закон и неписаный (обычай). Последний он относил не к естественному, а к позитивному праву.
Различая право и закон, Аристотель отмечал, что «всякий закон в основе предполагает своего рода право». Это означает справедливость лишь того закона, который опирается на соответствующее право. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».
Закон, а не человек, утверждает Аристотель, олицетворяет верховную власть в государстве. Закон свободен от человеческих страстей и представляет собой «уравновешенный разум». Разумеется, закон, как и отдельный человек, не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, но при этом он является незаменимым регулятором политических отношений. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недостаток и восполнить пробел, оставленный законодателем.
Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой. «Такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он вследствие своей всеобщности неудовлетворителен».
Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе самого законодателя.
Аристотель - сторонник законодательной регламентации всех основных аспектов общественной, политической и частной жизни людей. И в этом смысле он является «законником». Он последовательно отстаивал нравственный принцип: «То, чего закон не приказывает, то он запрещает».
Отличительную особенность закона как властного акта Аристотель видит в его принудительной силе.
Однако, подчеркивает мыслитель, никакой пользы не принесут самые полезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства. [12, c. 39-41]
Глава 2 Реализация права и закона в жизни общества и российское право
2.1 Правовая культура и особенности реализации закона и права в жизни общества
Начало становлению гражданского общества в России было положено отменой крепостного права и освобождением крестьян от личной зависимости (1861). В русском языке с тех пор синонимом свободы стало слово «воля». Теперь крестьянин мог жить по своей воле, а не барской. Но эпоха либерально-правовых реформ растянулась на несколько десятилетий. Жесткое самодержавное давление «сверху» еще долгие годы лишало трудящихся обладания правами.
Февральская революция 1917 г. открыла перед Россией возможности, но не решила в полном объеме политико-правовые и гражданские свободы. Объективности ради отметим, что Октябрьская революция создала предпосылки для осуществления переориентации общественного сознания к гуманистическому праву и правопорядку. В их числе первые в истории России конституционные акты: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституции 1918 и 1924 гг. В начале 20-х годов и в 60-е годы была проведена кодификация системы права и законодательства. Многие кодексы 60-х годов действуют в России и в настоящее время, до принятия новых кодексов. Однако в первых и последующих советских конституциях игнорировался один из основных принципов политико-правовой свободы: политическая воля граждан, в том числе и идеологических противников режима власти. Здесь сказалось отрицательное отношение советской юриспруденции к буржуазному праву вообще, общечеловеческим, естественным нормам права в частности. Еще в конце 20-х годов известный юрист П. И. Стучка с горечью писал: «Ныне еще спрашивают: зачем нам выдумывать и обосновывать советское право, если оно также должно впоследствии исчезнуть?»
В современной России в ряду проводимых коренных реформ осуществляется и реформирование системы российского права: публичного и частного. Публичное право регулирует отношения между государством и гражданами. Схематично эти отношения можно представить в виде вертикали, где верхняя точка означает власть, нижняя — подчинение.
Публичное право — многоотраслевая сфера. Его составляют следующие отрасли: конституционное (или государственное), административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.
Частное право регулирует отношения между субъектами права (индивидуумами, коллективами) на основе взаимных обязательств. Субъектоотношения строятся по горизонтали. Здесь нет руководимых и руководителей. Все участники равноправны, выступают сторонами, партнерами, контрагентами. В сфере частного права все субъекты (в том числе и государственные структуры) выступают как «частное лицо». К частному праву относятся гражданское (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства), трудовое, семейное право.
В связи с рассматриваемой темой кратко познакомимся с конституционным правом и его главным нормативным актом — Конституцией Российской Федерации 1993 г., особенно с той ее частью, где непосредственно отражены права и свободы человека. Любая конституция формулирует лишь фундаментальные права и обязанности человека. Но их перечень может быть расширен специальными законами представительной власти.
Конституция 1993 г. (особенно ее вторая глава) обращена к личности, к человеку, гражданину. В ней нет установок на верховенство одних и намека на косвенную подчиненность других. В Конституции впервые записано признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства перед законом общественных организаций; никакая религия не может признаваться государственной.
Конституция Российской Федерации (см. приложение В) гарантирует всем жителям страны следующие гражданские права и свободы.
- Право на свободу и личную неприкосновенность. Только суд имеет право вынести обвинение и лишить человека свободы. До решения суда об аресте человек может быть задержан правоохранительными органами, гласит статья 22, на срок не более 48 часов. При этом ограничение свободы допускается только по тем основаниям, которые перечислены в законе.
- Право на уважение личности. В новой Конституции РФ впервые вводится в юридический обиход термин «достоинство личности», охраняемое государством (статья 21).