Файл: Сущность и соотношение понятия права и закон.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вавилон. Обнаруженный на территории нынешнего Ирана черный базальтовый столб позволил распознать некоторые особенности права Древнего Вавилона. В сборнике законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) были урегулированы отношения собственности семьи, труда. В этих законах сохранились черты неписанного права – обычаев. Дети несли ответственность за преступления родителей. В качестве наказания преступника изгоняли из места своего жительства, а родственники погибшего должны были мстить за своего человека.

Вот некоторые статьи законов Хаммурапи. «45. Если человек отдал свое поле землепашцу за арендную плату и получил арендную плату за своё поле, а затем Адад затопил поле, или же половодье унесло урожай, то убыток принадлежит только землепашцу. 59. Если человек срубил дерево в саду человека без хозяина сада, то он должен отвесить ему ½ мины серебра. 253. Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему семена, передал ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то, если этот человек украл семена или же фураж, и это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку. 258. Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 угров зерна в год. 17. Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему 2 сикля серебра. 143. Если жена не блюла себя, а изменяла мужу, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду. А в случае неверности мужа жена может взять свое приданое и вернуться в дом отца».

Индия. Право возникает при особом влиянии религии. Основными его источниками становятся религиозные поучения, в частности законы Ману (мифического прародителя людей). Характер наказания зависел от положения человека в обществе. Вора, захваченного на месте преступления, можно было убить. За кражу, совершенную ночью, отрубали руку и сажали на кол.

В законах Ману говорилось: «…Девочка, молодая или даже пожилая женщина ничего не должны делать по своей воле, даже в собственном доме. В детстве женщина должна подчиняться отцу, в молодости – мужу, после смерти мужа – сыновьям. Женщина никогда не должна быть самостоятельной. Она никогда не должна желать разлуки с отцом, мужем или сыновьями. Покидая их, она подвергает оба семейства презрению. Она должна повиноваться тому, кому могут отдать её отец или брат. …При распределении военной добычи лучшую долю следует отдать царю. …Где идет черное красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются».


Китай. Особое влияние на право оказала религия. В праве разработана сложная система наказаний, предусматривающая различия между неосторожными или умышленными деяниями. В законодательстве перечислялись возможные провинности (около тысячи), каждая из которых в конкретных ситуациях предусматривала свой вид наказаний: клеймо тушью на лице, отрезание носа, ног, превращение женщин в рабынь, отрубание головы и т. д.

Афины. Обычаи стали фиксироваться в первых законах в четкой и системной форме (621 г. до н. э. – Законы Дракона). Появление собственности вызвало необходимость регулирования имущественных отношений в законах. Все имущество, которым мог владеть свободный гражданин, делилось на видимое (земля, рабы, скот) и невидимое (деньги, драгоценности). В семейных отношениях вступление в брак считалось обязательным, при этом заключался он в форме договора с главой семьи. За совершение преступления (оскорбление богов, обман народа, убийство, плохое обращение с родителями) предусматривалось наказание, целью которого было причинить страдания человеку.

Рим. В Римской империи еще в древнейший период право получает название «цивильное», так как его участниками могли быть только римские граждане. В 451 г. до. н. э. обычные установления были зафиксированы в «Законах XII таблиц» (это были специальные доски, которые так и не дошли до нас в своем первоначальном виде). С предельной четкостью разрабатываются нормы института права собственности. Многие понятия, выработанные римскими юристами, послужили основой современного законодательства многих стран, они используются и в российском законодательстве. В семейных отношениях предусматривалось несколько форм брака. Брак в религиозной форме сопровождался особыми религиозными обрядами, поеданием лепешек и клятвой жены в верности. В светской форме предполагалась покупка невесты. А вот третья форма основывалась на равноправном положении мужа и жены. Договор о браке возобновлялся каждый год. Для этого жена должна была на три дня уходить от мужа, чтобы прервать срок давности и не закрепить власть мужа над собой. В классический период право достигает своего расцвета. Формулируются признаки частного права, касающегося «пользы отдельных лиц и публичного, относящегося к положению римского государства». Право стало прочно ассоциироваться со справедливостью.

Уже в древности право выступало как регулятор различных сфер общественных отношений: семейных, имущественных, уголовных и т. д.[7, c. 8-11]


1.3 Олицетворение закона и права по Аристотелю

Право, по Аристотелю, олицетворяет собой полити­ческую справедливость и служит нормой политическо­го общения свободных и равных людей. Понятие справедливости, замечает Аристотель, связано с представ­лением о государстве, так как право, служащее крите­рием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Право характеризуется Аристотелем так же, как равенство. Но в соответствии с его трактовкой принци­па справедливости это равенство не абсолютно, а отно­сительно, поскольку люди не равны по своему положе­нию. В самом деле, указывает Аристотель, люди более благородного происхождения - с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения.

В политическом праве он вычленяет естественное и условное (позитивное) право.

Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от при­знания или непризнания его в законодательстве того или другого государства.

К области условного права им относятся установлен­ные людьми законоположения и всеобщие соглашения.

Кроме того, Аристотель различает писаный закон и неписаный (обычай). Последний он относил не к естественному, а к позитивному праву.

Различая право и закон, Аристотель отмечал, что «всякий закон в основе предполагает своего рода право». Это означает справедливость лишь того зако­на, который опирается на соответствующее право. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

Закон, а не человек, утверждает Аристотель, олице­творяет верховную власть в государстве. Закон свобо­ден от человеческих страстей и представляет собой «уравновешенный разум». Разумеется, закон, как и отдельный человек, не может предусмотреть все воз­можные конкретные случаи жизни, но при этом он является незаменимым регулятором политических от­ношений. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недо­статок и восполнить пробел, оставленный законода­телем.

Подобное преодоление отрицательных последст­вий общего характера закона Аристотель называ­ет правдой. «Такова природа правды: она заклю­чается в исправлении закона в тех случаях, где он вследствие своей всеобщности неудовлетвори­телен».


Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе самого законодателя.

Аристотель - сторонник законодательной регла­ментации всех основных аспектов общественной, по­литической и частной жизни людей. И в этом смысле он является «законником». Он последовательно отста­ивал нравственный принцип: «То, чего закон не при­казывает, то он запрещает».

Отличительную особенность закона как властного акта Аристотель видит в его принудительной силе.

Однако, подчеркивает мыслитель, никакой пользы не принесут самые полезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственно­го строя и законодательства. [12, c. 39-41]

Глава 2 Реализация права и закона в жизни общества и российское право

2.1 Правовая культура и особенности реализации закона и права в жизни общества

Начало становлению гражданского об­щества в России было положено отменой крепостного права и освобождением крестьян от личной зависимос­ти (1861). В русском языке с тех пор синонимом сво­боды стало слово «воля». Теперь крестьянин мог жить по своей воле, а не барской. Но эпоха либерально-правовых реформ растянулась на несколько десятилетий. Жесткое самодержавное давление «сверху» еще дол­гие годы лишало трудящихся обладания правами.

Февральская революция 1917 г. открыла перед Россией возможности, но не решила в полном объеме политико-правовые и гражданские свободы. Объективности ради отметим, что Октябрьская революция создала предпосылки для осуществления переориен­тации общественного сознания к гуманистическому праву и правопорядку. В их числе первые в истории России конституционные акты: Декларация прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, Конституции 1918 и 1924 гг. В начале 20-х годов и в 60-е годы была проведена кодификация системы права и зако­нодательства. Многие кодексы 60-х годов действуют в России и в настоящее время, до принятия новых ко­дексов. Однако в первых и последующих советских конституциях игнорировался один из основных прин­ципов политико-правовой свободы: политическая воля граждан, в том числе и идеологических против­ников режима власти. Здесь сказалось отрицательное отношение советской юриспруденции к буржуазному праву вообще, общечеловеческим, естественным нор­мам права в частности. Еще в конце 20-х годов известный юрист П. И. Стучка с горечью писал: «Ныне еще спрашивают: зачем нам выдумывать и обосновы­вать советское право, если оно также должно впос­ледствии исчезнуть?»


В современной России в ряду проводимых корен­ных реформ осуществляется и реформирование систе­мы российского права: публичного и частного. Пуб­личное право регулирует отношения между государст­вом и гражданами. Схематично эти отношения можно представить в виде вертикали, где верхняя точка озна­чает власть, нижняя — подчинение.

Публичное право — многоотраслевая сфера. Его со­ставляют следующие отрасли: конституционное (или государственное), административное, уголовное и уго­ловно-процессуальное право.

Частное право регулирует отношения между субъектами права (индивидуумами, коллективами) на основе взаимных обязательств. Субъектоотношения строятся по горизонтали. Здесь нет руководи­мых и руководителей. Все участники равноправны, выступают сторонами, партнерами, контрагентами. В сфере частного права все субъекты (в том числе и государственные структуры) выступают как «част­ное лицо». К частному праву относятся граждан­ское (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства), трудо­вое, семейное право.

В связи с рассматриваемой темой кратко познако­мимся с конституционным правом и его главным нормативным актом — Конституцией Российской Фе­дерации 1993 г., особенно с той ее частью, где непо­средственно отражены права и свободы человека. Любая конституция формулирует лишь фундамен­тальные права и обязанности человека. Но их перечень может быть расширен специальными законами представительной власти.

Конституция 1993 г. (особенно ее вторая глава) об­ращена к личности, к человеку, гражданину. В ней нет установок на верховенство одних и намека на косвенную подчиненность других. В Конституции впе­рвые записано признание идеологического и полити­ческого многообразия, многопартийности, равенства перед законом общественных организаций; никакая религия не может признаваться государственной.

Конституция Российской Федерации (см. приложение В) гарантирует всем жителям страны следующие гражданские права и свободы.

  1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Только суд имеет право вынести обвинение и лишить человека свободы. До решения суда об аресте человек может быть задержан правоохранительными органа­ми, гласит статья 22, на срок не более 48 часов. При этом ограничение свободы допускается только по тем основаниям, которые перечислены в законе.
  2. Право на уважение личности. В новой Конститу­ции РФ впервые вводится в юридический обиход тер­мин «достоинство личности», охраняемое государст­вом (статья 21).